США помогут правительству Афганистана стать сильнее - спецпредставитель США в Пакистане и Афганистане
14.08.2009, Asia-a.ru
Интервью персидской редакции Trend News со специальным представителем США в Пакистане и Афганистане Ричардом Холбруком
- Накануне предстоящих президентских выборов в Афганистане движение "Талибан" активизировало свою деятельность. Могут ли провокации "Талибан" стать причиной каких-либо проблем в процессе выборов и как Вы оцениваете эти выборы?
- Во-первых, мы ведем борьбу с движением "Талибан", поскольку оно имеет отношение к "Аль-Каиде", к людям, которые напали на нас 11 сентября и которые заявили, что хотят сделать это вновь. Если "Талибан" откажется от отношений с "Аль-Каидой" и захочет участвовать в политической жизни страны, как отдельные представители или в составе группы, мы поприветствуем это решение.
Что касается выборов, я обеспокоен, что президентские выборы на следующей неделе в Афганистане, находящиеся под пристальным наблюдением, могут привести к беспорядкам. Могут возникнуть споры так же, как это случилось во время американских выборов. Этот процесс займет некоторое время. Тысячи сторонних наблюдателей будут присутствовать в Афганистане для оценки проведения голосования, однако все еще существует вероятность возникновения некоторых разногласий по поводу результатов. Возникнут ли проблемы в ходе выборов, такие же, как в любой демократической стране? Я думаю, что нам следует допустить такой исход.
Я не знаю, на что люди надеются после выборов. Но выборы имеют эффект чистки. Они являются подтверждением законности при условии, если они были свободными, справедливыми и прозрачными.
Соединенные Штаты поддерживают реинтеграцию людей, которые вели борьбу в рядах движения "Талибан", в афганское общество в том случае, если, во-первых, они откажутся от "Аль-Каиды", во-вторых, сложат свое оружие и отрекутся от насилия и, в-третьих, будут участвовать в общественно-политической жизни страны в соответствии с конституцией. Подавляющее большинство людей, борющихся в рядах движения "Талибан", - это безработная сельская молодежь, которую ввели в заблуждение. Это является причиной, почему мы активизируем нашу деятельность в сфере сельского хозяйства.
- В США хотят выработать новую стратегию для борьбы с движением "Талибан" в Афганистане. Каковы отличия этой новой стратегии от старой? Какие особенности она имеет?
- Если вы спрашиваете о том, что мы унаследовали, то стратегия США заключалась в уничтожении посевов мака, и все, чего добились - это наказание сельских жителей, выращивающих мак, и не урезали доходы "Талибан". США тратят сотни миллионов долларов на то, что того не стоит. Это сельскохозяйственная страна. Афганистан раньше экспортировал виноград, изюм, гранат, даже пшеницу. Все, что было разрушено после вторжения Советского Союза. Мы рассчитываем вновь перенаправить свое внимание на эту сферу. Создать рабочие места для сельской молодежи, что отдалит их от движения "Талибан". Мы собираемся помочь правительству стать сильнее. На самом деле США ослабляли правительство, которому они пытались помочь. Мы отправили 21000 военнослужащих - 4000 инструкторов, 17000 солдат - на юг для того, чтобы вернуть южные земли, захваченные "Талибаном". В самом начале показатели проведения этих операций очень положительные, хотя слишком рано объявлять о своей победе.
Важно четко представлять себе, каковы наши национальные интересы и что продолжающиеся отношения между "Аль-Каидой" и различными афганскими и пакистанскими повстанческими группами являются причиной продолжающихся военных операций в Афганистане. Вы знаете, военная фаза этой борьбы со стороны американских войск не является бесконечной. Но наша гражданская помощь будет продолжаться в течение долгого периода времени.
Я хотел бы сказать и по поводу определения успеха в Афганистане и Пакистане. Мы узнаем об этом, когда станем его свидетелями. Я не думаю, что правильно говорить, что мы полны решимости вести войну в Афганистане до тех пор, пока Афганистан не станет истинно демократичной страной ... мы не думаем, что люди поверят в такое нереальное обязательство. Но мы полны решимости бороться до тех пор, пока мы не обеспечим защиту в регионе от террористических атак, угрозы ядерного терроризма и других форм дестабилизации.
Тем не менее, мне хотелось бы достичь определенного уровня успеха, потому что я чувствовал давление со стороны законодателей на Капитолийском холме. Мы все испытываем нетерпение и давление со стороны американской общественности и Конгресса, который на законных основаниях хочет видеть прогресс.
- Операция в провинции Вазиристан в Пакистане все еще продолжается, и "Талибан" еще не уничтожено. Как Вы считаете, можно уничтожить его при помощи военных операций? Какие другие шаги должны быть предприняты?
- Действительно, в рядах движения "Талибан" в Пакистане наблюдались признаки смятения после подтвержденной гибели лидера группировки от ракетного удара. Смерть Байтуллы Мехсуда, главы независимого ответвления "Аль-Каиды", как мы все понимаем, очень большое дело.
Я думаю, США следует сосредоточить свое внимание на таких вопросах, как борьба с коррупцией, национальная программа по амнистии и повышение эффективности управления на региональном и местном уровнях - все эти вопросы были определены как жизненно важные в полномасштабной борьбе против повстанцев. США работают над такими вопросами, но до избрания законного правительства, кто бы ни выиграл, мы должны сосредоточить внимание на этом.
- Как Вы считаете, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) может сыграть свою роль в борьбе с терроризмом в Афганистане и Пакистане?
- Я так не думаю. На самом деле один из членов этой организации - соседний Иран также играет очень важную роль в ситуации, сложившийся в Афганистане. В прошлом Иран поставлял оружие некоторым группировкам внутри Афганистана. Мы в полной мере осознаем иранский фактор. Он является одним из факторов, и делать вид, что это не так, как это часто делалось в прошлом, не имеет смысла.
Н. Богданова По материалам Trend News
Ссылка на этот материал: