КАЗАХСТАН СВОРАЧИВАЕТ ПРОЕКТЫ В ГРУЗИИ,
Пт. , Сен. 26, 2008, Zerkalo
или Альтернативным маршрутом энергоносителей может стать Иран
А.ФУАД
Политика все чаще начинает брать верх над экономическими интересами. Перспективы развития транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA) после событий в Грузии остаются весьма туманными. Поэтому у участников рабочей встречи по программе развития транспортного коридора TRACECA, которая пройдет 8-9 октября в Брюсселе, есть немало тем для обсуждения.
Как сообщил Fineko/abc.az национальный секретарь Азербайджана по TRACECA Акиф Мустафаев, в первый день национальные секретари и министры транспорта государств-членов TRACECA проведут совместное заседание для обсуждения инфраструктурных проектов, вопросов диверсификации и т.д. "Во второй день состоится рабочее заседание национальных секретарей государств-членов TRACECA для обсуждения текущих вопросов", - сказал А.Мустафаев.
На заседании, помимо рассмотрения текущих вопросов, исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии TRACECA, будет обсужден и вопрос о проведении внеочередного юбилейного заседания TRACECA - должны быть подтверждены планы проведения юбилейного заседания МПК в конце ноября в Баку, а также рассмотрен ход подготовки к нему. Очередное VII заседание МПК должно пройти в 2009 году в Бишкеке (Кыргызстан).
VI заседание МПК прошло в декабре 2007 года в Астане (Казахстан). На нем было принято решение о проведении в Баку в 2008 году саммита TRACECA, посвященного 10-летию подписания соглашения о создании данного транспортного коридора. В круг государств-членов входят Азербайджан, Турция, Грузия, Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Армения. Членами соглашения готовы стать еще порядка 5 государств. Деятельность TRACECA поддерживается Европейским Союзом. По статистическим данным, в среднем по TRACECA всеми видами транспорта и на разные дистанции перевозится порядка 45-46 млн. тонн грузов. Помимо этого, Европейской комиссией ежегодно инициируются 4-5 проектов (в основном технического, а не инвестиционного характера) на сумму 13-15 млн. евро. В частности, из Центральной Азии в Европу по коридору ежегодно перевозится 10-12 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
Однако в скором времени и этот приемлемый уровень роста может начать сокращаться. Это связано с тем, что Казахстан, который рассматривался как один из основных поставщиков грузов, стал пересматривать свои проекты в Грузии. В частности, Госкомпания по управлению магистральными газопроводами Казахстана "КазТрансГаз" рассматривает вопрос о продаже своего актива в Грузии газораспределительной компании ООО "КазТрансГаз-Тбилиси". "Продажа этой компании обсуждается, поскольку экономически проект выглядит слабым. Плюс ко всему сильные политические риски, я имею в виду нынешнюю ситуацию на Кавказе. Хотя конфликт в регионе не является причиной, но все же послужил толчком для рассмотрения вопроса о продаже", - сказал агентству "Интерфакс-Казахстан" информированный источник.
При этом собеседник агентства подчеркнул, что "политическое решение о продаже активов еще не принято". "ИФ-Казахстан" не располагает официальными комментариями со стороны компании. Между тем в среду в Тбилиси оппозиционная Лейбористская партия Грузии потребовала выдворения из страны казахстанской компании "КазТрансГаз" и национализации ее активов.
"Без всякого объявления "КазТрансГаз" с 1 августа повысила тариф на кубометр газа с 50 тетри (35 центов) до 70 тетри, причем не только для юридических, но и для определенной категории физических лиц, поэтому мы требуем выдворения этой компании из Грузии и национализации ее активов", - заявил в среду на пресс-конференции один из лидеров Лейбористской партии Грузи Паата Джибладзе.
"КазТрансГаз" грабит население Грузии с помощью сегодняшнего грузинского правительства, которое фактически находится в доле этого грабежа", - сказал П.Джибладзе.
АО "КазТрансГаз" создано в 2000 году для приобретения, управления, обслуживания и эксплуатации инфраструктуры магистральных газопроводов в Казахстане, входит в состав национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" и контролирует основную газопроводную сеть республики протяженностью более 10 тыс. км с годовой пропускной способностью до 190 млрд. кубометров. АО "КазТрансГаз" стало владельцем АО "Тбилгаз" в мае 2006 года, заплатив 12,5 млн. долларов. Согласно инвестиционной программе, в период до 2011 года новые владельцы "Тбилгаза" планировали вложить в развитие компании 82 млн. долларов, однако впоследствии было принято решение увеличить объем инвестиций до 150 млн. долларов. Общая протяженность газовой сети Тбилиси составляет 2 тыс. 414 км. Компания обслуживает 275 тыс. бытовых абонентов, а также осуществляет газоснабжение 4,9 тыс. малых объектов коммунального назначения и около 600 крупных потребителей.
Впрочем, это не единственный проект, от которого отказывается Казахстан в Грузии. "Продовольственная контрактная корпорация" ("Продкорпорация", казахстанский оператор закупок зерна в госрезерв) отказалась от строительства зернового терминала в Поти (Грузия), сообщил министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев. "От Поти мы отказались. Мы написали письмо в правительство (Казахстана - ИФ-К), что эти деньги там не реализовать, и на этом остановить (проект - ИФ-К)", - сказал министр. "Этот вопрос связан с международными проблемами, ситуацией в Грузии", - отметил он.
Как сообщалось, "Продкорпорация" планировала построить в 2008 году в порту Поти зерновой терминал и элеватор емкостью 24 тыс. тонн. Терминал для приема казахстанского зерна планировалось построить в рамках реконструкции и переоснащения Потийского мельзавода. На строительство объектов казахстанская сторона планировала выделить 9 млн. долларов. Доли участия казахстанской и грузинской сторон в проекте составляют по 50%. В соответствии с проектом пропускная способность нового терминала, который предназначен для экспорта казахстанского зерна в страны Черноморского региона и Средиземноморья, должна была составить 400-450 тонн зерна в сутки, складские мощности - 30 тыс. тонн готовой продукции.
Но основной удар по TRACECA будет нанесен в свете желания повернуть направление маршрутов поставок энергоресурсов. Одним из них может стать иранский. Через территорию Ирана Казахстан намерен перебрасывать нефть на берега Персидского залива с дальнейшей доставкой на азиатские рынки, пишет в четверг "Независимая газета". "Иранский маршрут является потенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволит нам выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам", - заявил телекомпании "Астана" президент национальной компании "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. По его словам, риски транзита нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в связи с последними событиями в Грузии резко выросли, поэтому казахстанские специалисты вынуждены активнее рассматривать альтернативные направления. Тем более что объемы добычи нефти ежегодно наращиваются: к 2010 году запланировано до 84 млн. тонн нефти, а к 2015-му - 150 млн. тонн ежегодно.
Для Астаны иранское направление не новое, отмечает издание. Еще с 1997 года Казахстан начал сотрудничать с Ираном по SWAP-операциям, в рамках замещения нефти. Казахстанская нефть танкерами поставлялась в иранские северные порты на Каспии. Иран, в свою очередь, в своих портах Персидского залива те же объемы, но своей нефти, отгружал импортерам третьих стран в пользу Казахстана.
Недостаток проекта - в ограниченной возможности нефтеналивных танкеров, которые осуществляли перевозки. Но до тех пор, пока не будет проложен трубопровод Казахстан-Туркменистан-Иран (Персидский залив), только они способны удовлетворить амбиции Астаны в иранском направлении. Поэтому Астана и Тегеран начали переговоры по строительству нефтеочистительного завода на севере Ирана вблизи берегов Каспия - казахстанская нефть относится к категории тяжелых и нуждается в переработке.
По словам руководителя департамента МИД Ирана по связям со странами СНГ Мортеза Сафари Натанзи, Астана и Тегеран ведут также консультации по прокладке трубопровода, который через Туркменистан свяжет две страны. Если стороны придут к согласию, то трубопровод можно будет подключить к системе иранских нефтепроводов, которые в настоящее время транспортируют нефть с юга страны на север, и высвободить определенную мощность этой системы для переброски казахской нефти в Персидский залив на остров Харк и далее к потребителям в Юго-Восточной Азии.
Эксперты высоко оценивают казахстано-иранские планы. Единственная, но очень серьезная проблема в их реализации - тяжелые отношения Ирана с Западом. "Безусловно, это будет тормозить проект. Но в экономическом плане этот проект для Казахстана один из приоритетных", - сказал газете директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. В ближайшей же перспективе, если ситуация на Южном Кавказе продолжит осложняться, Казахстан, развивая по мере возможностей иранский проект, вынужден будет переориентировать нефтяные потоки в сторону Китая.
"Это наименее рискованный для Казахстана маршрут и выгодный - между Астаной и Пекином нет посредников", - сказал Сатпаев. При этом эксперт отметил, что интенсификация связей с Китаем и Ираном не отразится на энергетическом сотрудничестве Казахстана и России. Об этом, кстати, шла речь 22 сентября в Актюбинске на встрече президентов двух стран - Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. Тогда Назарбаев заявил российскому коллеге, что Казахстан намерен увеличивать поставки нефти через Россию, для чего собирается расширять Казахстанский трубопроводный консорциум (КТК), а также использовать для прокачки казахстанской нефти Балтийские трубопроводные системы.
Эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов считает, что Казахстан в стратегии энергетических поставок использует реальную многовекторную политику. "Россия вполне могла бы стать участником персидско-казахстанского консорциума. И поскольку переговоры Казахстана с Ираном уже ведутся, важно не упустить момент и вовремя присоединиться. Южное направление для России также выгодно, как и западное", - сказал Солозобов. Он напомнил, что в проекте Атасу-Алашанькоу (трубопровод из Казахстана в Китай) Россия является лишь поставщиком нефти, а могла бы иметь долю в консорциуме, если бы вовремя присоединилась. "Россия не возражает против того, чтобы Казахстан поставлял свое сырье по альтернативным маршрутам. Но выступает за то, чтобы все маршруты, которые осуществляются нашими стратегическими партнерами, согласовывались с ней", - заключил эксперт (NEWSru.com).
Но не стоит слишком волноваться за Грузию вследствие отказа Казахстана от ряда инвестиционных проектов в ней. "Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК) готовят масштабный финансовый пакет для поддержки банковского сектора Грузии", - сказал на днях на заседании грузинского правительства премьер-министр Владимир Гургенидзе ("Тренд"). "Дополнительное финансирование поможет банкам в ближайшее время восстановить кредитование экономики страны, - отметил он. - Это, в свою очередь, даст возможность Грузии восстановить и развить экономику, а также усилить темпы ее роста".
Банковский сектор страны намерен компенсировать потери от августовской войны за счет привлечения средств от международных финансовых институтов. Как сообщил недавно исполняющий обязанности президента Национального банка Грузии (НБГ) Давид Амаглобели, они готовы предоставить грузинским банкам более 1 млрд. долларов в течение последующих полутора лет.
США заявили о намерении предоставить Тбилиси помощь в размере 1 млрд. долларов. Международный валютный фонд утвердил для Грузии новую программу на общую сумму 750 млн. долларов, почти половину этих средств Нацбанк может получить уже в текущем году. Среди организаций, готовых оказать финансовую поддержку стране, помимо ЕБРР и МФК, есть также Азиатский банк развития, германский банк KfW. Глава НБГ ожидает снижения по итогам 2008 года уровня кредитования со стороны коммерческих банков до 20 процентов в сравнении со среднегодовым показателем на уровне 60 процентов на протяжении последних четырех лет.