CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Караси для Рахмона - Аркадий Дубнов, обозреватель «Время новостей»

27 февраля 2009

Караси для Рахмона

26.02.2009 г., Новая газета - Казахстан

Аркадий Дубнов, обозреватель «Время новостей»

Конечно, в Москве найдут какие-то средства, чтобы помочь таджикской казне, а точнее правящему в Душанбе режиму, хотя бы для того, чтобы поддержать реноме главного гаранта стабильности на постсоветье

Зачем таджикского президента увезли в Тверскую область

Рабочий визит Эмомали Рахмона в Москву оказался по-настоящему рабочим. Кто бы мог подумать, что таджикскому президенту действительно придется в России поработать. Нет, разумеется, не как какому-нибудь гастарбайтеру, а как VIP-гостю, приглашенному в святая святых советских генсеков - в охотничий заповедник «Завидово». Туда, в Тверскую область, где так любили побродить с именной «тулкой» в руках и свитой охранников со всех сторон Никита Хрущев и Леонид Брежнев вместе с Фиделем Кастро или Менгисту Хайле Мариамом (был такой коммунистический вождь в далекой Эфиопии), привезли во вторник прямо из Домодедово Эмомали Рахмона.

Прорубили полынью в пруду, заготовили снасти, подобрали по размеру - не маленькому - таджикскому президенту теплую куртку маскировочного вида и вывели вместе с нынешним хозяином «Завидова» Дмитрием Медведевым на стартовую позицию. Любо-дорого было смотреть короткий телесюжет, как бывший моряк-подводник (Рахмон много лет назад, когда его еще звали Рахмоновым, служил срочную на Тихоокеанском флоте) закидывает удочку. Близкие к пруду источники утверждают, что два рыбака-президента наловили чуть ли не с полведра карасей.

Это оказалось практически единственным конкретным результатом рабочего визита президента Таджикистана. Во всяком случае, хозяева сделали максимум возможного, чтобы оградить прессу от несанкционированных утечек из кулуаров встречи Медведева и Рахмона. Собственно говоря, прессы в «Завидово», можно сказать, и не было вовсе - пара корреспондентов информагентств да пара-тройка телекамер, то есть ровно столько, сколько необходимо для оповещения «города и мира» о том, что имел место сам факт российско-таджикских переговоров на высшем уровне.

Подобная скромность в освещении «рыболовецкой встречи» президентов вполне объяснима, если вспомнить, в шлейфе каких событий она происходила, - спустя три недели после скандального афронта Рахмона, отказавшегося от намеченного еще на 2 февраля визита в Москву. Как известно, тогда таджикский президент, дав волю своему темпераменту, демонстративно оскорбился поведением Медведева в Ташкенте месяц назад, когда в ходе совместной пресс-конференции с президентом Узбекистана Каримовым российский президент занял его сторону в водно-энергетическом конфликте с Таджикистаном.

Правда, спустя день Рахмон, успев стать национальным героем, лаврами которого его наградила таджикская пресса, дал себя уговорить (в частности, активные усилия приложил в этом направлении президент Киргизии Курманбек Бакиев) и «согласился»-таки приехать в Москву, но только для участия 4 февраля в саммитах ОДКБ и ЕврАзЭС. В тот день Медведев переговорил в Кремле с Рахмоном накоротке, предложив ему перенести рабочий визит на конец февраля и, более того, пригласив его нанести и государственный визит в Россию до конца нынешнего года. Это высший ранг визита, который глава государства совершает только один раз за время своих президентских полномочий, с ковровыми дорожками, артиллерийскими салютами, рапортами почетных караулов и прочими фишками, так любимыми на Востоке. Рахмону, которому не один раз уже за время его 17-летнего правления и многочисленных президентских сроков была оказана в Москве подобная честь, не могла не импонировать еще одна такая «дорогая опция».

Вот к этому времени, к концу года, дали ему понять во время обеда и рыбалки («я надеюсь, мы с Вами погуляем, обязательно пообедаем», обнадежил перед началом беседы Медведев Рахмона), рассмотрим все ваши претензии относительно повышения платы за аренду 201-й военной базы, Центра слежения за космическими объектами «Окно» и условий использования российской авиацией аэродрома «Айни» неподалеку от Душанбе.

Именно так следует понимать обращенные к Рахмону слова Медведева, мол, в «Завидово» «будет такая двухтактная, двухэтапная работа» по подготовке государственного визита.

Именно так следует понимать достигнутые «договоренности о продолжении обсуждения вопросов, связанных со строительством ГЭС на территории Таджикистана», как об этом сказано на официальном сайте Кремля.

Другими словами, в Москве приложили все усилия, чтобы сгладить обиды, нанесенные Рахмону неосторожными «ташкентскими» высказываниями Медведева и сбить нарастающую в Душанбе волну антироссийских фобий: русские «кинули» нас со своими обещаниями инвестиций в обмен на военные базы. Однако весьма сомнительно, что в условиях нарастающих кризисных проблем в российской экономике, а возможно, и финансовой сфере, Москва рискнет пообещать Душанбе выделить средства для продолжения «великого советского долгостроя» - Рогунской ГЭС. Сегодня трудно быть уверенным даже в том, что уже обещанные и заложенные в бюджет 1,7 миллиарда долларов кредита для строительства в Киргизии Камбаратинской ГЭС станут реальностью.

Конечно, в Москве найдут какие-то средства, чтобы помочь таджикской казне, а точнее правящему в Душанбе режиму, хотя бы для того, чтобы поддержать реноме главного гаранта стабильности на постсоветье (нельзя же выглядеть скупее, чем ЕС, выделивший Душанбе 34 миллиона долларов срочной помощи, или Азиатский банк развития, по-обещавший 102 миллиона долларов). Но если в Душанбе рассчитывают, что, предоставляя США транзит в Афганистан, американцы возьмут Рахмона и его окружение на содержание ради сохранения стабильности в регионе (даже если такие ожидания и небеспочвенны), то удерживать на плаву его режим они долго не будут.

novgaz.com

Предыдущая статьяЭнергопроекты - ключ к контролю ЦА - UzNews.net
Следующая статьяСтраны ОДКБ и ЕврАзЭС объединяют усилия в борьбе с терроризмом, криминалом и незаконной миграцией