CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS : Надежда Атаева: Поток беженцев из Узбекистана в ближайшие годы возрастет из-за преследования властей

2 июня 2009

Надежда Атаева: Поток беженцев из Узбекистана в ближайшие годы возрастет из-за преследования властей

1 июня 2009, 19:47, CA-NEWS

CA-NEWS (UZ) - Узбекистан: Преследование со стороны властей ведет к росту числа беженцев из страны

Eurasianet.org 31.V.2009 Ахрор Ахмедов

Правозащитница Надежда Атаева является президентом парижской ассоциации "Права человека в Центральной Азии". Уроженка города Гулистан Сырдарьинской области Узбекистана, Атаева была вынуждена покинуть в 2000 году пределы Узбекистана, когда ее отец впал в немилость у президента Ислама Каримова.

Ассоциация Атаевой помогает беженцам из Центральной Азии, главным образом из Узбекистана, сформировать представление о своих международных правах и получить защиту. Число беженцев из Узбекистана заметно выросло в последние три года, а именно после андижанских событий мая 2005 года, когда силовые структуры открыли в городе Ферганской долины огонь по безоружным в массе своей демонстрантам. Организация EurasiaNet попросила Надежду Атаеву рассказать об обстановке, сложившейся в Узбекистане, и о сложностях, с которыми приходится сталкиваться центральноазиатским беженцам за рубежом.

Почему с момента обретения независимости Узбекистан так тесно стал ассоциироваться со словом "беженцы"?

Атаева: Люди оставляют свои дома, когда эмиграция становится единственным способом спасти свою жизнь и жизнь своих близких. Почти во всех случаях [в Узбекистане] причиной является политическое преследование со стороны властей. В последние три года поток беженцев стал нарастать. Почти все, кто требовал проведения международного расследования по факту андижанской трагедии 2005 года и осмелился критиковать нынешнее правительство, были вынуждены покинуть пределы страны. В основном это правозащитники и журналисты.

В последнее время среди желающих выехать за пределы Узбекистана мы наблюдаем рост числа родственников диссидентов, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также представителей религиозных кругов. Эта тенденция вызвана преследованием родственников заключенных со стороны властей. Эта тенденция усилилась после андижанских событий. Недавно в адрес нашей ассоциации поступило заявление от бывшего сотрудника узбекских спецслужб, который был вынужден бежать из страны лишь потому, что не хотел выполнять план по поимке "террористов" и религиозных экстремистов. По его словам, родственники арестованных [по обвинению в религиозном экстремизме] являются потенциальными жертвами подобных планов органов госбезопасности

А что происходит с родственниками, которые остаются в стране?

Атаева: Родственникам узников совести и тех, кто уже покинул страну, в Узбекистане грозят немалые неприятности. Взрослые не могут найти работу, а дети не могут получить хорошее образование. Они становятся изгоями. Они находятся под постоянным наблюдением правоохранительных органов, их часто вызывают в отделения милиции для допроса об их родственниках-диссидентах.

Кроме того, среди жителей Узбекистана, обращающихся к зарубежным властям с просьбой о предоставлении им убежища, растет число бывших представителей властных структур. По нашим прогнозам, поток беженцев из Узбекистана в ближайшие несколько лет будет возрастать [из-за набирающего обороты преследования властей после андижанских событий].

Как узбекские граждане узнают о программах защиты беженцев, будь то дома или оказавшись за границей?

Атаева: Граждане Узбекистана узнают о международных программах защиты беженцев главным образом от беженцев, которые уже обращались за помощью в аналогичной ситуации. В других случаях они выезжают из страны под видом трудовых мигрантов или по студенческим визам. Оказавшись за пределами страны, где легче получить информацию, и узнав о соответствующих программах ООН, они пытаются остаться за рубежом навсегда. Учитывая, что в жителях Центральной Азии очень сильно развита привязанность к родным местам и семье, решение эмигрировать дается им очень и очень нелегко. Люди решаются оставить свои дома лишь в исключительных случаях.

Какова главная проблема, с которой сталкиваются беженцы, впервые покинувшие Узбекистан?

Атаева: [Согласно правилам ООН], государство, принимающее беженцев, обязано обеспечить им защиту и основные материально-бытовые условия. Однако в действительности беженцам порой приходится ждать годами завершения процесса переселения в третью страну. Все это время они не имеют права работать, а гуманитарная помощь выдается нерегулярно и является чисто символической.

Мы надеемся, что правительства демократических государств, таких как страны Евросоюза, разработают целевые программы оказания гуманитарной помощи беженцам в Кыргызстане, Казахстане, России, Украине и других странах, где отсутствуют механизмы социальной защиты беженцев. Необходимо в срочном порядке организовать на местах приюты для людей, обращающихся с просьбой о предоставлении им убежища. В Кыргызстане есть такие центры, но их недостаточно. Три аналогичных центра есть и в России, но они находятся далеко от мест основного скопления беженцев.

Одной из главных для нас проблем на сегодня является обеспечение безопасности беженцев. Разведслужбы стран, подписавших Минскую и Кишиневскую конвенции, а также государства-члены Шанхайской организации сотрудничества наладили эффективную работу по розыску и поимке беженцев, причем используют они при этом не всегда законные методы. В результате подобного взаимодействия в 2006 году Россией был выдан Узбекистану беженец Рустам Муминов. В 2005 году был похищен Алишер Усманов, а в 2007 году - Абдулазиз Бойматов. Усманов был незаконно лишен российского гражданства. В 2005 году на основании ложных сведений, предоставленных узбекской стороной, было аннулировано российское гражданство Хатама Хаджиматова.

Недавно Ташкент пообещал изменить в лучшую сторону ситуацию с соблюдением в стране прав человека. Что-то делается в этом направлении? Есть ли какие-то подвижки?

Атаева: Недавно, желая продемонстрировать соблюдение им прав человека, а также под нажимом со стороны ряда демократических государств Узбекистан развернул лицемерную дискуссию о принципах и ценностях Всеобщей декларации прав человека и ее соблюдении в стране. Организуются различные мероприятия. Однако конкретные случаи ущемления прав человека и деятельности спецслужб так и стали предметом для обсуждения. Тот же подход наблюдается и в официальных отчетах узбекских властей о ситуации с правами человека.

Отсутствие объективного анализа и контроля со стороны общества за соблюдением прав человека в Узбекистане создает ситуацию, напоминающую мне аквариум, где в заточении в полнейшем безмолвии плавают рыбки.

От редактора: Ахрор Ахмедов является псевдонимом центральноазиатского журналиста.

ca-news.org

Предыдущая статьяCA-NEWS : Администрация Президента Кыргызстана выступила с заявлением по ситуации в Афганистане и Пакистане
Следующая статьяЭмиль Гамидов: «В Кыргызстане имеет место искусственное раздувание проблемы пыток»