"Газовая ОПЕК" обеспокоил Европу
24 Октября 2008, Echo
Россия намерена использовать экспорт газа как политическое оружие
НУРАНИ
Идея "газового картеля" по типу знаменитого ОПЕК становится все более реальной. Как заявили после трехстороннего заседания в Тегеране председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари и министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль-Атыйя, Россия, Иран и Катар договорились о создании "газовой ОПЕК". По словам Алексея Миллера, совместные проекты стран-участников создаваемой организации будут вестись в сфере разведки новых газовых месторождений, очистки газа, а также его продажи. Таким образом, можно уже говорить о том, что сформирована "большая газовая тройка", отметил Миллер.
"Наши государства имеют в своем распоряжении более 60% мировых запасов газа, - в свою очередь напомнил иранский министр. - Сегодня мы обсудили вопросы трехстороннего сотрудничества в разработке газовых месторождений, взаимодействия на мировом газовом рынке, создания более подходящих условий для обеспечения мировых потребностей в энергоресурсах".
Пока не известно, насколько тесными будут контакты основных производителей газа и можно ли действительно говорить о создании монополии. Тем не менее Европа и США уже обозначили свою обеспокоенность в связи с планами России по созданию "газовая ОПЕК" - прежде всего потому, что Россия уже не раз использовала поставки энергоносителей в качестве политического оружия и против Грузии, и против Украины, и против Азербайджана. В последнем случае, правда, "трубопроводное оружие" дало осечку - наша страна сама приступает к экспорту газа. Теперь же в новый консорциум вошли три страны, на долю которых приходится никак не меньше 56% мировых запасов газа, и в таких условиях картельный сговор может иметь для потребителей газа весьма ощутимые последствия.
The Guardian с тревогой подчеркивает, что Россия, Иран и Катар создают картель, который будет контролировать 60% мировых поставок газа. В то время как российская сторона на встрече в Тегеране избегала слова "картель", сообщает корреспондент, иранцы не стеснялись такой формулировки. "Есть потребность в формировании газовой ОПЕК, и мы договорились о ее создании", - отметил на пресс- конференции министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари.
Еврокомиссия заявила накануне, что будет противиться созданию какой бы то ни было организации, способствующей ограничению конкуренции. "Еврокомиссия полагает, что энергоносители должны продаваться на свободном рынке", - напоминает газета. По мнению которой Запад подозревает, что Россия и Иран с удовольствием прибегают к помощи энергоносителей для достижения своих политических целей.
Как пишет в этой связи The Times, идея клуба газовых экспортеров обсуждается этими странами много лет. Но практический смысл она приобрела только когда расширилась торговля сжиженным природным газом (СПГ), которая, в отличие от поставок по трубопроводам, осуществляется не по долгосрочным контрактам. В этих условиях Россия заинтересована в объединении с другими экспортерами, дабы они своим соперничеством не пошатнули ее положение на европейском рынке.
Однако примечательно и другое. Идея создания "газовой ОПЕК" обсуждается в политических и экономических кругах уже несколько лет. В Москве усиленно подчеркивают, что создать газовый картель по типу ОПЕК официально предложил России 28 января 2007 года высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи на встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым, однако уже в 2006 году президент Российского газового общества Валерий Язев предложил создать газовый альянс с участием шести стран СНГ - Беларуси, Казахстана, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины, и такой альянс тоже мог бы контролировать и 50% мировых запасов газа, и пути его транспортировки в Европу. Но, очевидно, "не срослось": в Туркменистане уже испытывали сильнейшее разочарование в связи с тем, что туркменский газ закупался "Газпромом" у устья скважины по непозволительно низкой цене, а перепродавался в Европу куда как дороже. Затем в центре внимания оказался уже Иран, и вскоре "газовая дипломатия" обратила самое серьезное внимание на...Армению. "Газпромовские" стратеги не скрывали, что намерены закупать иранский газ прямо у устья скважины, а затем транспортировать его в Европу как газпромовский по газпромовским сетям. Причем о создании консорциума в "Газпроме" заговорили именно после того, как мировые СМИ запестрели прогнозами аналитиков, что в ближайшее время российский супермонополист может столкнуться с дефицитом экспортных объемов газа - если, конечно, не навяжет кому-нибудь "туркменскую" схему. В случае же с Ираном ключевым вопросом оказывался контроль России над газотранспортными сетями Армении и "трубой" Иран-Армения, которые уже очень скоро были приобретены "Газпромом" за долги.
Трубопровод Иран-Армения, правда, с куда меньшей, чем планировалось, пропускной способностью и в статусе "резервной ветки", если вдруг по каким-то причинам газ из России перестанет поступать. В свою очередь в Иране пытаются встроиться в проект "Набукко" (пока, впрочем, безуспешно). И на этом фоне вряд ли можно представить себе, что степень интеграции и лидерства России в новом консорциуме будет такой же, как то объединение, о котором говорил Язев.