CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Ташкенту - 260 лет?.. - UzNews.net

14 августа 2009

Ташкенту - 260 лет?..

14.08.09 16:34, UzNews.net

Uznews.net - Ташкенту не более 260-270 лет, да и то с натяжкой - об этом свидетельствуют многие литературно-исторические документы, в том числе, опубликованные в прессе, но власти в Ташкенте хотят, чтобы ему было почти в десять раз больше.

Откровенно игнорируя историко-археологические факты и письменные источники, Узбекистан готовится отметить 2200-летие Ташкента.

Инициатива выдвижения этой даты в качестве юбилейного лозунга принадлежит руководству страны, которое пытается в очередной раз отвлечь население от гораздо более насущных проблем. Но немало потрудились и ученые, которым пришлось подгонять факты под госзаказ.

Впрочем, не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы убедиться в том, что Ташкенту не более 260-270 лет, причем, от силы. Просто надо больше читать - об этой скромной цифре свидетельствуют многие литературно-исторические источники, в том числе, опубликованные в прессе.

Одно из них - «Предание о возникновении азиатского Ташкента» - перевод рукописи муллы Кубея Токфулатова, сделанный Абубекиром Диваевым и опубликованный впервые в 1900-м году в центрально-азиатской газете «Туркестанские ведомости».

Город находился за городом

«Наш город не следует смешивать с древним городом Шаш, - пишет автор в 70-е годы ХIХ века, словно предугадывая сегодняшние предъюбилейные кампании историков и археологов, - ибо Ташкент возник недавно, а именно, сто двадцать лет тому назад.

В наше время древний Шаш народ называет «Иски-Ташкентом», и город этот был расположен к югу от могилы Азрета Занги-ата, начиная от кишлака Ниязбаш до Чиназа (ныне Чиназский район Ташкентской области). Следы города заметны и по сие время в виде холмов, а местами даже сохранились развалины местных построек. С тех пор, как оставил сей мир Азрет Занги-ата, прошло более шестисот лет. И надо полагать, что древний Шаш существовал еще гораздо ранее этого святого».

(Для справки, Занги-ата жил, примерно, 800 лет назад, был пятым мюридом (последователем) св. Ходжи Ахмеда Яссави. Погребен в местности Шаш, где теперь расположен Зангиатинский район Ташкентской области, - прим. ред.).

«Когда-то цветущий Иски-Ташкент (Шаш) обратился в развалины, а местность, на которой он процветал, - в голую безводную степь. Вновь возникший наш азиатский город назвали Ташкентом, а произошло это по той причине, что древний Шаш, спустя некоторое время, стал называться Шач-кентом, а потом Иски-Ташкентом».

О гостеприимстве здесь не слышали

«Кроме того, ныне существующий город побудило назвать Ташкентом и то обстоятельство, что обитателями его были люди, которые никогда не принимали у себя приезжавших к ним из степи киргизов (в терминологии того периода киргизами называли казахов - прим. ред.) и отказывали им даже в пище; исключение составляли лишь знакомые, - продолжает автор. - Видя на базаре и на улицах продавцов лепешек, киргизы говаривали: «Этот кент, оказывается, Ташкент!». То есть, «каменный город, в котором обитают не сострадательные люди».

Ташкент ранее не был городом и представлял собой четыре кишлака, расположенных на четырех местах, а заведовали кишлаками аксакалы. В центре этих четырех кишлаков был базар, куда съезжался народ, и где шла до полудня ежедневная торговля. На базаре постоянно происходили побоища, люди грабили друг друга. Жители этих кишлаков не подчинялись тогда ни Бухарскому эмиру, ни Кокандскому хану».

Решали конфликты:пушечными выстрелами

«В те времена проживал в одном из упомянутых кишлаков Юнус-ходжа, которому в период грабежей и побоищ, происходивших в кишлаках, удалось отыскать хорошего мастера-кузнеца, чтобы изготовить зандурак (пушку).

Некий Мир-дадабай, в возрасте около 90 лет, говорил мне, что в это время он был двенадцатилетним мальчиком и торговал нитками на том самом базаре. И вот в очередной базарный скандал Юнус-ходжа сделал по буйствующим из пушки несколько выстрелов, от которых пало много народа.

После каждого выстрела взлетали на воздух оторванные части человеческого тела, народ в смятении и ужасе бежал в разные стороны и приходил в изумление от действия никогда им невиданного орудия. Некоторые остались мертвыми на месте от одного лишь ужаса и страха.

Ободренный этой удачей, Юнус-ходжа не замедлил разослать повсюду глашатаев, которым приказал кричать: «Чьи времена? Так знайте же, что настали времена Юнус-ходжи!» После того Юнус-ходжа стал беком над четырьмя кишлаками, а вместе с тем положил конец побоищам и грабежам на базаре».

Чем хуже людям - тем лучше правителям

«Ненависть полновластного господина к подведомственным ему людям доходила до того, что он строго воспрещал им ездить верхом и носить новые халаты, а нарушивших подвергал штрафу. Он говорил: «Если они будут ездить верхом и носить новые халаты, то, неровен час, опять зазнаются, и вновь будут бунтовать».

Захватив власть в свои руки, Юнус-ходжа еще долго был хокимом Ташкента, после него этот пост занимал его сын Султан-ходжа, затем Уткур-кушбеги и, наконец, Раджаб-гальча. С этого времени четыре кишлака начали разрастаться и, наконец, слились воедино, а Ташкент стал подчиняться кокандским ханам.

И мне, вашему слуге (летописцу - прим. ред.), когда Ташкент еще не был взят русскими, не раз приходилось наблюдать, как возвращавшиеся из степи при одном приближении к Ташкенту слезали с лошадей и вели их на поводу до дома. Обычай этот идет со времен Юнуса-ходжи. Все эти обычаи прекратились с занятием Ташкента русскими».

Город - значит «огорожен»

«В те времена Ташкент еще не имел крепости. Однажды сановник кокандского хана Беклер-беги собрал наряд рабочих, которые и обнесли город крепостной стеной, сделали также двенадцать ворот.

В настоящее время Ташкент имеет четыре части. Поводом к такому делению послужило то обстоятельство, что после завоевания Ташкента русскими, когда приступили к составлению поименного списка домовладельцев, население заявило русскому начальству, что город прежде состоял из четырех частей. Части эти носят следующие названия: Шейхантаурская, Сибзарская, Кукчинская и Бешагачская».

* * *

Эти строки муллы - летописца и очевидца событий - развенчивают немало мифов о столице Узбекистана и, в первую очередь, о фальсификации властями ее возраста.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяУ Каримовой есть шанс из «худшей» стать немного лучше - UzNews.net
Следующая статьяTREND: В Кыргызстане внедряют международные стандарты содержания заключенных