CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

10 лет взрывам в Ташкенте - UzNews.net

17 февраля 2009

10 лет взрывам в Ташкенте

16.02.09 16:31, UzNews.net

Uznews.net - Сегодня исполняется 10 лет взрывам в Ташкенте 16 февраля 1999 года, навсегда изменившим Узбекистан. В тот день президент Ислам Каримов объявил войну с терроризмом и обрушился с репрессиями, от которых народ продолжает стонать и сегодня.

Примерно в 10 часов утра 16 февраля 1999 года Ташкент содрогнулся от нескольких мощных взрывов, раздававшихся один за другим в самом центре города. Сила взрыва была настолько мощной, что заставила задрожать окна в домах, располагавшихся в нескольких километрах от эпицентра.

Напуганные и шокированные люди не понимали, что произошло. Почти никому из них не приходила в голову мысль, что это мог быть взрыв, устроенный террористами - Узбекистан никогда не был страной, где могло произойти что-то подобное. Такое не мог представить и вообразить никто. Конечно же, кроме тех, кто эти взрывы готовил или знал о них заранее.

В тот день машины «Запорожец», начиненные взрывчаткой, начали один за другим взрываться в нескольких местах города Ташкента - у кинотеатра «Искра» на площади «Независимости», главного управления НБУ (Нацбанка Узбекистана), здания Кабинета министров, Службы национальной безопасности, резиденции президента «Дурмень» и в махалле по улице Абдуллы Каххара.

Они унесли жизни 16 человек, более 100 получили ранения. Тела большинства жертв были разорваны в клочья, их останки работникам правоохранительных органов приходилось соскребать с асфальта, со стен зданий, с поверхностей автомобилей и другого транспорта.

Почти сразу же после взрывов президент Узбекистана Ислам Каримов появился на площади «Независимости» у здания Кабинета министров в окружении силовиков. Он осмотрел место взрыва и заявил, что это был теракт, организованный исламистами, а целью теракта - был он сам, это было покушение на его жизнь.

Оказалось, что в то утро в Кабинете министров должно было состояться собрание с участием президента, террористы узнали об этом и расставили машины со взрывчаткой на всем пути следования президента.

Единственное, что они не учли, то, что по странному стечению обстоятельств Каримов, известный своей пунктуальностью, в тот день опоздает на несколько минут. Это опоздание, как Каримов скажет позже, спасло ему жизнь.

Злой взбешенный Каримов заявил в тот день с площади «Независимости», глядя в камеру государственного телевидения, что его месть будет сокрушительной и вне правового поля.

Людям, которые способны на такие преступления, как совершение терактов, как сказал Каримов, надо отрывать головы. «Если надо я сам лично буду отрывать им головы, и даже двумстам из них», - сказал Каримов в камеру.

Узнав о том, что некоторые из организаторов взрывов смогли уехать из Узбекистана, Каримов указал: «тогда за их поступки будут отвечать их отцы». А через день на внеочередной сессии парламента, посвященной взрывам 16 февраля, Каримов заявил, что виновных в теракте надо «ставить на колени и расстреливать без суда, как собак».

Кроме исламистов виновными в организации теракта были объявлены члены демократической партии «Эрк», ее лидер Мухаммад Салих, его родственники и самые близкие соратники, многие из них были сразу же взяты под арест и позже осуждены.

По версии властей религиозные экстремисты из Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и организации «Хизб-ут-Тахрир», объединившись с демократами из «Эрка», пытались убить его и захватить власть в стране. (Каримов первоначально обвинил даже ливанскую исламскую партию «Хезболлах», но затем передумал.)

Десятки людей были арестованы, среди захваченных были и старики, чьи сыновья обвинялись в причастности к взрывам. Были случаи, когда старики не выдерживали допросов и пыток, и умирали.

«Бравая» работа силовых органов позволила уже к лету 1999 года передать дело о взрывах в Верховный суд Узбекистана. Процесс мог бы начаться раньше, если бы Турция не задержала выдачу в Узбекистан двух подозреваемых, среди них Зайнуддина Аскарова, ставшего главным лицом, свидетельствовавшем в пользу версии властей.

На скамье подсудимых в Ташкенте оказались 22 человека. Картина их преступления вырисовывалась только благодаря их признательным показаниям. Правоохранительные органы не могли представить ни одного доказательства их вины.

Но даже из тщательно срежиссированных показаний подсудимых, полностью признававшихся в организации и совершении теракта, было ясно одно, что власти Узбекистана знали заранее о готовящихся взрывах, но не предотвратили их.

Зная о том, что происходило в стране в последующие после взрывов годы, можно утверждать, что власти хотели получить карт-бланш на репрессии против страны, всех тех, кто в будущем осмелится выражать недовольство политикой президента Каримова.

Подсудимый Бахром Абдуллаев, уроженец Сурхандарьинской области, которого до сих пор помнят в Сурхандарье, как одного из лучших чтецов Корана, был захвачен в декабре 1998 года в Туркменистане и передан в Узбекистан.

На суде он говорил о том, что предупредил некоего сотрудника СНБ Йюлбарса Шералиева о готовящихся взрывах, но власти Узбекистана предпочли позволить взрывам случиться. Возможно, этим объясняется та задержка Каримова на заседание и его смелое появление на площади сразу же после взрывов.

Суд вынес очень строгие приговоры. Шестеро человек, включая Бахрома Абдуллаева, были приговорены к смертной казни. Спустя три месяца после оглашения приговора Генеральная прокуратура Узбекистана сообщила, что все шестеро были казнены.

Многие осужденные в 1999 году за взрывы продолжают отбывать наказание. Но с их времени число осужденных за религиозный экстремизм и терроризм в Узбекистане перевалило за более чем десять тысяч человек.

Суды по обвинению в посягательстве на конституционный строй Узбекистана, по 159-ой статье Уголовного кодекса, после взрывов 1999 года начали проходить по всей стране, в каждом суде шел хотя бы один политический процесс.

Иногда большим группам подсудимых - до 20-30 человек - не хватало места в зале суда, тогда их судили в спортивных залах школ.

Суды продолжали работать в усиленном режиме, приговоры отдавались «щедрые», за одно участие в религиозном собрании, молении люди уходили в тюрьмы на сроки до 20 лет. Судебный конвейер работал исправно. После него «эстафету» по уничтожению людей принимала пенитенциарная система.

Все это продолжалось до тех пор, пока одна группа людей в Андижане, тоже обвиненная в религиозном экстремизме, не сказала Исламу Каримову - хватит. Каримов ответил им резней, отправив на площадь Бобура в Андижане, где проходила демонстрация, БТРы. Андижанское восстание 13 мая 2005 года было утоплено в крови.

Андижан открыл новую эру в новейшей истории Узбекистана, в которой страна продолжает жить и сегодня, добавив в арсенал личных достижений Ислама Каримова, кроме арестов, пыток до смерти, похищений людей, еще и массовое убийство.

Но корни Андижана лежат в 16 февраля 1999 года. Когда Каримов нашел окончательную формулу своего правления - отрывать голову, расстреливать, как собак, и наказывать отцов за детей.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяТегеран видит в Астане стратегического партнера: президент Ирана - - ИА REGNUM
Следующая статьяИноСМИ.Ru | Кто даст газ для Nabucco?