"Иранский синдром"
Рост политического антисемитизма в Армении имеет внешнеполитические корни?
Echo 11/06/08
НУРАНИ
Напряженность вокруг Ирана продолжает расти. По последним данным, министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар пригрозил Израилю "болезненным ответом" на возможный удар по исламской республике. В Тегеране и не скрывают, что Наджар отвечал на известное заявление вице-премьера Израиля Шауля Мофаза, от которого открещиваются и многие представители израильского правительства, включая премьера и министра обороны.
Тем не менее, угроза военного удара по Ирану, и прежде всего со стороны США, продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в мире тем. В частности, судя по многим утечкам в СМИ, в ходе своего визита в Иран премьер-министр Ирака Нури аль-Малейки всеми силами стремился заверить своих собеседников, что Ирак не позволит США нанести удар по Ирану со своей территории.
Впрочем, по мнению аналитиков, Махмуду Ахмади Неджаду и Али Хаменеи этого мало. Потому как и духовный лидер Ирана, и президент ИРИ всеми силами подталкивали аль-Малейки к тому, чтобы тот потребовал вывода из Ирака американских войск или хотя бы отказался подписывать с США соглашение о безопасности.
Нури аль-Малейки всеми силами пытался убедить своих собеседников, что соглашение это никоим образом не направлено против Ирана. "Иран играет ключевую роль в безопасности Ирака", - учил иракского премьера Ахмади Неджад. В свою очередь, духовный лидер Исламской Республики Иран Сейед Али Хаменеи назвал присутствие иностранных войск на территории Ирака основной проблемой для иракских властей, сообщает в понедельник агентство ИРНА. "Присутствие оккупационных войск в Ираке - главная проблема этой страны", - сказал он во время встречи с премьер-министром Ирака Нури аль-Малики. Сейед Али Хаменеи отметил, что, на его взгляд, "мечты США, касающиеся Ирака, не сбудутся". Кроме того, он отметил, что Иран готов оказывать поддержку Ираку, так как это является "обязанностью, связанной с религией". И если учесть, что сегодня США, да и не только США, постоянно обвиняют Иран в поддержке действующих в Ираке шиитских боевиков, вроде той же "Армии Махди" во главе с Муктадой ас-Садром, ситуация становится более понятной.
Тревогу Ирана тоже можно понять. И дело тут не только, вернее, не столько в том, получат ли США карт-бланш на удар по Ирану с территории Ирака. Как признают с известной степенью цинизма многие аналитики, на судьбу Ирана наличие или отсутствие иракского плацдарма повлияет не так уж сильно: Вашингтону для удара вполне достаточно того, что Иран выходит к Персидскому заливу, а американскую базу на острове Диего-Гарсия в Индийском океане никто не закрывал. Открытое море, напоминают аналитики - это все равно что прямая граница с любым государством, также имеющим выход к морю. К тому же, на пути к иранскому побережью нет ничего, что напоминало бы проливы Босфор и Дарданеллы и что можно было бы "перекрыть" военным или политическим путем. Не говоря о том, что нефтяные монархии Залива, где уже открыто обозначают свои опасения по поводу иранской угрозы, могут предоставить США для удара по ИРИ свою территорию и даже обещать "повлиять" на Ирак. Куда важнее политический вопрос. Иран, конечно, располагал и располагает традиционными рычагами влияния на иракских шиитов, которые теперь становятся ведущей конфессионально-политической силой в этой стране, но теперь это влияние приходится делить с "большим сатаной" в лице США: безоговорочными сторонниками Тегерана остаются только "отморозки" в лице ас-Садра. А с такой "обоймой" серьезной политики не сделать.
Примечательно, однако, и другое. Несмотря на то, что по поводу возможного военного удара по Ирану сегодня высказываются все, кому не лень, аналитики сходятся во мнении: окончательного решения о военной акции в США еще не принято. Более того, Вашингтон намерен до конца отработать потенциал "невоенного давления", и хотя санкции ООН не без оснований считают беззубыми и неэффективными, "финансовая война" против ИРИ, которую Вашингтон ведет вместе со своими европейскими союзниками, оказалась для Ирана весьма болезненной. Так или иначе, на фоне растущей изоляции Ирану остро необходимо этакое неконтролируемое "окно в мир", и слишком много свидетельств, что на эту роль явно претендует Армения.
Теоретически, конечно, завершившая свою работу в Ереване международная научная конференция "Иран и Кавказ - единство и разнообразие", организованная кафедрой иранистики ЕГУ и Кавказским центром иранистики в Ереване - это даже не информация к размышлению. Однако куда больше этой самой "информации к размышлению" дает синхронный рост в армянских официальных СМИ весьма специфичной риторики, от ненависти к "англосаксам" до прямого антисемитизма, хоть и "привязанного" к внутренней политике. Доктор философских наук, профессор Вилл Погосян, долго и нудно рассуждая на страницах "Голоса Армении" о судьбах мировой демократии, восклицает: "Столкновение цивилизаций - пошлая выдумка либералов. На самом деле речь идет о столкновении потерявшего здравый смысл англосаксонского либерализма со всем остальным миром. При этом глобализация мыслится либералами как шоковая терапия в масштабах земного шара."
Однако куда дальше идет на страницах той же газеты некий Владимир Дарбинян, который заговорщическим тоном сообщает читателям: "В последнее время в прессе появились сообщения о том, что в деле формирования возглавляемого Левоном Тер-Петросяном политического движения, а также объявленного "Армянского национального конгресса" (АНК), их финансирования велика роль зарубежья, в частности еврейско-масонских кругов." "И вот в рамках второго этапа еврейско-масонской программы приведения Левона Тер-Петросяна к власти, как сообщает наш источник, близкий к АОД, с 14 мая по 2 июня в Армении находилась член "Армянской ассамблеи Америки", руководитель влиятельной женской общественной организации, занимающейся еврейскими социальными проблемами, гражданка США, еврейка по национальности Джильберта Фасс."
Эйхман, конечно, потерял весьма ценный кадр в лице Дарбиняна. Который продолжает представлять читателям "убойный компромат": оказывается, госпожа Фасс "через жен Левона Тер-Петросяна и Александра Арзуманяна передала женским общественным организациям, поддерживающим движение Л.Т.-П. , свыше 40 тысяч долларов, а также банковские счета различных физических лиц, познакомила друг с другом владельцев этих счетов и активисток женского движения, которые отныне должны будут обналичивать и использовать на политические цели регулярно поступающие из США денежные средства."
"Очевидно, что цели указанных выше кругов - усиление еврейского влияния на внутриполитические процессы в Армении, направление действий оппозиции в "нужное" русло," - стращает читателей Дарбинян. А такая смесь ненависти к "англосаксам" и "еврейско-масонским кругам" - это практически калька с заявлений руководства Ирана, где главные враги - это США, Великобритания и Израиль. И вряд ли стоит напоминать, что у Армении, прежде всего за счет диаспоры, существуют свои каналы для конфиденциальных финансовых операций, что еще несколько лет назад здесь гранили алмазы для того же Ахмади Неджада, и уж тем более вряд ли кому-то придет в голову искать "иранские следы" в христианской Армении, воюющей с Азербайджаном, где большинство населения - не просто мусульмане, а мусульмане-шииты.
А тут уже трудно считать случайным, что в те же дни армянские СМИ растиражировали заявление весьма популярного в Армении российского аналитика Сергея Маркедонова, который как раз в эти дни заговорил о том, что, дескать, в официальной риторике Ирана наметился проазербайджанский крен. Правда, в проазербайджанские заявления Ирана в Армении открыто не верят, однако заявление Маркедонова слишком уж напоминает попытку создать "дымовую завесу" вокруг дружбы Армении и Ирана. Тем более что накануне войны Судного дня Египет, как известно, демонстративно ссорился с СССР. Чтобы никто не поверил, что, разругавшись с главным покровителем, Каир рискнет атаковать Израиль. Теперь в ту же игру пытаются сыграть в Армении.