Младенцы на продажу
29 сентября, 2008, Голос Свободы - Узбекистан
Герман Эффендиев,
Voice of Freedom, Ташкент, Узбекистан
В домах малютки Ташкента идет активная торговля грудными малышами, чьи матери по какой-либо причине посчитали необходимым оставить ребенка в родильном доме.
Женщина, рассказавшая эту историю, оказалась в весьма затруднительном положении. Валентина была на пятом месяце беременности, когда ее муж попал в серьезную аварию и получил травму головного мозга. К сожалению, несчастный случай отразился на зрении супруга, которое начало падать.
В наше время трудно найти престижную, хорошо оплачиваемую работу, не подразумевающую знание компьютера. Специальность же мужа Валентины - программист - сама по себе говорила за себя. Выход один - держаться на рабочем месте и кормить семью самой, пока супругу не будет сделана операция на глаза.
Что делать с беременностью? Роды исключены. Искусственные роды, предложенные врачами, так же отпадали. Сама мысль, что придется убить родное, уже живое сформировавшееся дитя приводили в ужас и отчаяние. Выход предложили в районной поликлинике.
За пять минут до прихода Валентины на осмотр, у участкового гинеколога побывала пациентка, которая в силу ряда обстоятельств не может родить. Здесь твердый приговор врача - беременность исключена.
Бесплодные супруги приняли решение - взять ребенка из дома малютки. Несколько месяцев занял сбор документов в количестве 20 бумаг и справок. Встали в очередь. И тут началось.
«Первая проблема возникла сразу, - рассказывает страдающая бесплодием Ольфия, - как только записались в очередь в Дом малютки при Детском фонде Мехрибонлик. Директор - милая женщина - объяснила, что желающих забрать очередного малыша немало, а деток не хватает. Поэтому очереди на 3-4 года вперед. Конечно, можно решить эту проблему и быстрее, но ничего в этом мире, мол, просто так не делается».
«Нам стало ясно, что она ждет денег, - продолжает Ольфия. - Но, есть случаи, когда ничего не жаль. И эти «гуманисты» пользуются чужим горем. Решили заплатить. Но, когда директор написала сумму, поняли, что у нас нет выхода - только ждать 3 года. Оказывается, в Ташкенте установлен тариф - через 3-4 года ожидания получите дитя, заплатив 300-600 долларов США за младенца. Кто хочет ускорить процесс до 1,5-2 лет - 1000-1500 долларов США, а за считанные месяцы ожидания - 2500-3000 долларов США, соответственно».
Учитывая среднюю заработную плату в 120-150 долларов и цены на многие виды продукции, в два раза выше, чем в соседних государствах, можно понять какое дорогое удовольствие - младенец от фонда «Мехрибонлик».
Как раз в это время и решили работники медицины свести Валентину и Ольфию. Женщины обговорили все вопросы, познакомили супругов, решили финансовую сторону. Остались только проблемы оформления по всем пунктам закона. И тут возникла основная проблема.
«Я узнала, - рассказывает Валентина, - что не имею права отдать ребенка тому, кому считаю нужным. Заранее все оформить можно только как суррогатную мать через Институт акушерства и гинекологии. И в этом случае работники института требуют 1000 долларов США только за бумажки. Якобы, им необходимо оформить меня, как прошедшую искусственное оплодотворение специально для семьи Ольфии»
«В противном случае, - продолжает Валентина, - остается только отказ после родов. Но и тогда я не имею право на переоформление малышки на Ольфию. Ребенка-отказника забирает милиция и отвозит все в тот же пресловутый дом малютки, где позже продают неизвестно кому и неизвестно с какой целью».
Все попытки переговорить с работниками Дома малютки оказались тщетными. Единственный результат - предупреждение, что «Мехрибонлик» находится в ведомстве лично Гульнары Каримовой и вести расследование в данной области не стоит.
«Воевать с подобным явлением необходимо, - говорит лидер Правозащитного альянса Узбекистана Елена Урлаева. - Только область эта особенно трудная и грязная. У них торговля младенцами поставлена на поток. Поэтому и пресекаются все попытки обойти дома грудничков. Каждый малыш приносит руководству от 1 до 3 тысяч долларов США чистыми, без налогов».
В процессе журналистского расследования выяснилось, что даже за такие деньги Дома малютки не дают гарантию на то, что ребенок будет ходить, говорить и не будет иметь массу скрытых болезней. Даже как товар работники «Мехрибонлик» не способны подать младенцев с лучшей стороны. А смотреть на них, как на живые души, требующие особого отношения, любви, заботы и ласки, они по-видимому заведомо не способны. В детском ведомстве правят доллары США.