«РУССКИЕ НЕМЦЫ: ВЕЧНЫЕ ЧУЖАКИ»
06 decembre 2007, inosmikzp.canalblog.com
Старый немец-репатриант в Германии незадолго до смерти, попросив у своих детей прощения за то, что побудил их уехать из России, признался: тут «ничто не так, как я себе представлял»
Корреспондент ежедневной французской газеты «Liberation» в Берлине Натали Версье недавно в очередном своем материале из Германии обратилась к теме адаптации российских немцев, переселившихся на историческую родину, на новом месте проживания.
Начинается ее публикация так: «Являвшиеся немцами в России, они стали русскими в Германии. Более двух миллионов «Aussiedler» воссоединились с родиной-матерью после падения СССР. Их интеграция настолько трудна, что некоторые мечтают вернуться в Сибирь» («Russes allemands, eternels etrangers», De notre correspondante a Berlin NATHALIE VERSIEUX). Далее в подтверждение такого суждения автор приводит пример из жизни конкретных людей.
Она пишет: «Виктор и Елена в действительности не хотели покидать Россию. Это было желание отца увидеть наконец-то то, что он называл своей «Родиной», и для старика вопрос о том, чтобы уехать одному, не стоял. Тогда Виктор и Елена попрощались со своими коллегами, забрали со школы своего сына Романа, уложили все, чем владели, в три чемодана, и сели на поезд». Они взяли курс на Запад, отправляясь в самое значительное в их жизни путешествие: из Барнаула в Сибири - в Германию, на родину своих предков. Как сложилась их жизнь там, на новом месте проживания?
Как бы отвечая на такой вопрос, Н.Версье описывает их нынешнее положение следующим образом: «Спустя семь лет, они мечтают только о возвращении. Сейчас их отца нет в живых. Незадолго до того, как покинуть их, он, попросив прощения перед своими детьми, признался им: «Ничто не так, как я себе представлял». Виктор и Елена оба годами остаются без работы. Почти все друзья и коллеги, которых они оставили в Сибири, получили пользу от русского экономического чуда. «Если бы я остался, завод сегодня, быть может, принадлежал бы мне», - мечтательно размышляет Виктор. Если бы не Роман, они бы давно уехали. Так они говорят. Их сын, которому сейчас 15 лет, - единственный из семьи, кому удалось интегрироваться. По завершению своего образования он станет преподавателем спорта».
Как утверждает автор, судьба Виктора и Елены - это далеко не единственный такой случай. После падения Берлинской стены около двух с половиной миллионов немцев покинули бывший Советский Союз с тем, чтобы вновь обрести «родину» своих предков. Далее она выводит другое, более общее заключение: «Судьба «Aussiedler», как их называют по ту сторону Рейна, русских в Германии, немцев в бывшем Советском Союзе, является символическим примером движений населения, которыми отмечен восток европейского континента со времени падения Стены. Девять миллионов человек мигрировало в сердце Европы с Востока после распада коммунистических режимов».
Но те же немцы уезжали в Германию не только из России и других восточноевропейских стран. Значительна была в их потоке на Запад и доля немцев из далекого для Европы Казахстана.
Более того, в тот год, когда у нас был отмечен пик выездов из страны, в Германии зарегистрировали наибольший приток немцев-репатриантов извне. Речь идет о 1994 годе. Тогда из Казахстана выехало почти полмиллиона эмигрантов, а Германия приняла 215 тысяч этнических немцев из-за рубежа.
И то, и другое остались в истории как пиковые случаи для соответствующих государств.
Но с тех пор многое изменилось. Как это принято говорит в Германии: «Die fetten Jahre sind vorbei» - «Тучные годы остались позади». Два закона, принятые в 1996, а потом в 2000 году, ужесточили правовую основу для возвращения «Aussiedler».
Отныне кандидаты должны пройти тест по языку и доказать, что их немецкая речь была передана им семьей. Дети и супруги «Aussiedler» могут выехать из России только при условии освоения ими тоже немецкого языка. Крайний случай, молодой потомок «немецких русских», который бы бегло говорил на языке Гете потому, что он изучал его в университете, не будет вполне соответствовать критериям, а вот 60-летний рабочий, с которым в детстве его родители спорадически говорили бы по-немецки, - наоборот.
«С самого начала мы постарались дать реалистическое представление о Германии, через газеты немецкого сообщества в бывшем Советском Союзе, к примеру, - объясняет со страниц газеты «Liberation» Кристоф Бергнер, на которого правительством возложена ответственность по ведению дела «Aussiedler». - Но люди хотели убежать от хаоса вокруг них. Сегодня экономический бум в России и Казахстане и тот факт, что немецкие меньшинства снова могут жить, сохраняя свою идентичность, без того, чтобы быть преследуемыми, внесли свой вклад в замедление потока выездов. Немцы из бывшего СССР вновь начинают верить в свои будущие перспективы на месте».
И их, этнических немцев, остающихся на месте, в России насчитывается еще 600 тысяч, в Казахстане - 220 тысяч. И несколько десятков тысяч - в Украине, Кыргызстане и Узбекистане.
Ерберген САЛЫКОВ