Иран: между миром и войной
12 Апреля 2008, Echo
По словам Джорджа Буша, выбор за самим Тегераном
Т.АНСАРИ
Новостью номер один для США остается выступление в Сенате командующего американскими вооруженными силами в Ираке генерала Дэвида Петреуса и реакция на него президента США Джорджа Буша. Глава администрации США выступил в Белом доме с речью, в которой объяснил новую корректировку действий США в Ираке. По его словам, ситуация с безопасностью в этой стране, серьезные и многогранные вызовы требуют временной приостановки вывода американских войск. Это может означать, что к приходу нового американского президента в Ираке еще будут оставаться около 140 тысяч американских военнослужащих. Как отмечают аналитики, Буш принял решение, основываясь на мнении командующего американским контингентом в Ираке генерала Дэвида Петреуса.
В ответ лидеры демократов уже обвинили президента в том, что он избегает принятия решений по Ираку. Спикер палаты представителей США демократ Нэнси Пелоси опубликовала открытое письмо Бушу: "Пошел шестой год, как мы ведем войну, которая унесла жизни более 4 тысяч американских граждан, стоила примерно 1 трлн.долл., который мог бы пойти на срочные нужды нашей страны, и сильно повредила репутации США в глазах мировой общественности". И далее: "Генерал Петреус во вторник заявил, что мы не смогли сдвинуть ситуацию с мертвой точки, что мы не видим свет в конце тоннеля".
Однако куда большего внимания заслуживает другое. Генерал Дэвид Петреус в ходе своего выступления в Сенате, кроме всего прочего, заявил, что не исключает возможности войны с Ираном. Как указывает The World Net Daily, Петреус отметил, что Иран "способствовал росту насилия самым ужасным способом, поддерживая некоторые особые группы", которые связаны с террористическими организациями. "Будет справедливым отметить, что поддерживаемые Ираном особые группы в Ираке причастны к убийству сотен американских солдат и тысяч иракских солдат и мирных жителей", - отметил Петреус.
Как отмечают аналитики, этот тезис генерала Петреуса также не остался незамеченным Джорджем Бушем. "У режима в Тегеране есть выбор: жить в мире со своим соседом и пользоваться прочными экономическими, культурными и религиозными связями или продолжать вооружать, обучать и финансировать незаконные воинственные группы, которые терроризируют иракский народ и настраивают его против Ирана", - отметил президент США в своем "иракском" заявлении. По словам Буша, "если Иран сделает правильный выбор, Америка будет приветствовать мирные взаимоотношения между Ираном и Ираком". "Если Иран сделает неверный выбор, Америка будет действовать, чтобы защитить свои интересы", - добавил президент США.
Как отмечают многие аналитики, вначале в мировых СМИ не было недостатка в оценках и прогнозах, что Иран обладает в Ираке, прежде всего в его шиитской общине колоссальным влиянием, и, свергнув Саддама Хусейна, пользовавшегося поддержкой главным образом со стороны суннитов, США просто сделали "грязную работу" для своего главного противника в регионе. Затем акценты несколько сместились: многие аналитики начали рассуждать о том, что при помощи поддержки радикальных шиитских групп, вроде той же "Армии Махди", Иран получил возможность открыть в Ираке "второй фронт" против США. Теперь же становится понятным: то, что еще вчера казалось решающим преимуществом и выгодным плацдармом, сегодня для Ирана превращается в жестокую ловушку.
Показательно и другое. Заявления Дэвида Петреуса прозвучали практически синхронно со словами президента Ирана о запуске каскада из 6 тысяч центрифуг и тестировании нового оборудования в Натанзе, что было расценено большинством аналитиков как весьма тревожный признак. И вряд ли можно считать случайным совпадением, что в те же дни лондонская The Times напомнила о прошедших в Иране 4 февраля испытаниях "исследовательской ракеты" "Кавошгар-1", которая, уверены эксперты, может оказаться баллистической и способной поражать цели в Европе. Теперь же спутниковые фотографии позволили обнаружить секретный объект, на котором Иран, как подозревают, и создает баллистические ракеты дальнего радиуса действия. Анализ фотографий, сделанных британским спутником Digital Globe QuickBird спустя четыре дня после запуска ракет, выявил ряд интересных моментов. По ним эксперты могут судить, что в расположенном там же комплексе Иран сосредоточил свои усилия по разработке баллистических ракет с дальностью поражения около 6 тыс. км. Прежде неизвестная ракетная база расположена примерно в 230 км к юго-востоку от Тегерана и связана с программой по разработке ракет дальнего действия. О существовании комплекса сообщил журнал Jane's Intelligence Review после того, как изображения изучил бывший инспектор по вооружениям в Ираке. Таким образом, очевидно, что беспокойство по поводу ядерных и ракетных приготовлений Ирана растет не только в США и Израиле, и появление в мировом информационном пространстве сведений о разработке Тегераном ракет, способных достичь Европы, изменит настроения не в пользу Тегерана. Тем более что Махмуд Ахмадинеджад уже успел снискать репутацию политика, с которым в принципе невозможно вести переговоры. А это объективно множит ряды приверженцев силового решения - увы, оно выглядит все более реальным.