«Союз» навалился
27.09.2007, Журнал "Оазис" ? 18 (62) Сентябрь 2007
Наргис Зокирова (Душанбе)
В ходе сентябрьского визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Таджикистан было подписано совместное заявление президентов двух стран и еще пять документов, определяющих дальнейшее сотрудничество двух государств. Среди них - меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области инвестиций и торговли, межправительственные соглашения о сотрудничестве в области воздушного сообщения и о сотрудничестве в области культуры и искусства, а также соглашения между Министерствами образования и сельскохозяйственными ведомствами двух стран.
Но, по мнению экспертов, одной из основных целей визита Назарбаева в Таджикистан являлась обсуждение инициативы казахского лидера о создании Центрально-азиатского экономического союза (ЦАЭС). Ранее таджикские официальные лица подчеркивали, что не видят необходимости в такой организации. Тем более, что подобный опыт уже был. Об этом свидетельствует Организация центрально-азиатского сотрудничества, которая была благополучно поглощена ЕврАзЭ. Еще до начала визита Назарбаева в Душанбе, известный политолог Саймуддин Дустов в интервью радио Би-би-си подчеркнул, что главной причиной визита казахского лидера является обсуждение вопроса о создании ЦАЭС. Он также предупредил, что Казахстан будет готов инвестировать в таджикскую экономику, только в случае смягчения позиции руководства Таджикистана по этому вопросу. Так, договорились президенты или нет?
На пресс-конференции по итогам встречи, Эмомали Рахмон отвечая на вопрос журналистов об отношении к созданию Центрально-азиатского экономического союза, отметил: «Мы за интеграцию. По выводам Всемирного банка, только снятие искусственных барьеров позволит увеличить ВВП в два раза». Однако, по мнению таджикского лидера, для создания такого союза необходимо соблюдение нескольких условий. «Во-первых, страны региона должны становиться членами этого союза на основе абсолютного равноправия, во-вторых, чтобы было единое правовое поле, в-третьих - обеспечение свободного перемещения товаров и, наконец, члены союза должны преследовать главную цель - рационально использовать водно-энергетические и минеральные ресурсы», - считает Э.Рахмон.
Со слов Нурсултана Назарбаева, «население нашего региона составляет около 55 миллионов человек и всех нас объединяет общность истории и культуры. Мы должны думать о таком взаимодействии, которое не будет мешать нашим историческим связям, и будет способствовать нашим торгово-экономическим отношениям». Он также дал понять, что в новой структуре не будет доминирующей страны, и что все страны будут равноправными и поочередно руководить ею. Назарбаев подчеркнул, что в этом вопросе не лишним будет воспользоваться опытом Евросоюза.
Но, одна из проблем заключается в том, что в Таджикистане не все в восторге от идеи создания Центрально-азиатского экономического союза. Учитывая тот факт, что четыре страны региона относятся к тюркоязычной группе языков, а Таджикистан к персоязычной, эксперты указывают на нежелательность вхождения Таджикистана в эту организацию. Они считают, что семимиллионное население Таджикистана просто растворится среди 48 миллионов тюркоговрящих соседей. Поэтому, руководству Таджикистана предлагается усилить южный вектор своей внешней политики, направленного на большую интеграцию с Афганистаном и Ираном.
Однако Таджикистану необходимы инвестиции, а Казахстан является одной из тех немногочисленных стран, которая способна сделать серьезные вливания в таджикскую экономику. Наверное, поэтому, Рахмон обозначил определенные условия для возможного вхождения Таджикистана в союз. И ответ на вопрос о том, договорились ли окончательно президенты на душанбинской встрече по его созданию также остается открытым.
Все-таки ответы президентов на совместной пресс-конференции не были столь категоричными, как это было в начале года на встрече Назарбаева с президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым, который однозначно поддержал идею создания такого Центрально-азиатского экономического союза. Да и достигнутые соглашения во время встреч в Душанбе, также не назовешь особо важными. Конечно, подписанное соглашение о создании казахстанско-таджикского инвестиционного фонда с уставным капиталом в $100 млн. для финансирования инвестиционных проектов на территории Таджикистана солидное решение. Но, еще до прибытия Назарбаева в Таджикистан, было объявлено о том, что в ходе визита между странами будет подписано Соглашение о финансировании строительства Нурабадской ГЭС на востоке Таджикистана. Соглашение подписано не было. Казахская сторона заявляет, что таджики не смогли вовремя подготовить все необходимые документы. А может быть, стороны просто еще не до конца договорились по созданию Центрально-азиатского экономического союза?