CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

inosmikze.canalblog.com

ЕСТЬ ЛИ В КАЗАХСТАНЕ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

30 мая 2008

ЕСТЬ ЛИ В КАЗАХСТАНЕ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

30 mai 2008, inosmikze.canalblog.com

Мырзан КЕНЖЕБАЙ, поэт

О мыслях, возникших после прочтения одной статьи

Какие только инициативы ни выдвигали наши крупные чиновники за прошедшие шестнадцать лет: развитие села, поднятие культуры и спорта, укрепление здоровья народа и т.д., и т.п. Лишь проблемы выдвижения и закрепления на разных уровнях происходящих с окраин республики кадров ими аккуратно обходились и продолжают обходиться стороной. Потому что это такая проблема, что стоит ее только затронуть, как тут же во всей своей красе проявится печать трайбализма и жузовщины.

В условиях разгула землячества и кумовства для того, чтобы осознать то, что борьба с коррупцией является всего лишь данью пустой формальности, не обязательно нужно быть владеющим английским или китайским языками министром. Тут никакой тайны нет в помине. Но, к сожалению, занимающие ключевые посты независимого сегодня уже государства нынешние хозяева жизни, являвшиеся еще вчера кто функционером от комсомола, кто - от компартии, полагают, что народ ни о чем не догадывается. Они также помалкивают о том, что в свое время существовала базировавшаяся на системной основе кадровая политика. Потому что:

В эпоху Советского Союза одним из главных составляющих успешного развития страны была кадровая политика. Она в числе прочего охватывала такие важнейшие звенья, как национальные кадры, местные специалисты, молодые специалисты, опытные кадры из резерва, кадры по специализированным профессиям и др. Когда какой-нибудь участок работы не мог быть успешно восполнен за счет имеющегося на месте потенциала, туда направлялись кадры из других регионов. Правда, сейчас в стране, которую принято именовать «Республика Казахстан», нет ожидающих их с большим нетерпением и действующих на полную мощность (как прежде) заводов и фабрик как таковых, потому что большинство из них, благодаря «благополучному развитию экономики» в стране, за какие-то 4 - 5 первых лет независимости отошли в небытие.

Нынешний же казах бывает довольным уже тем, когда ему удается заполучить работу охранника у дверей иностранной фирмы или отечественных частных структур или должность смотрителя на стоянке. Таковы, значит, нынешние критерии успешного трудоустройства у нас.

Но в нашем государстве, хотя оно существует за счет продажи сырья, то и дело приходится слышать о том, что «экономика идет в гору». Но это - тема для отдельного разговора. Мы же заводим речь о другой проблеме.

Когда заходит речь о сырье, мы представляем себе нефть. Казна страны на 70 - 80% пополняется именно за счет этого сырья, т.е. нефти. А она в основном добывается в западной части страны. А именно - в Кызылординской области (комплекс месторождений Кумколь), а также непосредственно в западноказахстанском регионе - в Актюбинской, Атырауской, Мангыстауской и Западно-Казахстанской областях. Конкретно же можно отметить такие нефтедобывающие месторождения, как Жанажол, Кенкияк, Узень, Жетыбай, Каражамбас, Каламкас, Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. И все, что там добывается, полновесным потоком утекает за границу.

А природный газ в основном добывается в Мангистауской и Западно-Казахстанской областях. Еще в небольших объемах - в Атырауской и Актюбинской областях. В одной только Мангыстауской области используются восемь газодобывающих месторождений. Это - Тенгинский, Южно-Жетыбайский, Западно-Тенгинский, Тасболатовский, Жетыбайский, Актасский, Карамандыбасский и Узеньский. Вместе с тем более половины производимого по всему Казахстану газа добывается в одном Карачаганаке. При этом сам Казахстан в год употребляет всего лишь восемь млрд. кубометров газа. А все остальное - порядка 20 млрд. кубометров - идет на экспорт.

Так, к чему все это? Какое отношение имеют эти факты к кадровой политике? Оказывается, связь между ними имеется. Причем она самая непосредственная:

Мне недавно довелось ознакомиться с одним материалом в газете «Туркестан» (19.07.2007, ?29) с вычурно-претенциозным названием - «Не натравливание ли это казахов на казахов?». Его автор, как это явствует из текста, ставя себе задачу дать отпор идее опубликованной перед этим на сайте «zonakz.net» статьи под заголовком «На этих выборах третий лишний», вроде бы выступает против деления казахов, а значит - против жузовщины. С такой постановкой вопроса, возможно, согласятся многие. Но почему же вместе с тем мы все поголовно должны отрицать позицию автора статьи из «zonakz.net», на которую соответственно ссылается корреспондент «Туркестана»?!

Будем откровенны, те слова из статьи «На этих выборах третий лишний», которые цитирует автор казахской газеты, звучат, можно сказать, довольно прямолинейно. Даже в некотором роде - жестко. Их смысл заключается в следующем: от Младшего жуза на выборы идут крайне малое количество кандидатов, следовательно «казахи с запада, а значит, представители Младшего жуза в Мажилис Парламента в основном не попадут». Да, такое мнение должно быть неприятно казахскому уху. Как знать, насколько обоснованно подобное утверждение автора «zonakz.net», но он, надо полагать, не от фонаря взял все то, чем основывает свою статью.

А его мнение о том, что «жители Западного Казахстана, населяющие территорию, где добывается нефть, основное богатство вообще Казахстана, постоянно вытесняются из системы власти», заставляет задуматься.

Если бы сырье, такое важное для благополучия казны страны, добывалось в каком-нибудь другом регионе, то, безусловно, при похожей ситуации то же самое утверждали бы и тамошние люди.

Сейчас в нефтяных областях вошло в традицию кадры на ответственные посты налоговой службы, финансовой полиции, прокуратуры, суда в таких их центрах, как Актау, Атырау и Актобе направлять из других регионов. Ничего бы, если бы при этом они по образованию, умению, опыту работы либо своими управленческими талантами явно превосходили своих местных коллег. Нет же!

Когда, скажем, в Актюбинскую область на должность руководителя рыбного хозяйства назначают человека, который никогда и в глаза не видел не то что лодку рыболова, но и даже рыболовных снастей, почему бы мне не возмутиться? Скажу больше, на этот (пусть скромный, по многим меркам) пост должны назначать именно того, кто любит свой родной край, родившегося и выросшего именно здесь человека. Почему же мы должны терпеть пришельца извне, который от силы года четыре-пять будет якобы трудиться, а, разбогатев за счет местных жителей, уберется восвояси?!

А чем, скажем, должна понравиться такая ситуация, когда в один из областей западного региона приводят управлять идеологией в качестве заместителя акима выходца из далекой Восточно-Казахстанской области? И это, по-вашему, должно называться кадровой политикой? Или как бы вы ответили на вопрос: «Неужели в этой области не нашелся ни одного достойного человека, могущего возглавить идеологию?»

Здесь напрашивается вот какое предложение.

Коль скоро в Актюбинскую, Мангистаускую, Атыраускую области направляются руководить такими ключевыми отраслями выходцы из южных или других регионов, то и в те же регионы необходимо - в порядке достижения паритета - назначать руководителями выходцев из западных областей. Но, увы. Поскольку такой подход в практике назначении кадров во властных структурах не соблюдается изначально, в западных областях множатся примеры произвола и своеволия вышестоящих.

Здесь о таких элементарных человеческих качествах, как приличие и уважение к местному населению, говорить не приходится вовсе.

Не является секретом и тот факт, что наши нефтяные месторождения, да и вообще вся нефтяная отрасль, практически полностью находятся под управлением иностранных компаний. Так они не то, чтобы простых местных казахов, но и даже органы власти на местах могут попросту проигнорировать. Соответствующая у них и кадровая политика по отношению к местному населению.

Мотивируют свое такое пренебрежение они тем железным, на их взгляд, доводом, что, мол, квалификация ваших специалистов низкая. А те, кто обязан не допускать такого произвола по долгу службы, а именно нынешние горе-кадровики из состава казахского управленческого менеджмента, не то, чтобы счесть такой подход позорным, даже помогают его продвижению на практике.

А ведь в Западном Казахстане вот уже более века добывается нефть. Правда, к концу 19-го века разведкой нефтяных месторождений Казахстана занимались, в основном, англичане, французы, немцы, шведы, а также изредка компании из России. А казахов-аульчан принимали на временные и черновые работы. Но как только было налажено массовое производство нефти в начале прошлого 20-го века, местные казахи, жившие в районах месторождений Карашунгыл и Доссор, в массовом порядке стали включаться в разведочные и производственные процессы и быстро специализироваться, осваиваясь в совершенно не знакомых им до этого рабочих профессиях. Из окончивших первое в нефтяной отрасли учебное заведение - Доссорское ФЗУ - 16-ти человек пятеро были казахами данного региона.

А в 1931- 1932 г.г. в Гурьеве (ныне г. Атырау) из получивших специальность нефтяника 720 человек 510 были казахами, происходящими из западных регионов.

В книге В. А. Илюшкина «Путь к большой нефти» сказано, что из работавших в 1925-1926 годах 3529 человек 2096, то есть 62,7% составили казахи. 2 октября 1934 года Бюро Западно-Казахстанского областного партийного комитета принимает постановление о передаче управления нефтяной отраслью представителям местной национальности и ведения дела на казахском языке. Уже тогда имена таких выпускников Гурьевского нефтяного техникума, как О. Бердигожин, Ж. Есенжанов, У. Отебаев, М. Кошкинбаев, У. Балгимбаев, У. Сиранов, Б. Бажбеков, К. Толин, К. Наримбаев, Д. Усенов, Г. Кожагулов, Ж. Салиев, Е. Тауманов, О. Тажибаев, М. Мамашев, К. Огай, К. Кудабаев, Б. Торалиев, К. Куандыков, А. Уалиев, были известны всему Советскому Союзу. Их слава знатных нефтяников пошла далеко. А имя дожившего до 95 лет и ушедшего из жизни недавно обладателя орденов «Отан», «Барыс», «Парасат», первого из казахов инженера-нефтяника с высшим образованием Сафи Отебаева вообще достойно прославления.

Но почему подобное не возможно сейчас, когда во главе казахской нефтяной отрасли уже отечественное начальство? Не потому ли, что ныне в таких высоких креслах восседают не имеющие к ней никакого отношения «деятели»?! И в том, что они («по своим заслугам») подвергаются критике со стороны таких СМИ, как «zonakz.net», нет ничего зазорного. И я не вижу никакого повода обвинять такого автора, который высказал сущую правду о наших реальностях.

Раз существует намерение развивать промышленность страны, в каждую отрасль следует направлять освоивших ее секреты, родившихся и выросших в регионе ее основного расположения специалистов, из них и необходимо выдвигать кадры на руководящие должности.

Но пока же реальность такова, что в западный регион и нефтяную отрасль на ответственные посты полновесным потоком приводятся и назначаются люди со стороны, и того, что такая практика базируется на землячестве, родственных отношениях, жузовщине и кумовстве, ни скрыть и ни оправдать невозможно. Если бы эти пришельцы из других краев были бы куда более квалифицированными или опытными, были бы куда более приспособленными к местным природно-климатическим условиям или, скажем, были бы обладателями куда более весомого интеллектуального багажа, это было бы другое дело. Но, к сожалению, в действительности это совсем не так.

Если начнешь выяснять обстоятельства прибытия пришлого ответственного кадра сюда, сразу же определяется то, что за этим или землячество, или жузовщина, или коррупция. А такие люди зачастую совершенно не представляют себе, что за природа и климат в западном регионе, какие тут имеются бытовые, языковые и речевые особенности. А человеку, находящемуся на ответственном посту, знать все это обязательно надо.

Остановлюсь на том, чему сам был свидетелем. С середины 1960-х годов Казахский политехнический институт по таким специальностям, как «Геология нефтяных месторождений и их разведка», «Разработка и использование нефтегазовых месторождений», «Бурение нефтегазовых скважин», «Машины и оборудования нефтегазовых предприятий», «Проектирование, устройство и использование газонефтяных труб и газонефтяных складов», ежегодно заканчивали 120 молодых инженеров. И почти все они были выходцами из Атырау, Актау, Актюбинска или Уральска и соответствующих этим городам областей. Да и закончившие в тот период самое крупное и авторитетное учебное заведение в Советском Союзе данного профиля, институт нефти им. И. М. Губкина в Москве, казахи также были в основном уроженцами Западного Казахстана. Многие из них впоследствии стали знаменитыми учеными, общественными и государственными деятелями, известными всему Советскому Союзу, Казахстану.

Все это заслуги тогдашних первого секретаря Центрального Комитета КП Казахстана Ж. Шаяхметова, председателя Совета Народных Комиссаров Н. Ондасынова, президента Академии наук К. Сатпаева, поистине проявивших зоркость и не подвергнутых, в отличие нынешних чиновников, местническим болезням, абсолютно свободных от родоплеменных и жузовских настроений личностей. Это - яркое проявление истинно казахской национальной кадровой политики и пример беззаветного служения отечеству достойных сыновей своей Родины.

Практика же кадровой политики после обретения нами независимости выглядит весьма удручающе, если не сказать большего.

Вот почему когда говорят, что из-за высказанной автором «zonakz.net» мысли о том, что отраслью нефти и газа Казахстана должны управлять именно местные кадры, специалисты из западных регионов, не стоит поднимать столько шума, за этим угадывается совершенно другой, явно злой умысел.

И еще автор газеты «Туркестан», полемизируя с публикацией в «zonakz.net», приводит слова, якобы сказанные Толе би: «Пусть тот, кто делит нас на жузы, сгорит со стыда». Приписывание их названному историческому лицу никак не соответствует истине. Это - явное передергивание.

Во-первых, спрашивается: когда и по какому поводу (возможно, на кого-то рассердившись?) многоуважаемый Толе би так выразился? Данных, подтверждающих его авторство по отношению к такому высказыванию, не встретишь ни в одном серьезном фольклорном источнике, не найдешь и ни в каких архивах, ни в одном из дошедших до нас на арабском языке трудах, который вполне официально использовался в тот период на наших территориях.

Во-вторых, в то время среди казахов действовала система административного управления, базировавшаяся именно на делении на жузы.

Итак, если бы Толе би, сам же возглавляя один из них, Старший жуз, сказал «кто делит нас на жузы - пусть сгорит со стыда», можно было бы подумать, что такое исходит из уст либо слабоумного, либо ненормального человека. Подумайте сами: может ли, скажем, кто-то из нынешних акимов областей сказать «Тот, кто начинает делить нас на области, достоин порицания»?! Да, голову же снесут ему за такое высказывание (шутка).

Что больше всего должно возмутить, так это развешивание в самых разных местах выдуманных портретов Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

Так вот, в них все выглядит следующим образом: у бия Старшего жуза Толе борода длинная, закрывает всю грудь, у бия Среднего жуза Казыбека она среднего размера, а у младшежузовского Айтеке она коротенькая, всего-то с ладонь. Ведь эти три портрета дают ясное представление о том, насколько примитивны умы нынешних казахов, насколько низко пало их достоинство! Стыдоба:

Высказанное статьей в газете «Туркестан» мнение о том, что группировать казахов по жузам не следовало бы, возможно, и уместно.

Но, давайте прислушаемся и к мнению, выраженному на сайте «zonakz.net». У нас сейчас деление людей по родовому, племенному и жузовскому происхождению можно встретить не только в нефтяной отрасли или в выражении удельного веса выходцев из разных регионов среди членов правительства. С таким можно столкнуться в самых разных сферах жизни. Сплошь и рядом.

Так, как же следует относиться к тому, что в ходе публичной дискуссии некий Косыл Омар неистово стал доказывать факт существования некоего поэта Сегиз Сери, который не оставил после себя никакого произведения в письменном виде, но который якобы подвергался гонениям со стороны царских властей, был бунтарем, композитором. И якобы некие силы пытаются его «присвоить», «сделав рожденным в Казалинске, оставившим пуповину в Иргизе, превратив, тем самым, выходца из Младшего жуза»?! Тут однозначно имеет место явный вызов к вражде, ибо простым недоразумением это не назовешь.

И еще такой вопрос: почему в большинстве случаев при перечислении казахских знаменитостей прошлого называются только имена А. Байтурсынулы, М. Дулатова, М. Жумабаева?! И почему при этом так же не упоминается имя первого из казахов российского министра Г.Жангирова, прокурора Б.Каратаева, первого казахского советского генерал-майора Ш.Жексембаева, генерал-лейтенанта Ж.Кереева, лидеров западного отделения «Алашорды» Ж. Досмухамедова и Х. Досмухамедова?! Какой за этим имеется умысел?! Говоря откровенно, почему же мы должны скрывать, что за такой практикой присутствует именно яркое выраженное местничество, родоплеменные предпочтения?

Пусть некоторые станут обвинять нас в расколе национального согласия, но как мы должны возвысить нашу нефть и газ, добываемые из наших родных казахских недр, - как национальное богатство, которое наши предки отстояли своими кровью и потом. Ибо это не то богатство, что было создано трудом и усилиями осужденных и сосланных, прибывших по направлению или по комсомольским путевкам на целину и ударные стройки. Вот потому, еще раз хочу подчеркнуть, что автор сайта «zonakz.net» тысячу раз прав, когда отмечает, что наша страна благодаря именно нефти и газу создала себе гордое имя, начала развиваться, из-за этого, в конце-то концов, нас стали признавать и Европа, и русские, и англичане, и американцы, и корейцы. Поэтому и есть полное основание полагать, что к управлению той же отраслью нефти и газа должны на равноправных основах привлекаться уроженцы тех же самых регионов, наряду с другими.

От автора: Настоящая статья предлагалась ряду казахскоязычных газет, но была отклонена как материал, затрагивающий тему родов и жузов.

inosmikze.canalblog.com

Предыдущая статья"Голос Америки": Опиумный бизнес в Афганистане
Следующая статьяРека забвения.