Жена и рукоприкладство по шариату
25.09.2008, ГАЗЕТА.GZT.ru
Прошедший на днях в Москве круглый стол, обсуждавший, как средства массовой информации освещают положение мусульманок в семье, вызвал громкий резонанс. Заметки с этого диспута опубликовали ряд изданий. Женский вопрос в исламе неизменно пробуждает живейший интерес у публики.
Вряд ли он был бы таким, если бы собравшиеся правоведы и журналисты дискутировали о семейных неурядицах безотносительно к религии. Все дело, конечно, в экзотике. Закутанные в чадру женщины, гаремы - все это имеет для европейца вкус запретного плода. Стереотипы заслоняют повседневную реальность, которая сильно отличается от теории.
Специалисты могут сколько угодно ссылаться на шариатские установки, регламентирующие наказание для провинившейся женщины, количество ударов и типы подручных средств. В реальности мусульманки в разных странах пользуются разной степенью свободы. В Иране половину всех автолюбителей составляет слабый пол (в России эта цифра намного меньше), а в Саудовской Аравии, наоборот, для представительниц прекрасного пола действует строжайший запрет на вождение автомобиля - недавно девушка, севшая за руль машины, чтобы привезти внезапно заболевшую мать в клинику, чуть не попала под суд. Саудовские женщины почти не участвуют в общественной жизни, в то время как в Объединенных Арабских Эмиратах эмансипация поднялась до невиданных высот: эту страну в двух европейских государствах представляют женщины-послы. Трудно сравнить положение женщин в этой арабской стране, работающих членами правительства, топ-менеджерами крупных компаний, с их сверстницами в бедных пуштунских семьях в Пакистане и Афганистане, лишенными возможности получить образование.
По шариату мусульманин может иметь до четырех жен. В реальности все по-другому. В Афганистане бедняки доживают до старости без семьи: им нечем заплатить за невесту. В то же время богатые афганцы беспрепятственно реализуют свое право на многоженство. В соседнем Иране, где уровень жизни неизмеримо выше, полигамия встречается редко. Здесь право, данное шариатом, обставлено целым набором ограничений. Так, живущая в Тегеране молодая женщина объяснила, почему она спокойна за свой брак. У них двое детей, один из них - сын, будущий наследник. Отпадает первая причина для повторного брака. Она не больна - вот уже нет второй причины. Но если вдруг ее мужу придет в голову мысль жениться еще раз, она не даст разрешения в шариатском суде, а это считается обязательным условием для заключения второго брака.
При всем при этом в Иране до равноправия далеко. Захра Эшраги, внучка аятоллы Хомейни, вождя исламской революции, одевшего всех иранок в черные арабские хиджабы, поддерживает феминисток, которых не устраивает ущемление их прав. Иранские женщины должны испрашивать разрешение мужа, чтобы путешествовать, законы дискриминируют женщин при разводе, опеке, наследовании и оплате труда. Активистки женского движения проводят сбор миллиона подписей для изменения законодательства, и многие феминистки попали в тюрьму за участие в этой кампании.
Совершенно иной мир - бывшие советские республики Средней Азии. Стоило депутатам киргизского парламента поднять вопрос о разрешении многоженства (в стране действует «советская» норма уголовного преследования за это деяние), как активистки неправительственных организаций заявили об инициировании разрешения на многомужество. Безуспешно закончились и попытки казахстанских парламентариев исключить наказание за многоженство.
Эмансипированные женщины Востока не хотят терять предоставленные советской властью права. В то же время в Киргизии правозащитники отмечают рост полигамных браков «новых» киргизов с тугими кошельками. Девушки соглашаются стать вторыми и третьими женами в основном из-за своих финансовых проблем. Случаи многоженства рассматриваются в республике не как возвращение к шариату, а как свидетельство деградации общества (кстати говоря, киргизки, которые никогда не носили паранджу, считаются решительными и свободолюбивыми особами, умеющими постоять за себя, нередки случаи, когда во время бытовых ссор жены избивают мужей).
Исламский мир разнообразен. И положение женщины определяется не столько догматическими канонами, сколько обычаями, традициями общества, а также социальным статусом семьи и ее доходами.