Узбекистан сносит жилые дома вблизи границ с Казахстаном
16 мая 2008г. ? 19 (797) , Деловая Неделя, Казахстан
Андрей САИДОВ, Ташкент
Власти Узбекистана намерены в ближайшее время снести триста пятьдесят частных домов, расположенных вблизи погранично-таможенного поста «Гишткуприк» на границе с Южно-Казахстанской областью. По сообщениям сайта узбекской политической оппозиции Рonauz.info, в результате без крыши над головой останутся около трех тысяч человек, ведь в каждом доме проживают две-три узбекские семьи, насчитывающие от шести до двенадцати членов. Государственная компенсация владельцам сносимых домов составляет шесть-восемь миллионов узбекских сумов - $5-7 тыс., что в 10 раз меньше их рыночной стоимости, оценивающейся в районе, $50 тысяч.
Жители улицы Чимкент-йули в поселке Гишткуприк говорят, что суммы компенсации хватит лишь на закладку фундамента под новое жилье. Для его строительства выделены земельные участки площадью в шесть соток на пшеничном поле соседнего села Туртовул. Сбор пшеницы с поля закончится в лучшем случае через месяц. Но никакого временного жилья людям, оставшимся без крова, не предоставлено. Тем не менее власти требуют завершить снос как можно скорее. Владельцам домов, ссылающимся на отсутствие средств на снос, предоставляют бесплатную рабочую силу.
Как утверждают оппозиционные издания, тех, кто пытается выражать недовольство, забирают в отделение милиции, где им приходится писать объяснительные заявления с просьбой прощения у властей.
Снос домов в приграничной полосе связывается с завершением процесса делимитации государственной границы между Узбекистаном и Казахстаном. Осенью 2004 года правительство Узбекистана издало специальное постановление о создании вдоль границы соседнего государства так называемой «зеркальной зоны» шириной от 50 метров до 2 километров. Сделана она «с целью обеспечения безопасности жителей Ташкентской области и города Ташкента, а также создания условий для нормальной работы органов охраны границы и внутренних дел». В полосу сноса тогда попали дачные поселки и населенные пункты трех приграничных районов, где за пару месяцев были снесены и разрушены несколько тысяч строений без предоставления какой-либо компенсации их владельцам. На активные протесты тогда отважилась лишь небольшая группа пенсионеров, организовавшая пикет перед зданием мэрии Ташкента. В обращении к президенту Узбекистана Исламу Каримову протестующие заявили, что в других странах переназначение территорий сопровождается обязательной выплатой денежных компенсаций, достаточных для покупки или строительства нового жилья. А также предоставлением вынужденным переселенцам земельных участков, пригодных для нормального обустройства.
Оппозиция, правозащитники и зарубежная пресса также обратили внимание на то, что, выживая сопротивляющихся владельцев частных построек с отчуждаемой территории, власти фактически отменили на ней законы, охраняющие имущество граждан, призвав население окрестных поселков к открытому мародерству. Протестные акции и скандал в зарубежных СМИ все же вынудили чиновников приостановить продвижение «зеркальной зоны» в глубь территории Узбекистана.
Поселок Гишткуприк расположен всего в 15 километрах от северо-восточных окраин столицы Узбекистана в густонаселенном районе. Здесь расположен самый крупный пограничный переход между Узбекистаном и Казахстаном, по которому, согласно официальной статистике, ежедневно проходят от 5 до 8 тысяч человек. В основном это граждане Узбекистана, отправляющиеся на заработки в соседние страны, а так же этнические казахи, промышляющие приграничной торговлей. Со времен СССР до начала делимитации роль границы между Узбекистаном и Казахстаном здесь выполнял оросительный канал с мостом и милицейским постом на автомобильной трассе. В мае 2004 года на официальной церемонии с участием руководителей Ташкентской и Южно-Казахстанской областей, представителей МИД и силовых структур обеих стран были установлены символические пограничные столбы с флагами Узбекистана и Казахстана. «А нельзя ли обойтись без границ?» - спросил во время мероприятия у тогдашнего губернатора Ташкентской области Козима Туляганова местный аксакал.
Но после террористических актов в Ташкенте весной и летом 2004 года власти Узбекистана в серьез озаботились ускорением делимитации, публично заявляя, что именно непрозрачность государственных границ позволяет экстремистам свободно проникать на территорию страны из соседних государств, а затем, скрываясь от правосудия, перебираться обратно.
Кроме того, протекционистский курс в экономической политике, объявленный президентом Исламом Каримовым, требовал создания таможенных заслонов высоко конкурентным товарам широкого потребления, поступающим на внутренний рынок из соседних стран. Вдоль границы Узбекистана и Казахстана появились бетонные заборы, проволочные ограждения и дозорные вышки. Однако приграничная контрабанда и нелегальное пересечение границ расцвели пышным цветом, поскольку обход таможни и пропускных пунктов стал приносить заработки жителям приграничной полосы. До недавнего времени в окрестностях пограничных постов «Гишткуприк» и «Жибек Жолы» оставалось еще много частных домов, двери которых находились в Узбекистане, а дворы - в Казахстане. По мнению многих экспертов, радикальные меры узбекских властей по созданию «зеркальной зоны» преследуют целью прежде всего пресечь нелегальные перемещения людей и грузов через подобные неконтролируемые бреши.
Официально власти настаивают на своем стремлении обеспечить безопасность граждан. Надо заметить, что с продвижением процесса делимитации граница между Узбекистаном и Казахстаном не становится спокойнее. По данным пограничной службы Казахстана, только с 2002 по 2005 год было зафиксировано девять случаев применения оружия со стороны узбекских пограничников, в результате чего были ранены шесть граждан Казахстана и один погиб. Казахстанской стороной за этот же период оружие применялось шесть раз, были ранены три гражданина Узбекистана и один погиб. Обоюдные инциденты со стрельбой на границе продолжились и в 2006-2007 гг. Как отмечают обе стороны, наблюдаются как случаи явного превышения пограничниками должностных полномочий, так и вполне правомочные действия при пресечении попыток контрабанды и нелегального пересечения границы.