CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS : Voice of Freedom: Дехкане Таджикистана теряют права на имущество и землю из-за невозможности рассчитаться по кредитам

8 апреля 2009

Voice of Freedom: Дехкане Таджикистана теряют права на имущество и землю из-за невозможности рассчитаться по кредитам

7 апреля 2009, 19:56, CA-NEWS

CA-NEWS (TJ) - Последствия внесения год назад изменений в Земельный кодекс Таджикистана, а также в закон «Об ипотеке», встретившие множество противников, но все же принятые парламентским большинством, начали сказываться. Тогда было принято решение о возможности получения дехканскими (крестьянскими) хозяйствами банковского или иного займа путем залога сертификата на право использования земли в качестве обеспечения.

Voice of Freedom 7 апреля 2009 г. Шухрат Азизов

Практическая реализация этой формы залога началась в 2008 году, когда 5 банков, получив 140 млн. сомони бюджетных средств, начали выдавать кредиты хозяйствам. «Хлопководческие хозяйства, кроме урожая 2008 года, заложили под кредиты свое имущество и земельные сертификаты», - подтвердил сотрудник «Агроинвестбанка» Джалил Таваккалов.

Получив бюджетные средства под 12% годовых, банки выдавали кредиты под 18-24% годовых. На сегодняшний день и банками и другими инвесторами профинансировано сельхозкредитов на сумму 281,5 млн. сомони ($81,5 млн.). При этом банкиры утверждают, что не имеют никакой выгоды от этих операций, поскольку инфляция съедает все доходы.

Как дехканам в условиях той же инфляции, разрушенного сельского хозяйства, упавшей втрое урожайности хлопчатника, дефицита воды, удобрений и множества других проблем ухитриться вырастить урожай, продать его и, вернув долги, самим не умереть с голоду - не интересует никого. Правительство определило срок погашения кредитов к 1 декабря 2008 года, то есть через 8 - 10 месяцев с момента получения.

Между тем эксперты критиковали именно этот, слишком короткий, срок для возврата кредита и отсутствие оговорок в таджикском законодательстве о том, сколько случаев нарушения сроков платежа допустимы до взыскания залога.

«В мировой практике кредит под залог земли берут для капитальных вложений, на длительный срок, к которым сезонное финансирование работ по производству хлопка не относится из-за высоких рисков потерять землю», - говорит сотрудник Росагрофонда, кандидат экономических наук Наталья Шагайда.

Курбонали Портоев, замдиректора общественной организации «Тухмпарвар», кандидат сельскохозяйственных наук, также убежден, что кредит должен выдаваться, как минимум, на три года. «К великому сожалению, в Таджикистане нет рынка хлопковой продукции. Дехканин, выращивающий, скажем, картофель, сразу продает его и получает деньги. Хлопок он сам продать не может, но вынужден за свой счет везти его на хлопкоочистительный завод. Ждать заработанных денег он будет год-два и больше, а иногда и не дождется ничего», - говорит он.

В конце 2008 года СМИ запестрели сообщениями о том, что подавляющая часть декханских хозяйств не смогла вернуть долги. В связи с падением цен и спроса на хлопковое волокно, правительством были продлены сроки возврата банками своих средств, вместе с процентами, сначала до 1 марта, а затем до 1 апреля 2009 года. Однако скоро стало вполне очевидным, что и к этому сроку ни дехкане, ни банки не смогут их вернуть.

В конце марта начальник управления госбюджета Минфина Нарзулло Абибуллоев сообщил, что банки Таджикистана возвратили Минфину около 40 млн. сомони, то есть, около 30% средств.

По сообщениям банков, к началу апреля погашение кредитов составило: «Агроинвестбанком» - 28%, «Амонатбанком» и «Таджпромбанком» - около 50%, «Ориенбанк» не вернул ничего. И лишь один «Точиксодиротанк» ухитрился полностью вернуть полученные средства.

Банки озабочены тем, как обратить в деньги имущество, оставленное в залог декханами. Для возврата кредитов банками на торги выставляются дома, сертификаты на землю и другое имущество дехкан, не сумевших вовремя возвратить взятые кредиты. Так, в районе Хамадони Хатлонской области еще в январе было описано и подготовлено к аукциону имущество 18 хозяйств.

«Таджпромбанком» был продан всего за $750 трактор Т-40, ранее принадлежащий хозяйству, не сумевшему вовремя вернуть кредит. Как будут дальше работать эти дехкане, лишившиеся единственного трактора, а также другие, потерявшие дома, машины и землю, на которой работали всю свою жизнь, никого из банкиров не интересует.

Действия банков некоторые эксперты считают незаконными.

«Ни в одной из стран, где введена возможность залога, на залог не обращается взыскание при первом случае нарушения возврата кредита. Если год был неблагоприятный, и невозврат возник из-за колебаний цен, а не плохого хозяйствования, то обычно допускается отсрочка.

Учитывая социальную значимость доступа населения к земле, в мировой практике вводятся ограничения на взыскание залога - только через суд. При этом жестко регулируется вопрос перехода прав на землю. Например, в Японии может купить землю только тот, кто на ней работает, в других странах земля может перейти к банку, но на срок не более одного года», - рассказывает эксперт Наталья Шагайда.

Однако банки форсируют деятельность по изъятию кредитного обеспечения. Руководители хозяйств сообщают, что штрафные пени увеличивают в два раза проценты и вместо, например, 20% годовых им придется теперь платить все 40%.

«Для того, чтобы реализовать остаток хлопка, а также взамен оставшихся долгов принять на баланс банка заложенное имущество декханских хозяйств и организовать их продажу, нам нужно время, - сетует сотрудник банка Джалил Таваккалов. - Поэтому мы обратились в правительство с просьбой продлить срок возврата госкредита до конца года».

Представители банков расписывают сложности, с которыми они столкнулись в процессе кредитования декхан и выражают опасения по поводу разорения банков. Голос дехкан в этом хоре не слышен, но именно они сейчас лишаются последнего. Уже более 15 лет дехкане работают практически даром, довольствуясь лишь стеблями хлопчатника, служащих им топливом для всех бытовых нужд. При этом из года в год росли огромные долги, записываемые на них фьючеристами, снабжавшими дехкан горючим, техникой и семенами. Новая форма кредитования отнимает у дехкан последнее - жилье, землю, технику.

Именно такое развитие событий прогнозировали таджикские и российские специалисты и эксперты. Ученые-исследователи Росагрофонда, изучавшие в течение четырех лет ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве, утверждают, что большая часть дехканских хозяйств не способна вести безубыточный бизнес в сложившейся ныне системе экономических и политических отношений.

Сотрудник Росагрофонда, кандидат экономических наук Рената Янбых прогнозировала два года назад: «Последствиями введения залога сертификата на землю будет очевидная и скорая потеря земли. На примере двух пилотных хозяйств мы определили, что срок, в течение которого хозяйства потеряют права на землю, составит всего 1-1,5 года. Переход земли в руки так называемых инвесторов и других кредиторов приведет к массовому перераспределению земель.

Между тем некоторые эксперты продолжают утверждать, что именно введение купли-продажи права землепользования может улучшить положение в сельском хозяйстве. «Создание рынка прав землепользования позволит физическим и юридическим лицам, нуждающимся в земельных участках для осуществления своей деятельности, приобретать их. Результатом будут служить улучшение их деятельности, и они смогут внести свой вклад в развитие экономики страны. Теневой рынок права землепользования в Таджикистане уже существует», - заявляет сотрудник проекта по Земельной реформе и развитию рынка земли Кемоникс (Chemonics International Inc.) Нодира Сидикова.

Депутат верхней палаты парламента и хлопковый бизнесмен Х.Тураджонзода также выступает за частную собственность на землю. «У нас по Конституции земля принадлежит государству, но фактически хозяином ее является чиновник», - заявил он.

Эксперт Толиб Исмоил напротив считает, что земля не должна быть предметом купли-продажи, но ее надо давать дехканам в аренду по-настоящему, а не так, как сейчас. «Нынешние арендные отношения - фиктивные, а налогообложение хлопководства обременительно. При таких отношениях ничего не изменится», - утверждает он.

Более ясно сказал об этом Х.Тураджонзода: «Дехканин получает землю на условиях, что будет выращивать на 70% хлопок, а на остальной земле все, что хочет. Ради этих 30% он и работает. Если нарушаются пропорции, землю могут отобрать, хотя по закону не имеют права».

Экономист Бахриддин Каримов считает, что происходящее не случайно, а является частью продуманной политики. Он утверждает: «Существуют сильные интересы властных структур, которые заинтересованы в получении прибыли от продажи хлопка, в то время как дехкане ничего от этого не имеют. Государство ошибается, думая, что оно поддерживает бюджетными средствами частных фермеров.

На самом деле оно поддерживает разного рода посредников. Невозможно ожидать окупаемости хлопковых кредитов, если отсутствует интерес у самих хозяйств, тем более, учитывая уровень их задолженности».

О беспределе, царящем в хлопковой отрасли, мало кто решится рассказать публично, избегая жесткого преследования властей. Известная и влиятельная в Таджикистане личность, Х. Тураджонзода, тем не менее сталкивается с проблемами запрета на вывоз хлопка. «В этом году даже выставляли милицейские посты и разгружали машины тех, кто хотел вывезти свое волокно. Требовали, чтобы мы оплатили по $600 за тонну. Мои доводы не были услышаны и около 400 тонн моего хлопка оказалось на других хлопкозаводах. Я обратился к министру внутренних дел Салихову и только потом удалось вывезти основную часть хлопка», - рассказывает он в интервью «Азия-плюс».

Рядовой дехканин не имеет возможности обратиться за помощью к руководителям высшего звена и вынужден подчиняться местным властям и посредникам, продающим его хлопок.

«В развитых странах существует программа государственной поддержки сельхозпроизводителей, начиная от выделения беспроцентных долгосрочных субсидий и до защиты отечественного рынка. У нас же дехкане превратились в рабов, на которых наживаются все, кому не лень, используя административные, силовые и криминальные возможности», - говорит экономист Фрида Бухнер.

Время посевной уже наступило, но многие декханские хозяйства не имеют ни средств, ни даже обещаний помощи для того, чтобы начать ее. И они опасаются, что второй сезон банковского финансирования приведет к тому, что их земли заберут банки.

Правительство намерено продолжить в этом году практику банковского финансирования, увеличив государственное субсидирование кредитов для фермеров, выращивающих хлопок, с $38 до $48 млн.

«Если не сеять хлопок, землю отберет хукумат, а посеешь эту убыточную культуру - землю за долги заберет банк. Как нам быть?», - растерянно спрашивает глава семейного хозяйства Вахшского района.

«Учитывая то, что декханские хозяйства создавались часто искусственно на базе бригад, можно говорить о том, что граждане Таджикистана не смогли воспользоваться конституционными правами на землю и будут скоро ее лишены через залог права пользования землей», - делает вывод эксперт Наталья Шагайда.

ca-news.org

Предыдущая статьяЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО "ВАХХАБИЗМ" : ВПК
Следующая статьяКЛЮЧЕВОЙ ИГРОК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ : ВПК