BBCrussian.com: Москва без батраков из Средней Азии не выживет
29 сентября 2008, 18:42, CA-NEWS
CA-NEWS (CA) - Режиссер: Москва без батраков не выживет
BBCrussian.com, Россия 27 сентября 2008 г. Татьяна Гоник
Ранним субботним утром Давлат и Рустам подходят к подъезду дома неподалеку от метро "Аэропорт" и, присев на корточки, терпеливо ждут.
Вскоре из подъезда выходит Рауф. Все трое садятся в его машину и едут в ближайшее Подмосковье. Вечером того же дня они возвращаются, а наутро в воскресенье уезжают по тому же маршруту.
Неизменным в этом составе остается только Рауф: Давлата и Рустама меняют другие выходцы из Средней Азии.
Таким извозом Рауф занимается с мая по сентябрь: на личном автомобиле он возит к себе на дачу гастарбайтеров, которых нашел в своем московском дворе и его окрестностях.
Рабочие часто меняются: едут те, которые в этот день свободны. Рауф только звонит накануне и подтверждает, что выезд, как всегда, в 8 утра.
Жесткий контроль
На участке Рауф дает трудягам фронт работ и уезжает в Москву. Вечером забирает их обратно. Иногда, когда есть время, гастартайтеры остаются на ночь. Для этого на участке есть небольшой домик в одно окошко. Еда и удобства - проблема рабочих, Рауф этим не занимается.
За день на даче выходцы из Узбекистана получают от хозяина по 40 долларов на брата.
Гастарбайтеров Рауф делит на две категории: тех, кто умеет только копать, и тех, кто уже успел поработать на стройках и получил хоть какую-то квалификацию.
Первые выполняют на дачном участке исключительно черную работу: роют траншеи, месят раствор, раскладывают стройматериалы, заливают бетон, выносят мусор.
Представителям второй категории Рауф доверяет более ответственные задачи - к примеру, вязку арматуры. И за теми, и за другими, по словам хозяина, нужен жесткий контроль. Чтобы не расслаблялись.
В принципе, работой гастарбайтеров Рауф доволен. Их собственный подход он обозначает емкой формулой: "бери больше - кидай дальше".
"Я думаю, их труд обходится мне как минимум раза в два дешевле, чем если бы я нанимал фирму, - рассуждает Рауф. - Но все равно я бы не сказал, что они работают за бесценок и сильно благодарны мне за то, что я даю им работу".
"Дело в том, что в России вообще и в Москве в частности катастрофически не хватает рабочих рук, и эти ребята - нарасхват. Иногда даже приходится прилагать некоторые усилия, чтобы их заинтересовать. Они востребованы на рынке и хорошо это знают. Хотя, конечно, знают они и то, что по сравнению с другими - стоят дешево", - добавляет он.
Однако, по словам Рауфа, это их не волнует.
"У гастарбайтера, приезжающего в Москву, есть своя сверхзадача: ему надо здесь выжить, заработать деньги и отправить их домой, чтобы прокормить семью, которая далеко. Большинство гастарбайтеров, кстати, совсем не хотят оставаться жить в России. Они хотят жить у себя", - убежден Рауф.
Кинорежиссер
Сам Рауф Назаров у себя оставаться не захотел: 25 лет назад он приехал в столицу из Душанбе. Поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
Вскоре после окончания института снял первый полнометражный фильм, с которым поездил по стране. Пока учился, жил в общежитии, потом снимал комнату. 10 назад взял кредит и купил двухкомнатную квартиру в престижном московском районе.
Параллельно с кино занимался журналистикой - работал на радио, писал статьи для газет и журналов.
Четыре года назад купил дом с участком в десять соток в 30 км от Москвы, опять же - в кредит. Потом нанял архитектора, который сделал проект. Согласно этому проекту Рауф и проводит теперь тотальную реконструкцию, нанимая для "черной работы" своих земляков.
Для обозначения этих отношений у него тоже есть формула. Звучит жестко: "хозяин - батрак".
"Меня совершенно не волнует, что я буду жить в доме, построенном не очень счастливыми людьми, - признается Рауф. - Я даю людям возможность заработать, плачу им нормальные деньги, они довольны. Я их не унижаю, не бью, не обманываю. Какие же у меня могут быть угрызения совести"?
"Конечно, сами гастарбайтеры понимают уязвимость своей ситуации. Но я не думаю, что они сильно ощущают свою ущербность. У них просто другая психология. Да, они чувствуют себя здесь людьми второго сорта, но знают, что та реальность, в которую они попали - это их шанс", - откровенничает он.
Отсутствие прав
Впрочем, как признается режиссер, чисто по-человечески ему иногда становится жалко своих земляков.
"Конечно, если наблюдать со стороны за их жизнью, понимаешь, что это - рабы, у которых в России нет практически никаких гражданских прав. У кого-то из них, конечно, есть официальное разрешение на работу или регистрация. Но у большинства, как мне кажется, нет и этого. Хотя я не проверяю, меня это не интересует, они сами отвечают за свою безопасность", - сказал он.
"С другой стороны, - продолжает он, - эти ребята совершенно не стремятся социально адаптироваться. В большей своей части эти люди безграмотны, необразованны, плохо говорят по-русски. Некоторые - вообще носители средневековой культуры. Я многим их них говорю: почему вы не учите язык, не смотрите телевизор, не читаете газеты? Почему вы не пытаетесь как-то понять эту жизнь"?
Однако, как считает Рауф, они не проявляют к этому ни малейшего интереса.
"Это похоже на то, как сотни тысяч русских эмигрантов приезжают в Америку, не учат английский и десятилетиями живут в своих колониях, - отмечает он. - Разница лишь в том, что русские эмигранты покидают Россию в поисках лучшей жизни. А узбеки и таджики знают, что лучшая жизнь - та, что осталась у них на родине, а в Москве на эту жизнь просто можно хорошо заработать".
Ну а жизнь в столице, убежден Рауф Назаров, без гастарбайтеров попросту остановится - работать за те деньги, что получают выходцы из Средней Азии, россияне не станут.
К счастью, говорит режиссер, сами гастарбайтеры пока не вполне осознают, что их отсутствие парализует Москву. Им некогда размышлять - того и гляди, кончится очередной сезон.