13.08.09 19:26, UzNews.net
Молитва в мечети в Узбекистане
Надуманный показательно-устрашающий суд продолжается
Uznews.net - Завтра в Карши продолжится суд над одиннадцатью жителями Кашкадарьинской области, обвиняемыми в религиозном экстремизме, однако все обвинение строится лишь на предположениях, не имеющих ничего общего с реальностью.
Судебный процесс под председательством судьи Гульнары Азизовой над новоиспеченными экстремистами - жителями г. Шахрисябза и Китабского района в возрасте от 20 до 30 лет - начался 3-го августа. С тех пор суд проходит с грубыми нарушениями УПК РУз.
В частности, на процесс не допускаются наблюдатели и правозащитники, а также в нем принимают участие всего 3 адвоката - остальные подсудимые защиты лишены.
Всем обвиняемым инкриминируется целый ряд статей Уголовного Кодекса Узбекистана, в частности, 155 - «Терроризм», 159 - «Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан», 242 - «Организация преступного сообщества», 244-1 - «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку» и многие другие статьи.
Также всех кашкадарьинцев обвиняют в членстве в таких организациях, как «Исламское движение Узбекистана», «Исламский джихад» и «Ливийский жамоат».
А еще - в тесной связи с неким узбекистанцем Эркином Халиковым, схваченным еще в 2007 году в Кыргызстане, депортированным в Узбекистан, а затем осужденным за целый ряд подобных преступлений. Хотя, обвиняемые утверждают, что не знакомы не только с Халиковым, но даже и друг с другом.
В начале 2008 года за причастность к преступной деятельности Халикова в Кашкадарьинской области уже были осуждены сразу 15 человек, а затем еще 13. Все они были родом из Шахрисябза. Всякий раз обвинение базировалось на их, якобы, участии в во всевозможных запрещенных экстремистских организациях.
Причем, некоторых обвиняли в сочувствии сразу нескольким подобным организациям, что само по себе абсурдно, поскольку все они друг от друга вполне самостоятельны.
Но самое интересное то, что, как тех несчастных осужденных в 2008 году, так и нынешних обвиняемых жителей Шахрисябза и Китабского района судят не за совершенные злодеяния, а за предполагаемые, которые они, якобы, намеревались совершить в 2004 году.
Поэтому адвокаты подсудимых утверждают, что уголовное дело в отношении их подзащитных полностью сфабриковано. При этом, их вина на проведенном следствии не была доказана, и все подсудимые во время этого следствия для получения признательных показаний подвергались жестоким пыткам.
Данный процесс, по мнению наблюдателей, должен стать очередной демонстрацией силы, силы государства, направленной против его ничем и никем реально не защищенных граждан.
Непрекращающиеся аресты, жестокие пытки осужденных по религиозным мотивам и тот факт, что еще, практически, ни один из них не вышел на свободу, хорошо известны каждому, и могут охладить пыл многих.
Жесткий прессинг мусульман был начат президентом Узбекистана Исламом Каримовым после того, как из страны была изгнана оппозиция.
Оставшиеся в республике адепты оппозиционных «Эрка» и «Бирлика» были разрознены, многие посажены за решетку, и оправдывать полицейский режим, тотальный контроль всех и вся угрозой беспорядков и гражданской войны стало невозможно.
На выручку пришли мусульмане. Благо, еще в середине восьмидесятых прошлого века запрет на религию был снят, и долго подавляемые религиозные чувства стали выплескиваться. Теперь же бородатые дядьки в белых одеждах и тюбетейках, женщины, закрывающие лица, бывшие до этого свидетелями религиозной свободы и лояльности властей, вмиг превратились в козлов отпущения.
«С самого начала была избрана неверная стратегия. Каримову нужна была конкретная причина, основание для запугивания остальных людей. Оппозиция исчезла, поэтому была выдумана угроза религиозного экстремизма. Но где эти экстремисты? Никого же нет», - говорит председатель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурат Икрамов.
По мнению правозащитника, это подтверждается многим. Пытки подследственных, выбивание из них признательных показаний давно стали обыденной практикой у узбекистанских следователей. Единственная возможность избавиться от мучений - признаться во всех смертных грехах, которые на подследственных пытается «повесить» следователь.
Но в случаях с обвиняемыми в преступлениях по религиозным мотивам это помогает ненадолго. Избиения и пытки прекращаются на короткое время, необходимое для заживления ран и других следов от побоев. После суда, уже в колониях, «религиозники» вновь испытывают на себе извращенность и изощренность палачей-надзирателей.
По словам Сурата Икрамова, некоторые из служителей пенитенциарной системы признаются в приватных беседах, что пытать верующих заключенных им приказывают свыше, в то время как обычных уголовников после осуждения оставляют в покое.
Не приводят ни к чему немногочисленные, но все же изредка случающиеся расследования случаев издевательств над верующими заключенными. «Бывает, что кого-то снимают с работы, даже сажают, но ситуации это не меняет никак. На их места приходят новые, и главное то, что все это инициировано на самом высоком уровне», - считает правозащитник.
В пользу его предположения об избрании религиозно настроенных узбекистанцев средством устрашения остальной части населения говорит и то, что за всю историю независимого Узбекистана единицы из «религиозных экстремистов» попали под амнистию, в то время как с каждой амнистией на свободу выходят «завсегдатаи» исправительных учреждений - «жулики, бандиты, воры всех мастей».
Не выходят на свободу верующие заключенные и после того, как от звонка до звонка отсидят назначенный судом срок. За месяц, а бывает, что и за несколько дней до долгожданного момента, когда тюремные ворота распахнуться, чтобы выпустить на волю потрепанного отечественной системой воспитания заключенного, против него фабрикуется новое уголовное дело, и суд назначает ему еще несколько лет отсидки.
Такое может повторяться неоднократно - государству, видимо, выгодно держать осужденных по религиозным мотивам взаперти.
«Это делается по указанию сверху - из аппарата президента, мы это точно знаем. Скорей всего, президент сам заинтересован в том, чтобы верующие сидели», - говорит Сурат Икрамов.
Государственный террор в отношении мусульман приобрел в Узбекистане такой масштаб, что у карательной системы осталось совсем мало потенциальных жертв. И с некоторых пор «дефицит» слишком рьяных мусульман заставляет блюстителей мира и спокойствия вгонять в прокрустово ложе Уголовного кодекса всех, кого ни попадя.
На роль исламского экстремиста сгодится любой - лишь бы национальность подходила, да хоть раз он был бы замечен за чтением намаза или посещением мечети. Впрочем, и эти первичные признаки мусульманина стали необязательными для обвинения в причастности к «Хизб-ут Тахрир», «Акромии», в следовании идеям вахабизма или любого другого радикального направления в исламе.
По свидетельству Сурата Икрамова, среди жертв борцов с исламским экстремизмом стали встречаться люди, которых, даже при маниакальной подозрительности, невозможно обвинить не то, что в принадлежности к экстремистским религиозным группам, но и к религии вообще. Все чаще на скамье подсудимых оказываются те, кто ни разу в жизни не прочел намаз, зато наизусть знают содержание надписей на водочных этикетках:
Узбекские правозащитники не в состоянии отслеживать судьбы всех, кто вынужден быть «страшилкой» и отсиживать годы в колониях за участие (в большинстве случаев недоказанное) в запрещенных организациях. Государство предпочитает не предавать огласке статистику судов над верующими, и правозащитникам известны только те случаи, о которых сообщают родственники пострадавших от узбекского правосудия.
По оценочным данным, за два года число осужденных по религиозным мотивам увеличилось на тысячу, и сейчас составляет более восьми тысяч человек. Глава ИГНПУ, убежден, что и одиннадцать кашкадарьинцев, суд над которыми продолжится завтра, разделят их судьбу. Тем более, что, по его словам, на завтрашний процесс в качестве свидетеля должны привезти самого вышеупомянутого Эркина Халикова.
Также завтра наблюдать за процессом в Карши приедут представители дипмиссий некоторых западных государств, в частности, посольства США. Это, по мнению правозащитника, несколько смутит судей, и, возможно, подсудимые получат чуть меньшие, чем обычно, сроки. Но за решетку все-таки сядут. В пример и назидание другим.
Uznews.net