Иран укрепляет "Хезболлах"
8 Октября 2008, Echo
И готовится к "террористическому ответу"?
Т.АНСАРИ
Влиятельная итальянская Corriere Della Sera назвала имя нового лидера "Хезболлах", преемника убитого Имада Мугние: "Его имя - Мохаммед Реза Захеди, он же - Хасан Махдави. Этому мастеру интриг Тегеран доверил руководство пасдаран в Ливане, преследуя особую цель: координировать секретную деятельность бойцов "Хезболлах". Именно он будет поддерживать отношения между подпольным аппаратом и сирийскими спецслужбами, именно он будет оказывать содействие боевикам в сооружении новых позиций в Южном Ливане и обеспечивать непрерывные поставки оружия." Как напоминает газета, "в Иране, являясь руководителем подразделения Thar Allah, он занимался обеспечением безопасности режима в районе Тегерана. Он хорошо говорит по-арабски, прекрасно знает страну, обладает солидной сетью личных контактов. Прочные отношения сложились в тот период, когда он находился в Ливане в качестве второго секретаря посольства (1998-2000) и возглавлял подразделение аппарата "Аль-Кудз", занимающееся выполнением специальных операций силами пасдаран. На его назначении настаивал глава КСИР Мохаммед Джаафари, обеспокоенный ситуацией в регионе."
Связи между властями Ирана и "Хезболлах" уже ни для кого не тайна. Однако при жизни Имада Мугние, поставившего на поток террор смертников, соблюдались хотя бы видимые правила игры: сам главарь террористов, известный под кличкой "Гиена", был палестинцем. Теперь же организацию, претендующую на роль политической партии в том же Ливане, возглавит гражданин Ирана и офицер иранских спецслужб.
Так или иначе, по данным газеты, новый лидер террористов "включился в работу по "анализу и развитию" с целью улучшения военного потенциала "Хезболлах". В связи с этим он посетил ряд населенных пунктов на юге Ливана. Многочисленные селения были превращены в хорошо замаскированные аванпосты. С ракетами, спрятанными за ложными стенами домов или в подземных бункерах. Каждое селение вверено самостоятельной группе бойцов, готовых отразить - как это случилось в 2006 году - возможное вторжение израильтян." А заодно займетя вопросами внутренней безопасности.
Большинство аналитиков предпочитают увязывать начатую Ираном "реорганизацию" "Хезболлах" с внутриполитическими процессами в Ливане, где вновь "утрясают баланс влияния". Более того, на днях Ливан и США подписали три военных контракта на сумму 63 млн. долларов, которые предусматривают поставки ливанской армии оружия для пехотных частей, боеприпасов и оборудования связи. Документы подписали министр обороны Ливана Ильяс Мурр и заместитель главы Пентагона по вопросам международной безопасности Мэри Бетлонг. И вряд ли стоит напоминать, что столь масштабные оружейные контракты предполагают и вполне понятную политическую ориентацию,
Однако точно так же не исключено, что укрепляя и усиливая контроль над "Хезболлах", Иран рассчитывает и на использование ее потенциала в своем противостоянии с Западом. Потому как, развивая успех на политическом поле ЛИвана, эта группировка не перестала быть террористической.
А тогда уже как минимум нелишне вспомнить, что Ирану все труднее выдерживать международное давление в том же ядерном кризисе. В поведении Тегерана все заметнее признаки явной нервозности, "противоположные сигналы" и т.д. В интервью мировым СМИ министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки, конечно, может заявлять, что он не верит в вероятность нанесения США или Израилем военного удара по Исламской Республике, однако полностью не обращать внимания на сообщения СМИ, что США и Израиль прорабатывают силовой сценарий решения иранской проблемы, он тоже не может. А в такой ситуации режим муллократии, оказавшись загнанным в угол, может попытаться воздействовать на ситуацию при помощи террора.