CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Каримов считает доллары на банковских счетах

28 февраля 2009

Каримов считает доллары на банковских счетах и закрывает границы для мелкого импорта

27 февраля 2009г. ? 8 (836), Деловая Неделя, Казахстан

Андрей САИДОВ, Ташкент

Резкий взлет курса доллара, наблюдавшийся за последние месяцы на «черном рынке» валют в Узбекистане, породил слухи о скорой официальной девальвации и последующей деноминации национальной валюты - узбекского сума, относительная стабильность курса которого до сих пор поддерживалась административными мерами правительства и Центробанка. На этой неделе стало понятно, что руководство Узбекистана не собирается следовать примеру России и Казахстана, отпуская сум в погоню за кризисными реалиями. Напротив, организованная на днях долларовая интервенция, хотя и вызвала настоящие кулачные потасовки между покупателями у обменных пунктов в Ташкенте, стабилизировала курс «черного рынка» на уровне 1700 сум за $1 против 1900, отмечавшихся в конце января. При этом банковский курс доллара с начала месяца вырос всего на 6 сумов. Центробанк дополнительно ужесточил контроль и над безналичными операциями на внутреннем валютном рынке. Согласно новому правилу, все инвалютные приобретения клиентов узбекских банков должны помещаться на специальные счета. Если валюта на этих счетах не будет истрачена в течение 7 рабочих дней, она подлежит безусловной обратной продаже уполномоченному банку с последующим выставлением на очередной межбанковской торговой сессии в безакцептном порядке по курсу на день продажи. Обратной продаже также подлежит валюта, ранее списанная со специального валютного счета и вновь поступившая на этот счет в связи с неиспользованием или возвратом.

Узбекистан хочет защитить своего производителя даже на базаре

СПАСЕНИЕ В ИННОВАЦИЯХ?

Правительство Узбекистана, таким образом, явно намерено и далее следовать собственной экономической стратегии в условиях мирового финансового кризиса. Частичная девальвация национальных валют, предпринятая соседними странами для поддержания конкурентоспособности экспортеров, здесь заменяется государственным требованием к производителям снизить себестоимость экспортно-ориентированной продукции. В конце января президент Ислам Каримов издал указ, по которому уровень себестоимости на крупных промышленных предприятиях в ближайшее время должен быть снижен в среднем на 20%, в первую очередь, за счет повышения эффективности производственных линий, за счет их реконструкций, модернизации, технического перевооружения и оптимизации технологий. Специальные рабочие группы, возглавляемые руководителями ведомств и хозяйственных объединений, будут контролировать этот процесс и раз в три недели отчитываться перед премьер-министром Шавкатом Мирзияевым. Некоторые аналитики высказывают опасения, что оптимизация производства может быть скоро достигнута за счет сокращения лишних рабочих мест, что приведет к увеличению безработицы в стране. Однако такое решение, представляющееся очевидным, противоречит официальной экономической доктрине Узбекистана, провозглашающей приоритет социальных целей над рыночными механизмами. Напротив, согласно решениям узбекского правительства, в условиях кризиса руководителей не только промышленных предприятий, но и частных фирм обязали отчитываться перед прокуратурой и налоговыми органами по каждому случаю увольнения или сокращения сотрудников, обосновывая их целесообразность и добровольность. Как будут в таких условиях выкручиваться местные производители, трудно предположить, хотя официальная пропаганда делает ставку на волну патриотического и делового энтузиазма, который, по замыслу автора антикризисной программы Каримова, объединит работников, работодателей и контролирующих их чиновников в едином стремлении не только преодолеть кризис, но и превратить его в подъем национальной экономики.

Директор Института экономики Академии наук Узбекистана Алишер Расулев в своих комментариях парламентской газете «Народное слово» делает ставку на всплеск инноваций. По мнению профессора Расулева, экономический кризис продемонстрировал правильность и устойчивость выбранной Узбекистаном экономической модели перехода к рыночной экономике. И сейчас даже создает дополнительные благоприятные условия для отечественного малого бизнеса. В периоды экономической непредсказуемости, считает профессор, практически все транснациональные корпорации и крупные предприятия выбирают оборонительную стратегию: сокращают маркетинговые издержки, увольняют квалифицированных сотрудников. В это время мелкие и ранее не известные производители могут развернуть борьбу за передел рынка, запуская новые продукты, конкурентная способность которых обеспечивается применением отечественных инноваций и оригинальных управленческих решений. Оставив в стороне явно полемическое содержание этих высказываний, надо заметить, что именно такие задачи поставил перед узбекскими производителями президент Ислам Каримов в своем январском докладе на заседании Кабинета министров, призывая их активизировать экспансию своей, до сих пор не особо востребованной, продукции на рынки стран СНГ. Хотя пройти испытание на эффективность отечественным производителям, например легкой промышленности, предстоит для начала на внутреннем рынке.

УЗБЕКАМ ОБЕЩАНО ИЗОБИЛИЕ ДЕШЕВИЗНЫ

На этой неделе правительство Узбекистана приняло решение в очередной раз ограничить импорт дешевого ширпотреба. Подобные протекционистские меры путем повышения таможенных тарифов и изменения правил оптовой и розничной торговли предпринимались уже не раз, в конце 90-х значительно сократив в стране число «челноков» и ограничив обвальный отток валюты. А с 2003 года эти ограничения стали частью государственной программы по замещению импорта. И надо признать, несмотря на крайне неблагоприятную для узбекских предпринимателей атмосферу в отношениях с государственными чиновниками и контролирующими органами, коррупцию, вымогательство и давление со стороны мафиозных структур, за последние шесть лет производство относительно дешевой и качественной одежды из отечественного сырья внутри Узбекистана заметно наладилось. В настоящий момент уже больше влияние своеобразной «моды» на броские лейблы китайской подделки заставляют рядовых покупателей, в основном молодежь из сельской глубинки, обращаться на рынках к торговцам импортной одеждой. В то же время пусть и неброско, но приемлемо и недорого, сравнительно с невысоким средним заработком в Узбекистане, уже можно одеться в продукцию местных производителей, прежде совершенно отсутствовавшую в ассортименте или отталкивавшую потребителя. Новое постановление «О мерах по организации ярмарочной торговли продукцией легкой промышленности», кстати, преследует цель не только окончательно поддержать узбекский текстиль на внутреннем рынке, защитив его от конкуренции с китайским ширпотребом, но и создать базу для увеличения загрузки и создания новых производственных мощностей в текстильной отросли. Поскольку мировые цены на хлопок в условиях кризиса будут падать, Узбекистан заранее запланировал сокращение экспорта хлопкового волокна, намереваясь перерабатывать его внутри страны в качественные и конкурентоспособные по цене ткани и изделия. Хватило бы только денег у населения на обновку.

Падение цен на основные продовольственные продукты в среднем на 20-30%, отмечаемое в Узбекистане с начала 2009 года, многие связывают со снижением покупательской способности граждан в связи с развитием кризиса, сокращением доходов, и особенно - с массовым возвращением узбекских трудовых мигрантов из России и Казахстана. Однако председатель торгово-закупочной ассоциации «Узулгуржисавдоинвест» Зафар Файзиев на днях заявил журналистам, что неожиданная дешевизна вызвана продуманной политикой правительства Узбекистана, загодя накопившего продовольственные запасы. По словам Файзиева, нынешней весной на продуктовые рынки будут выброшены крупные партии продовольствия - около 150 тысяч тонн муки, растительного масла, риса и сахара, что позволит ритмично снабжать население со средним и небольшим достатком по доступным для него ценам. Мясо так же не должно дорожать, поскольку еще в 2008 году сельскому населению было реализовано 20 тысяч голов крупного рогатого скота, для закупки которого правительство выделило более $48 млрд. льготных кредитов. Благодаря этому заготовки мяса и молока растут, а цены на них снижаются.

Словом, гражданам Узбекистана обещана ситуация, при которой в разгар мирового кризиса они будут сыты и одеты, как минимум. Насколько эти оптимистичные обещания воплотятся в реальность, конечно, покажет ближайшее время. По меньшей мере с виду все пока идет по плану антикризисной программы Каримова. И даже усугубления прошлогоднего маловодья, разорившего тысячи узбекских фермеров, вроде бы не намечается.

ВОДА И ХЛЕБ БУДУТ

На прошлой неделе из Душанбе вернулась правительственная делегация Узбекистана во главе с вице-премьером Рустамом Азимовым, обсуждавшая в Таджикистане наиболее актуальные проблемы экономических и политических отношений с тревожным соседом на юге: демаркацию, делимитацию общей границы и острые разногласия по энергетике. Заседание межправительственной комиссии Узбекистана и Таджикистана по этим вопросам, напомним, состоялось в весьма непростой обстановке. В январе, во время государственного визита Дмитрия Медведева в Ташкент, президенты России и Узбекистана подписали совместное коммюнике, в котором подчеркивалась необходимость учитывать интересы всех стран при строительстве новых гидроэнергетических объектов на трансграничных реках. В Таджикистане, которому Медведев летом 2008 года обещал финансировать завершение строительства Рогунской ГЭС, а Узбекистан подтолкнул к энергетическому коллапсу, прервав транзит электроэнергии, документ вызвал бурную реакцию. МИД Таджикистана отреагировал резкой нотой в адрес Москвы, и пресса Душанбе заговорила о «ташкентском заговоре». Одновременно таджикские энергетики оповестили соседей, что из-за нехватки энергоресурсов могут быть вынуждены использовать водохранилища только для внутренних нужд, что вызовет дефицит поливной воды ниже по течению рек. Узбекистан ответил в своем излюбленном стиле - «кнутом и пряником». Сначала за долги прекратил поставки Таджикистану природного газа. Но на январском заседании Кабинета Министров, Ислам Каримов заявил, что даже готов сам инвестировать в строительство новых плотин у соседей, только при условии, что они не повлияют на состояние водных ресурсов трансграничных рек, и их проекты будут подвергнуты международной экологической и правовой экспертизе. Судя по тому, что делегация Узбекистана по окончании заседания межправительственной комиссии в Душанбе отказалась от пресс-конференции и банкета, организованного таджикскими коллегами, не все на переговорах прошло гладко и не совсем так, как рассчитывал вице-премьер Азимов. Однако стороны все же согласовали график погашения долга по газу и продолжения ее поставок в Таджикистан, а также график пропуска воды из Кайракумского водохранилища в реку Сырдарья. Согласно последнему, таджикские энергетики обязались заполнять водохранилище водой до 30 мая, затем пропуская от 300 до 600 кубометров в секунду на нужды орошения регионов ниже по течению реки. Это значит, как минимум, что поливная вода, накопленная в Токтогульском водохранилище в Кыргызстане, пройдя через хлопковые плантации Ферганской долины, в начале лета 2009 года благополучно минует и створ Кайракума, обеспечив потребности орошаемых площадей в Сырдарьинской области Узбекистана и южных районах ЮКО. Для нормального вызревания летнего урожая пшеницы и зерновых в центральных регионах Узбекистана воды, по идее, должно хватить.

dn.kz

Предыдущая статьяGAZETA.KZ ::» Новая каспийская стратегия
Следующая статьяЮжный прорыв Ашхабада : Деловая Неделя