Почему Россия может ориентироваться на европейские цены, устанавливая стоимость своего природного газа, а республики Средней Азии нет?
16 июня 2008, 15:25, CA-NEWS
CA-NEWS (CA) - А собственно, почему Россия может ориентироваться на европейские цены, устанавливая стоимость своего природного газа, а республики Средней Азии нет? На этот вопрос на днях ответил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер - цена на природный газ, поставляемый в Европу, оттого такая высокая, что Россия заботится о европейских потребителях, инвестируя огромные средства в освоение газовых месторождений и в развитие новых транспортных потоков.
Первая крымская информационно-аналитическая газета: Глава МИДа России Сергей Лавров вскрыл аферы «Газпрома», ?28, 13-19 июня 2008 года.
6 июня глава МИДа России Сергей Лавров заявил, что стоимость газа для Украины с 1 января 2009 года увеличится почти вдвое, достигнув $350 за 1 тыс. кубометров. На следующий день «Газпром» дезавуировал заявление Лаврова, уточнив, что цена газа для Украины будет зависеть от того, насколько поднимется стоимость газа в Туркмении, Узбекистане и Казахстане.
Средняя Азия ошиблась в расчетах
Для России с ее вертикалью власти такая несогласованность нехарактерна. С каких это пор Лавров стал делать заявления от имени «Газпрома»? Впрочем, он всего лишь рассказывал журналистам об итогах встречи президента России Дмитрия Медведева и президента Украины Виктора Ющенко. По словам Лаврова, реакция украинского президента на новость о двукратном повышении цены на газ была благожелательной. «Чем скорее мы перейдем на рыночные цены, - якобы сказал Ющенко, - тем лучше для оздоровления экономики страны, мы разделяем такую позицию».
Преисполненный гордостью за державу Лавров был даже настолько любезен, что пояснил журналистами, на основании чего Россия повышает цену на газ. «Это происходит потому, - заявил Лавров, - что страны центральноазиатского региона переходят на европейские цены для продажи своего газа, а значительная часть баланса Украины по газу идет из центральноазиатских стран». Лавров вовсе не открыл Америку - еще два месяца назад руководители нефтегазовых компаний Туркменистана, Казахстана и Узбекистана заявили, что с 2009 года они будут реализовывать «Газпрому» природный газ по европейским ценам.
Так в чем же вопрос, почему «Газпром» так нервно отреагировал на заявление Лаврова? Все объясняется просто. По какой цене на самом деле могут продавать природный газ республики Средней Азии? По европейской минус стоимость транзита по территории России и Украины, не считая затрат на услуги посредников. Так в чем же дело, неужели «Газпром» не может разъяснить это на пальцах товарищам из центральноазиатского региона? Может, конечно, но ему позарез нужно убедить Туркменистан, Казахстан и Узбекистан в том, что они не могут в своих расчетах отталкиваться от европейских цен.
Социалистические незавершенки
А собственно, почему Россия может ориентироваться на европейские цены, устанавливая стоимость своего природного газа, а республики Средней Азии нет? На этот вопрос на днях ответил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер - цена на природный газ, поставляемый в Европу, оттого такая высокая, что Россия заботится о европейских потребителях, инвестируя огромные средства в освоение газовых месторождений и в развитие новых транспортных потоков. Инвестиционная программа «Газпрома» в 2008 году составит почти $30 млрд., причем в ближайшие годы она значительно вырастет. Взять, например, проект газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря протяженностью около 1200 км с пропускной способностью до 50 млрд. кубометров газа в год. Его стоимость 7,4 миллиарда евро.
Правда, этот проект продвигается со скрипом. Недавно комитет по петициям Европарламента решил, что газопровод «Северный поток» должен быть одобрен всеми балтийскими странами, а Швеция, Финляндия и Эстония, не говоря о Польше, категорически против строительства газопровода. Премьер-министр Польши Дональд Туск, например, никак не может понять, почему надо прокладывать трубу по морю, если вдвое-втрое дешевле сделать это по суше. На самом деле все очень просто - «Газпром» закладывает затраты на строительство «Северного потока» в цену на газ для европейских потребителей - чем дороже газопровод, тем выше цена. Но есть одна хитрость - этот проект, судя по всему, никогда не будет реализован. Это, если использовать выражение времен развитого социализма, незавершенка. Но цену на газ «Газпром» уже установил с учетом реализации этого замечательного проекта.
Сейчас «Газпром» вовсю проталкивает еще один проект под названием «Южный поток» - на сей раз газопровод предполагается тащить через Черное море. Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в сумму свыше $10 млрд. Чудесная затея, особенно если учесть, что вероятность реализации проекта близка к нулю, поскольку любая авария на подводном участке газопровода будет иметь катастрофические последствия. Между прочим, почти вся трасса «Южного потока» расположена на континентальном шельфе Украины, а часть ее проходит по шельфу Румынии.
Не корысти ради
Если европейцы готовы оплачивать от щедрот своих газпромовские незавершенки, это их право. Но Украине ни северный, ни южный потоки совершенно ни к чему, а значит, нести затраты на строительство этих газопроводов она не должна. В «Газпроме» прекрасно это понимают, оттого на всякий случай сбрасывают цену на природный газ для Украины, делая при этом вид, что торгуют с убытком и только лишь из искренних симпатий к братьям-славянам. Отвечая на вопросы западных партнеров, почему Украине газ продается не по рыночным ценам, «Газпром» кивал на Туркменистан, поставляющий свой газ явно по дешевке, всего лишь за $130 за 1 тыс. кубометров, в то время как «Газпром» реализует газ Европе за $400.
Решение Туркменистана, Казахстана и Узбекистана переориентироваться на европейские цены поставило «Газпром» в нелепое положение - столько работали, чтобы взвинтить эти цены до предела, столько убеждали западных партнеров в необходимости новых транспортных потоков, а воспользовались этим республики Средней Азии. Да тут еще Лавров некстати высунулся, пообещав Украине двукратное повышение цен, притом, что премьер Юлия Тимошенко, в отличие от президента, прекрасно осведомлена о механизмах ценообразования, которые используются в «Газпроме».
Но самое неприятное даже не в том, что европейцам теперь будет трудно объяснить, почему Украине природный газ поставляется со скидкой. В конце концов, можно поднять цену на транзит или аренду базы Черноморского флота. Хуже всего то, что если не удастся умерить аппетиты республик Средней Азии, то туда явятся европейские эксперты, которые легко обнаружат, что Туркменистан, Казахстан и Узбекистан необоснованно завысили цену на природный газ. И тогда до европейцев, включая Дональда Туска, может, наконец, дойти, почему газпромовские незавершенки такие дорогие и кто в действительности их финансирует.