Америка не знает, что делать с Афганистаном
10 октября 2008г. ? 39 (817), Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Чтобы навести там порядок, кандидаты в президенты Соединенных Штатов предлагают перебросить в эту страну американские войска из Ирака
Хотя финансовый кризис и серьезные внутренние проблемы занимают львиную долю в освещении американских СМИ, тем не менее ситуация в Ираке и Афганистане продолжает волновать граждан США и по-прежнему остается в центре внимания обоих кандидатов в президенты страны - Барака Обамы и Джона Маккейна.
Марат Тажин поехал в США, чтобы придать новый импульс отношениям с Америкой
И если в отношении Ирака звучат победные реляции и заверения американского военного командования относительно того, что «ситуация там налаживается», и вполне реально к 2011 году вывести американские войска из Ирака, то в отношении Афганистана прогнозы с каждым днем становятся все более мрачными и безнадежными.
Несмотря на миллиарды долларов, потраченных на военную операцию в этой стране и самими Соединенными Штатами, и их союзниками по НАТО, в Афганистане по-прежнему идет война, там ежедневно погибают сотни ни в чем не повинных людей, а потери самого воинского контингента США и их союзников растут чуть ли ежедневно.
Интересно, что особенно резко возросла критика того, что происходит в Афганистане после завершения заседаний 63-й Генеральной Ассамблеи ООН и после встреч, которые провел в Нью-Йорке президент Афганистана Хамид Карзай с американскими руководителями, включая его рандеву с кандидатом в вице-президенты Соединенных Штатов от республиканской партии Сарай Палин. Теперь представители Пентагона уже не скрывают, что шансов на наведение порядка в Афганистане крайне мало, надежно подавить очаги сопротивления талибов фактически невозможно без нанесения ударов по сопредельной пакистанской территории и без увеличения военного присутствия в этой стране как самих американских джи-ай, так и их союзников - европейцев и канадцев - ситуация в этих краях вообще никогда не нормализуется.
Семь лет войны - и никакого толку?
По словам официального представителя Пентагона, несмотря на все меры, которые принимают коалиционные силы, никакого улучшения в ситуации на территории Афганистана не наблюдается. Президент Афганистана Карзай по-прежнему называет американцев своими лучшими друзьями, но при этом осуждает авиационные удары войск США и натовской коалиции по мирным афганским деревням. Правда, американские военные говорят о другом: никакие эти деревни не мирные, а самые настоящие убежища для талибов и сочувствующих им вооруженных отрядов местных моджахедов.
Также американские военные крайне скептически относятся к тому, какова реальная власть у нынешнего президента Афганистана Карзая на территории своей страны. На практике афганское руководство с трудом контролирует лишь центр Кабула вокруг президентского дворца, и без натовских военных власть в столице страны не продержится и нескольких дней.
Разумеется, подобная ситуация вызывает большое беспокойство в Белом доме и Пентагоне, где «афганский проект» является одним из важнейших для хотя бы элементарного поддержания международного имиджа Соединенных Штатов в продвижении идей «демократии и свободы» в Азии.
Последние события в Афганистане, в результате которых резко возросло как число потерь среди военнослужащих сил коалиции, так и число жертв среди местного населения, вызвали резкую критику политики администрации Белого дома со стороны как кандидата в президенты США от Республиканской партии Маккейна, так и его соперника от Демократической партии Обамы.
При этом Обама считает, что поскольку в Ираке «дела идут в правильном направлении», надо освобождающихся там солдат и офицеров американской армии постепенно перебрасывать в Афганистан, где проблемы только обостряются и где американским и натовским войскам придется находиться еще не один год с тем, чтобы хотя бы минимально стабилизировать там ситуацию. Также Барак Обама призвал американскую администрацию оказать немедленную помощь афганскому руководству в возрождении нормально работающей экономики. По данным командования НАТО, практически полностью экономика нынешнего Афганистана зависит либо от международной помощи, либо от доходов от выращивания и сбыта наркотиков.
По-прежнему в Афганистане, начиная с самых верхних эшелонов, бал правит повальная коррупция, фактически не работают суды и прокуратура, а сама афганская армия, которую вот уже несколько лет тренируют, вооружают и экипируют страны НАТО, на деле небоеспособна. По оценкам экспертов Пентагона, без поддержки натовских солдат и офицеров афганская правительственная армия не сможет оказать должного сопротивления боевым подразделениям талибов даже в течение нескольких недель, не говоря уже о контроле над территорией всей страны.
Совсем недавно в докладе, представленном американскому конгрессу экспертами Пентагона, откровенно признавалось: «За последние три года талибы существенно перегруппировали свои основные силы и воссоздали гибкие структуры сопротивления. Афганское правительство не в состоянии с ними бороться, и в случае вывода войск НАТО из Афганистана талибы в короткие сроки вновь захватят власть в этой стране».
Резко ухудшило ситуацию и положение в Пакистане, где после президентских выборов центральная власть в Исламабаде вообще не контролирует положение в приграничных с Афганистаном районах. Американцы же считают, что именно там находятся основные базы талибов, и не случайно, что именно по этим районам ВВС Соединенных Штатов наносит уже прямые удары.
Пакистанское правительство по этому поводу резко протестует и предупреждает Вашингтон о «неотвратимых последствиях», которые подобные удары несут для безопасности не только американских войск, базирующихся в Афганистане, но и самой территории США. А тут еще один из лидеров талибов в интервью каналу al-Jazeera предрек Соединенным Штатам судьбу Советского Союза, если Америка не уберет свои войска из этого взрывоопасного региона.
Особенно серьезно накалилась обстановка в южных провинциях Афганистана, где талибы не просто оказывают упорное сопротивление войскам коалиции, но и претендуют на контроль над целыми районами провинциях Кандагара.
При этом натовские войска несут ощутимые потери, напряженность в этом районе страны не спадает уже несколько месяцев, и как следует из докладов американских военноначальников на местах, им нужно серьезное подкрепление для того, чтобы выполнять поставленные перед ними командованием задачи.
Спасут ли свежие подразделения джи-ай ситуацию в Афганистане?
Обсуждая сейчас проблему Афганистана, некоторые аналитики предлагают поступить так, как Пентагон уже сделал в Ираке: ввел дополнительное количество войск, которые за счет ужесточения военного отпора повстанцам частично смогли стабилизировать ситуацию, в которой уже появился шанс заниматься поиском политического урегулирования конфликта. Примерно по такому же сценарию советники кандидата в президенты Обамы предлагают действовать ему и в Афганистане, если он в ноябре станет новым хозяином в Белом доме.
Сама по себе идея наращивания военного присутствия в стране не нова, но каким образом она реально может к лучшему изменить ситуацию, непонятно даже самым искушенными экспертам. Ведь перебросить в Афганистан Обама (если он, разумеется, станет президентом страны) намерен войска из Ирака, где они и так уже находятся по 4-5-й смене, и ни дня не имеют не то что передышки - на каждом шагу их по-прежнему что в Багдаде, что в других городах поджидают мины, заложенные у дорог фугасы, и минометные обстрелы.
Не помогает пока и то, что правительство США стремится всеми силами превратить войну в Афганистане с талибами в чисто натовскую операцию. Напомню, что в Ираке все основные участники первоначальной коалиции уже вывели свои войска из этой страны или планируют сделать это в самом ближайшем будущем. Что же касается Афганистана, то США, в принципе, удалось добиться активного участия в проведении военной операции в этой стране со стороны большей части натовских государств.
Однако каких-то кардинальных изменений в ситуацию в Афганистане это не внесло. Разве что расходы, которые несут по операции в Афганистане такие страны, как Германия, Франция, Канада, в определенной степени облегчают финансовое бремя, которое в противном случае лежало бы полностью на плечах американских налогоплательщиков.
Пока в Афганистане находится примерно 37 тысяч американских военнослужащих, и по планам ключевых советников кандидатов в президенты Соединенных Штатов эту численность планируется довести в 2009 году до 45 тысяч человек.
Кроме американцев в Афганистане находятся военнослужащие еще 18 стран, общая численность которых составляет около 15 тысяч солдат и офицеров. Что же касается воинских подразделений талибов, то их численность никому точно неизвестна: повторяется в этой войне та же картина, что была в свое время во время нахождения на афганской территории советских войск. Днем в кишлаках живут вроде бы обычные крестьяне, а ночью все они с оружием в руках нападают на натовские опорные пункты, взрывают военную технику и атакуют в ущельях конвои.
Натовское командование фиксирует резкое увеличение числа подрывов мостов, участков дорог, складов, нападений с применением минометов и гранатометов на укрепленные пункты сил коалиции. Есть целые участки на территории страны - особенно в ее южной и восточной частях, где правительственные войска вообще не контролируют даже самые небольшие населенные пункты, а натовским солдатам приходится зачастую быть между двух огней - и сражаться с талибами, и оставаться все равно «чужими» в лице местной проправительственной власти.
Ничего не могут поделать американцы и с фактически полной прозрачностью границы между Афганистаном и Пакистаном. Протянулась она на 1500 км, с пакистанской территории центральное правительство эти районы не контролирует, а власть талибов там пользуется большой популярностью и поддержкой.
Ряд американских конгрессменов уже предлагали раз и навсегда покончить с помощью «хирургических ударов» с этими рассадниками терроризма, но в таком случае войска коалиции должны вторгаться на территорию другого суверенного государства - Пакистана, на что те же натовские союзники - особенно европейцы - идти не намерены.
Важно и то, что с афганской территории эти районы никем - ни натовцами, ни правительственными силами - не контролируются, и на деле вдоль всей афгано-пакистанской границы сегодня образовались своего рода «мини-зоны», находящиеся на независимом и никому не подчиненном положении. К тому же у талибов нет проблем и с финансами: только на закупку оружия талибы, по оценкам экспертов Пентагона, потратили за прошлый год около миллиарда долларов, и в новом году эта цифра только будет расти.
По-прежнему ненадежны и слабы подразделения афганской полиции и армии. Огромные средства были затрачены странами НАТО, и прежде всего - Соединенными Штатами на то, чтобы подготовить афганских военнослужащих к элементарному поддержанию порядка в стране собственными, а не коалиционными силами. Однако особого эффекта вся эта помощь пока не приносит.
Поэтому если в Ираке американцы считают, что вооруженные силы и полиция этой страны в состоянии хотя бы минимально взять на себя ответственность за снижение насилия, то в Афганистане доверить местным силовым структурам поддержание порядка в стране ни американцы, ни натовское командование пока даже в отдаленной перспективе не планируют.
Опий - всему голова
Когда Соединенные Штаты только входили в Афганистан, то сразу же встал вопрос не только о подавлении вооруженного сопротивления со стороны талибов, но и обеспечения мирной жизни и каких-то источников доходов для рядовых афганцев. Однако тут же выяснилось, что главные доходы - это вовсе не выращивание пшеницы или гороха, а производство опия и других видов наркотиков. Афганистан твердо продолжает держать первое место в мире по производству наркотиков, и с момента прихода в страну сил коалиции эта цифра выросла как минимум в четыре раза. С учетом того, что границы Афганистана с основными его соседями не очень надежно контролируются, поставки наркотиков на мировые рынки из Афганистана идут еще в больших масштабах, чем это было при правлении талибов.
Сегодня в Афганистане целые районы в южных и восточных провинциях, а также вдоль границы с Таджикистаном и Туркменистаном занимаются производством наркотиков, и почти повсеместно только для одной цели - обеспечения местного населения продуктами питания и товарами первой необходимости, которые никаким другим способом не получить.
Американские эксперты признают открыто, что все международные программы по искоренению опийных посевов в стране ни к чему реально не привели: местное население получает примерно в 10 раз больше денег от наркобаронов из Афганистана и Пакистана, чем если бы они выращивали какие-то «мирные сельскохозяйственные культуры». К тому же эти средства им выплачивают регулярно, в то время как за выращенные пшеницу или рис получить заработанное они смогут только после того, как сами доставят товары на рынки. Не в состоянии помочь эффективно в этом вопросе и Организация Объединенных Наций. Так, во время заседаний Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке не раз звучали жалобы представителей неправительственных организаций и самих ооновских структур, отвечающих за борьбу с наркотрафиком, что работать в этом направлении им в Афганистане крайне сложно из-за отсутствия правительственных и натовских гарантий безопасности.
В результате сейчас складывается ситуация, при которой внутренние проблемы Соединенных Штатов (особенно финансовый кризис) не дают возможности разработать комплексный план решения афганского вопроса. В странах НАТО понимают, что уходить сегодня из Афганистана нельзя, но и оставаться там на неопределенную перспективу вряд ли имеет смысл.
Ко всему прочему стоимость пребывания войск коалиции стран НАТО в Афганистане растет с каждым днем (а это примерно 1 млрд. долларов ежемесячно), и в условиях, когда деньги налогоплательщиков в том же конгрессе США предлагается тратить на более разумные цели (к примеру, стабилизацию ипотечной системы), бесконечная «афганская эпопея» гарантированно будет еще долго висеть на шее тяжелым бременем и нынешнего, и будущего американского президента, кто бы им в конечном счете не стал.