CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Nabucco вновь зовет

11 октября 2008

Nabucco вновь зовет

10 октября 2008г. ? 39 (817), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Российско-грузинский конфликт на Кавказе вновь возродил интерес к газопроводу под Каспийским морем как в Центральной Азии, так и в Европе

Как и предполагали эксперты, военное противостояние Москвы и Тбилиси на Кавказе привело к резкому росту интереса всех ведущих мировых держав к энергетическим проблемам региона. И если раньше вопросы работы как уже существующих в Закавказье и бассейне Каспия нефте- и газопроводов, так и прокладки новых магистралей обсуждались ни шатко ни валко, то теперь ситуация постепенно стала меняться.

В страны Центральной Азии и Закавказья зачастили высокопоставленные эмиссары из Соединенных Штатов, Европы и России с тем, чтобы каждому со своим интересом поучаствовать и посодействовать (США, ЕС) и помешать по возможности (Россия) прокладке самого амбициозного газопровода в этом неспокойном регионе - Nabucco. И хотя еще несколько месяцев назад перспективы этого важного энергопроекта, который лоббирует давно уже Евросоюз при поддержке Соединенных Штатов выглядели весьма туманно, теперь же, после того как Россия признала две бывшие грузинские автономии суверенными странами, ставки в «энергетическом пасьянсе» на Кавказе резко возросли.

Давление решено усилить на Ашхабад

Как известно, ключевой страной для того, чтобы проект Nabucco перестал быть лишь бумажным вариантом, а наполнился реальным содержанием, является Туркменистан. Именно руководству этой страны уже давно и на всех уровнях и начальство Евросоюза, и спецпосланники из Соединенных Штатов всячески стараются вбить в голову необходимость как можно быстрее согласиться на транзитный маршрут через Азербайджан, Турцию в Европу в обход российской территории.

Сам туркменский президент, который сейчас походит больше на «газовую невесту на выданье», мило встречает и беседует со всеми заинтересованными сторонами - и с Россией, и со странами ЕС, и с Соединенными Штатами. Каждому своему собеседнику он непременно обещает «крепко подумать» и обязательно рассмотреть все возможные варианты по доставке туркменского природного газа на мировые рынки.

Однако как только очередной визитер из-за границы покидает Ашхабад с полной уверенностью в том, что Туркменистан и его правители «у него в кармане», следует мягкий дипломатический «отбой», и Туркменистан, как выясняется, начинает рассматривать и другие предложения, которые того же проекта Nabucco либо вообще не касаются, либо делают его осуществление весьма затруднительным.

Тот же Евросоюз устами своего энергокомиссара господина Пиебалгса постоянно напоминает Туркменистану, что пора избавиться от российской газово-транзитной зависимости, а для этого нужно якобы как можно скорее приступить к прокладке газопровода Nabucco. Ссылаются при этом европейские переговорщики исключительно на «политическую непредсказуемость России, которая сегодня ударила по Грузии, а завтра может наказать за непослушание и любую другую республику Центральной Азии.

Между тем давление на Туркменистан, которое носит больше политический, нежели реально экономический характер, не учитывает одного важного факта. Даже если в конечном итоге «выкрутить руки» президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову, эта страна просто физически не в состоянии наполнить трубу проекта Nabucco своим природным газом.

Напомню, что для эффективной работы этого магистрального газопровода нужно подавать по нему примерно 30 млрд кубометров природного газа как минимум в течение ближайших 30 лет. Для этого надо, чтобы подобные гарантии под проект предоставил Туркменистан и частично Казахстан, а как раз ни Ашхабад, ни Астана подобных гарантий пока никому не дают.

Есть и еще одна загвоздка, которая мешает и американцам, и европейцам поплотнее привязать к себе Туркменистан и его руководство. Дело в том, что Ашхабад вовсе не собирается предоставлять на своей территории каких-то особых прав по добыче нефти и газа зарубежным компаниям. Лишь недавно министру энергетики Турции было сделано предложение начать работать совместно с Туркменистаном на каспийском шельфе по поиску новых месторождений газа.

Правда, не совсем ясно, на какой части этого шельфа планируется начать работы, поскольку он до сих пор оспаривается и Туркменистаном, и Азербайджаном. Детальные геологические изыскания в этом секторе Каспия до конца еще не произведены. Но тем не менее турецкая сторона уже сейчас хочет обязательно застолбить свои позиции в энергетическом секторе Туркменистана, тем более что в отношениях с Турцией Ашхабад делает свои первые шаги по сотрудничеству с западными инвесторами в свой энергетический комплекс.

Не будет забывать и о том, что одна газовая ветка на Кавказе уже работает - по маршруту Баку-Тбилиси-Эрзерум, по которой азербайджанский газ идет в Турцию. Однако пропускная мощность этого участка не очень велика, поэтому для больших объемов газа на экспорт в Европу надо будет обязательно прокладывать газопровод большей мощности типа Nabucco.

Ну и, наконец, давить на Ашхабад западные страны могут сколько угодно, да и обещать им Г. Бердымухамедов также может много чего. Но без согласия Ирана на все эти газовые комбинации на Каспии, в том числе - и прокладывать газопровод Nabucco, вряд ли у стран ЕС и Соединенных Штатов получится. Пока же Иран выступает явно против прокладки каких-либо газопроводов под дном Каспийского моря, мотивируя это «возможными нарушениями экологии».

Также против затеи прокладки Nabucco категорически выступает и Россия, но по своим, вполне прагматическим соображениям, не желая терять свой монопольный статус по доставке центральноазиатских газовых ресурсов на европейские рынки. На руку Москве и то, что Азербайджан и Туркменистан до сих пор никак не договорятся о разделении своих секторов на Каспии, а соответственно - любые разговоры о разработке находящихся там энергетических месторождений так разговорами и останутся - по крайней мере на обозримую перспективу.

В проекте Nabucco сыграет свою роль и Китай

Пока страны Евросоюза, Соединенные Штаты, Турция, Иран и Россия ведут каждая свою игру в зоне Каспия в отношении будущего газопровода Nabucco, не менее важное влияние на эту транскаспийскую затею может вполне оказать и КНР. Китаю, в принципе, все равно, пойдет ли газ из Туркменистана через территорию России на европейские рынки или для этого будет нужно проложить под дном Каспийского моря новый газопровод через Азербайджан и Турцию.

Но Китай очень даже интересует, каким образом тот же Туркменистан будет выполнять свои обязательства по газовым поставкам перед Пекином, если туркменская сторона продолжит свою «многовекторную» газовую дипломатию и разбросает свой газ по всем уже существующим и планируемым газопроводам.

В ходе недавнего визита в Ашхабад лидера Китая Ху Цзиньтао были подписаны соглашения в области энергетики, согласно которым Туркменистан готов тесно сотрудничать с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и увеличить поставки газа в КНР до 40 млрд. кубометров в год.

Соглашение это весьма символично, поскольку ранее Туркменистан выражал просто на словах желание «удовлетворить все имеющиеся у клиентов потребности в природном газе», не давая все же конкретных цифр по объемам, которые страна не на бумаге, а в реалиях в состоянии поставить.

Теперь же в документе, подписанном Китаем и Туркменистаном, говорится о том, что в будущем году строительство газопровода между Туркменистаном и Китаем должно быть завершено. Однако ничего в этом документе не говорится о том, достигнуты ли обеими странами какие-то конкретные договоренности с Казахстаном и Узбекистаном, через территории которых такой газопровод должен в перспективе пройти.

Сам этот газопровод составляет по длине 7 тысяч километров, и туркменский президент уже окрестил подобный проект «газопроводом века». Китайские руководители поддерживают такую оценку будущего газопровода и считают, что такое сотрудничество с Ашхабадом - лишь начало еще более активного проникновения китайских энергетических структур на туркменский и весь центральноазиатский рынок.

Также нужно иметь в виду еще вот что. Истинные детали соглашения, которое только что было подписано между Китаем и Туркменистаном по поводу добычи газа в республике (а китайские энергетические структуры будут допущены к геологоразведочным работам), пока остаются засекреченными, и настоящих цифр, сколько на самом деле будет поставляться в Китай газа и с каких месторождений, никто до сих пор толком не знает.

Молчание хранят и китайская, и туркменская стороны, причем для Казахстана эта неясность имеет весьма конкретное значение. Дело в том, что Казахстан для этого газопровода уже обещал подкачивать примерно 10 млрд. кубометров природного газа в год, а с помощью частично этого проекта природный газ пойдет не только в Китай, но в юго-восточные районы Казахстана, которые хронически страдают от нехватки сырья.

Со своей стороны китайцы уже выразили свое желание точно знать, хватит ли у Туркменистана газа для подпитки их газопровода, если Ашхабад вновь начнет не просто рассуждать, но и практически реализовывать идею о прокладке под дном Каспийского моря газопровода Nabucco. До сих пор большая часть европейских экспертов утверждает, что Туркменистан просто будет не в состоянии удовлетворить все потребности в газе по тем соглашениям, которые Ашхабад подписал в последнее время.

В то же время опять-таки очень выгодной остается позиция и самого туркменского руководства по этому проекту. Фактически чем дольше Бердымухамедов будет держать «на газовой привязи» европейцев и американцев, тем у него больше будет шансов получить от них инвестиции в модернизацию своего энергетического комплекса и проведение геологоразведки новых месторождений энергоресурсов, находящихся на территории Туркменистана.

Неплохие деньги можно получить в этом направлении и с Китая, тем более что Пекин именно Туркменистану уделяет повышенное внимание для реализации своего плана по газификации всей своей Западной части, а также прокладки в перспективе транскитайского газопровода, который пойдет до берегов Тихого океана.

Определяться с Nabucco придется до конца года

Не секрет, что идею Nabucco по поставке газа из Центральной Азии в Европу в обход российской территории больше всего пробивает и проталкивает администрация Дж. Буша. Ее усилия уже принесли определенные плоды, но до окончательного начала работ по прокладке этого газопровода пока дело все еще не дошло. Между тем времени для запуска проекта в действие у Белого дома остается все меньше и меньше. Уже 20 января будущего года Дж. Буш вынужден будет передать бразды правления страной своему сменщику, и если им станет Джон Маккейн, то идея Nabucco, скорее всего, будет и дальше осуществляться. А вот если к власти в США придут демократы, то ситуация в регионе может и измениться.

Именно поэтому сейчас американские дипломаты стараются как можно активнее вести «разъяснительную работу» среди руководства центральноазиатских стран с тем, чтобы все-таки выбить у них окончательное согласие на прокладку газопровода Nabucco. Но и тот же Туркменистан будет тянуть с четким и ясным ответом на подобные предложения до последнего, чтобы не испортить отношения с Россией (ведь пока Туркменистан гарантированно качает свой газ в Европу именно через российские трубы).

Напугали в определенной степени страны Центральной Азии и недавние события на Кавказе, в результате которых Грузия может потерять свой статус надежного транзитного маршрута для нефти и газа в Европу. В любом случае конфликт между Москвой и Тбилиси еще далеко не исчерпан, и какие формы он может приобрести в будущем, станет ясно к декабрю после заседания руководителей МИДов стран НАТО в Вашингтоне.

Многое здесь будет зависеть от того, с какой долей активности мешать проекту Nabucco продолжит Россия. Ведь Евросоюз и Соединенные Штаты свои ставки давно уже сделали, и для них проект Nabucco - одна из важнейших не только энергетических, но и политических составляющих в перспективных планах для этого региона. Для Москвы же осуществление этой затеи по развороту газовых потоков из Центральной Азии под Каспием будет означать серьезное ослабление позиций и потерю важного монопольного контроля за энергетическими потоками, идущими отсюда в Европу.

dn.kz

Предыдущая статьяСтраны ОДКБ выступают за создание единого антинаркотического фронта - выступление Постпреда РК при ООН
Следующая статьяЗападные правозащитники не поверили в свободу слова в Узбекистане