Порция политического яда
14.11.2007, Время новостей
Александр САМОХОТКИН
Оппозиция требует отставки президента Пакистана
Вчера лидер пакистанской оппозиции Беназир Бхутто призвала президента Первеза Мушаррафа уйти в отставку. Это было ее самое жесткое политическое заявление после введения 3 ноября чрезвычайного положения. Ранее глава Пакистанской народной партии (ПНП) настаивала на немедленном прекращении чрезвычайного положения, отказе президента-генерала от поста главнокомандующего, восстановлении конституции и освобождении тысяч арестованных.
54-летняя Беназир Бхутто исключила вероятность того, что станет премьером при Мушаррафе, хотя в 1990-х она дважды возглавляла кабинет. Тем самым она свела к нулю надежды сторонников перемен на формирование союза президента с умеренной оппозицией. Подобные планы возникли после многомесячных переговоров ПНП с властями, позволившими Бхутто 18 октября вернуться на родину после восьмилетней эмиграции.
Свою жесткую позицию Бхутто озвучила по телефону из Лахора. Там ее вчера посадили на неделю под домашний арест, чтобы помешать возглавить 300-километровый марш протеста сторонников ПНП и других оппозиционных партий на столицу Исламабад. Колонну протестующих на 200 машинах полиция в соответствии с законом остановила в 50 км от Лахора и арестовала несколько сот участников марша.
В пятницу Бхутто уже провела несколько часов под домашним арестом в Равалпинди, где также собирался митинг ПНП. На этот раз из дома в Лахоре, окруженного спецназом, колючей проволокой и грузовиками с песком, репортеры услышали от Бхутто, что ПНП «вряд ли примет участие в парламентских выборах». Переизбранный в начале октября президентом 64-летний Мушарраф в воскресенье обещал провести их до 9 января. Бхутто назвала президента «помехой демократии», а предстоящие выборы -- «театрализованным шоу для повторного воцарения пропрезидентской партии «Пакистанская мусульманская лига -- Кью» (Кью -- сокращение от «Каид-э-азам» (великий лидер), титула основателя Пакистана Мухаммада Али Джинны).
Около дома, где содержится Бхутто, были арестованы сотни людей, кричавших: «Мушарраф, уходи». Свой отказ стать премьером Бхутто объяснила так: «Даже если бы я хотела поработать с Мушаррафом, то не получила бы поддержки народа. Избитые мужчины и женщины не хотят, чтобы мы имели с президентом что-то общее. Переговоры с ним прерваны из-за массированного полицейского насилия против женщин и детей. О возврате к переговорам нет речи. Любой, имеющий дело с генералом Мушаррафом, получает порцию яда».
Бхутто намерена создать «широкую коалицию с программой из одного пункта -- восстановление демократии». Она пообещала «работать со всеми политическими силами, включая Наваза Шарифа и его партию». Экс-премьер Шариф, уже одобривший все идеи Бхутто, является ее давним политическим соперником. В сентябре он на пару часов возвратился в Пакистан из изгнания, но был снова выслан. После переворота 1999 года, совершенного Мушаррафом и лишившего Шарифа власти, единая тогда «Пакистанская мусульманская лига» раскололась на правящую ПМЛ-Кью и оппозиционную ПМЛ-Н по имени свергнутого премьера.
Кризис в располагающем ядерным оружием Пакистане вызвал на Западе сомнения в его способности одолеть боевиков из «Талибана» и «Аль-Каиды». США, возглавляющие антитеррористическую коалицию в регионе, порекомендовали Мушаррафу отменить чрезвычайное положение и «снять форму главнокомандующего», в чем их поддержал Евросоюз. В понедельник главы МИДов Британского Содружества выступили с такими же требованиями, пригрозив в случае их неисполнения до 22 ноября приостановить членство Пакистана в организации.
«Мушарраф на днях посетовал, что на него со всех сторон слишком много давят и что он этого не ожидал, ведь конституция предусматривает его право объявлять чрезвычайное положение», -- сказал «Времени новостей» главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Москаленко. По его оценке, Бхутто «перешла рубеж, за которым ее действия для президента нетерпимы, при этом Бхутто с ее конъюнктурных позиций кажется, что ее поведение правильно». «Верховный суд вот-вот утвердит переизбрание Мушаррафа президентом. После этого он, как и обещал, уйдет с поста главнокомандующего, его положение с точки зрения Запада сразу улучшится, и Бхутто скорее всего свое мнение изменит», -- заключил собеседник «ВН».