Фармацевтический рынок Узбекистана:
24 октября 2008 11:34, ИА МиК
государство начинает и проигрывает
В то время, как наука и технология на сегодняшний день достаточно развиты для получения полного контроля над инфекционными болезнями в мире, миллионы людей умирают из-за преступной деятельности рынка и представителей фармацевтических корпораций и объединений.
Существует большая потребность в новых лекарствах против этих болезней. Во многом, благодаря субсидиям государства разрабатываются новые лекарства, но проблема в том, что по большей части эти разработки находятся в руках фармацевтической промышленности. Она решает, что производить на основе ожидаемых прибылей, а не на основе нужд здравоохранения. Эти тезисы в первую очередь касаются крупных индустриальных стран, фармацевтическая промышленность которых определяют правила на мировом рынке. Что касается стран, которые вынуждены импортировать лекарственные препараты, то в них страсти кипят нешуточные, и в то же время по сути аналогичные глобальным тенденциям развития фармацевтики. То есть жажда прибыли стоит выше нужд людей.
В Узбекистане, несмотря на бодрые заявления официоза, фармацевтическая промышленность фактически находится в зачаточном состоянии. Главным игроком на рынке выступает АК «Дори-Дармон», на которую возложена задача по обеспечению населения качественными лекарственными препаратами, формирование заказов на основные лекарственные средства и т.п. АК «Дори-Дармон» создана на базе одноименной Государственной акционерной компании (ГАК) на основании специального постановления Кабинета министров Узбекистана в рамках широкомасштабной программы разгосударствления. Первоначально, определенная, даже можно сказать довольно значительная часть акций оставалась в собственности государства. Другая часть поступила в свободную продажу.
На данный момент АК «Дори-Дармон» находится под проверкой Генеральной прокуратуры Узбекистана, заподозрившей руководителя компании Салихбаеву Умиду в махинациях с акциями, которые привели к концентрации контрольного пакета акций в собственности небольшой американской фармацевтической компании «PharmaCom Ltd». Собственно говоря, следствие полагает, что учредителем и настоящим владельцем американской компании является сама Салихбаева У. и ее родственники. Возможно, немаловажную роль в отчуждении акций в пользу американской компании сыграл и заместитель главы МИД Узбекистана Салихбаев Анвар. Стало известно, что финансовая сторона вопроса решена благодаря тесным связям Салихбаевой Умиды с франко-немецкой фармацевтической компанией «Sanofi-Aventis», ставшей благодаря ей практически единственным иностранным игроком, поставляющим в Узбекистан лекарственные препараты и товары медицинского назначения.
Самое поразительное в том, как была осуществлена махинация с акциями. Под предлогом формирования уставного фонда АК «Дори-Дармон», Салихбаева У. через Наблюдательный Совет компании провела решение о ввозе в республику фармацевтической продукции американской компанией «PharmaCom Ltd» взамен 45% акций АК «Дори-Дармон».
Благодаря этим мошенническим действиям в руках «фармацевтической мафии» Салихбаевых оказался контроль над государственными заказами на поставку в Узбекистан лекарственных препаратов.
Другие игроки фармацевтического рынка, которых представляют спикер узбекского парламента Ташмухамедова Д. (компания «Фармед»), бывший пресс-секретарь Президента Узбекистана Азизходжаев А. («Гранд трейд фарм»), из данной сферы планомерно вытесняются. В ход пущены все ресурсы, применяется проверенный набор методов, вплоть до арестов бизнесменов от фармацевтики. В мае этого был отстранен от должности руководитель ташкентского областного филиала АК «Дори-Дармон» Камбаров Хусан, являющийся родственником Государственного советника Шамшиева Р. Принадлежащая ему сеть аптек подвергнута проверкам со стороны контролирующих органов.
Налицо этап возникновения монополии. Но, всем известно, что монополии неизбежно приводят к проблемам с управлением качеством в той или иной сфере. Это может послужить не только источником коррупции, но и затрагивать жизни людей, зависящих от лекарств.
Помимо этого, монополия на поставку лекарственных препаратов в республику, основанная семейным кланом Салихбаевых, неизбежно ведет к развитию теневого рынка лекарств. А это в свою очередь напрямую затрагивает интересы государства. Между тем, практика показывает, что Салихбаевы располагают значительным охранным ресурсом, позволяющим им оставаться «непотопляемыми» даже в условиях перманентных проверок со стороны всесильных органов прокуратуры. В дополнение к обрисованной ситуации можно добавить и потенциально конфликтную ситуацию, связанную с юридическими аспектами правообладания акциями когда-то государственной фармацевтической компании.
В случае, если продолжающиеся проверки приведут к судебным слушаниям, которые по логике, должны решить дело в пользу государства, американская фирма «PharmaCom Ltd» может оспаривать свои права в международных судебных инстанциях. А это уже перестает быть вопросом коммерческого характера и может приобрести политический оттенок. Ибо США вполне могут допустить, что узбекские власти планомерно вытесняют американский бизнес из страны, взамен российским инвестициям. В конечном итоге политика узбекских властей в сфере фармацевтики, которая поставила бы нужды людей выше жажды получения прибылей, может быть реализована по-настоящему только лишь в рамках общественной системы, для которой главным является не прибыль некоторых бизнесменов (тех же Салихбаевых), а интересы всего населения. Боюсь, однако, что противостояние между группировками продолжится.
Ксения Рудакова Pharmaceutical Research