Как решается судьба 201-й РВБ в Таджикистане и торги за нее
20 октября 2009, 11:49, CA-NEWS
CA-NEWS (TJ) - Сгустившиеся тучи над отношениями между Таджикистаном и Россией, которые возникли в начале этого года, возможно, рассеются в холодном октябре.
Назарали Пирназаров,
CA-News, Душанбе
Аналитики считают, что официальный Душанбе и Кремль хорошо понимают, что в условиях сложившегося миропорядка нельзя терять курса направленного на «стратегическое партнерство», который был взят двумя странами в 90-х годах прошлого столетия. Однако, по их мнению, предстоящие переговоры на высшем уровне призваны обновить взаимоотношения двух стран.
21 октября президент Таджикистана Эмомали Рахмон начинает свой трехдневный государственный визит в Россию, в ходе которого ожидается подписание пакета двусторонних соглашений.
Подробности тем обсуждений на предстоящих переговорах не раскрываются, однако эксперты считают, что под скрывающимися официальными формулировками «особое внимание будет уделено ходу реализации достигнутых ранее договоренностей» и «стороны обсудят перспективы отношений» подразумеваются жаркий торг за 201-ую Российскую военную базу.
Таджикистанские политологи убеждены, что российская сторона должна платить Таджикистану компенсацию за эту базу, так как РФ не выполнила все обязательства, взятые в октябре 2004 года.
Тогда в Душанбе было подписано соглашение о создании РВБ на территории этой центрально-азиатской республики на безвозмездной основе сроком на 10 лет. Кроме того, таджикистанская сторона передала министерству обороны России землю под оптико-электронный узел «Нурек» на 49 лет за символическую плату в 39 центов в год. На эту сумму в настоящее время в Душанбе можно приобрести один коробок спичек.
Вопрос о дальнейшем статусе РВБ был инициирован российской стороной год назад. Таджикистан в свою очередь, выразил готовность обсудить этот вопрос, однако с включением вопроса оплаты за дальнейшее нахождение базы.
В сентябре ряд международных СМИ со ссылкой на неназванные источники в таджикистанском правительстве, сообщили, что Таджикистан запрашивает у России за дальнейшее пребывание 201-ой базы 300 миллионов долларов США, что составляет 1/6 часть доходов госбюджета республики.
Одни эксперты считают эту сумму слишком завышенной, другие, заявляют, что необходимо затребовать 1 миллиард долларов.
Политолог Саймиддин Дустов уверен, что у Таджикистана появился «исторический шанс» заключить выгодный контракт, так как у России в настоящее время нет «четко скоординированной и ясной внешнеполитической доктрины» в отношении ближнего зарубежья.
«Сейчас у нас есть уникальный шанс посредством этого договора получить и обезопасить таджикскую государственность, - говорит он. - Мы находимся сейчас на том политическом и историческом перекрестке, когда от нас, что-то зависит».
При этом Дустов подчеркивает, что «Таджикистан всегда был надежным союзником России в Центральной Азии и готов им быть». «Это в принципе нам не вредно, - добавляет он. - Нам нужно сформулировать наши национальные интересы».
По словам руководителя Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимова, присутствие российских войск это самый большой вопрос из всего комплекса таджикско-российских отношений и поднять этот вопрос выгодно таджикистанской стороне.
«Я не уверен, что Россия выведет базу, даже если мы будем просить 1 миллиард долларов за нее, - говорит он. - Таджикистан очень маленькая страна, но у него тоже могут быть свои национальные интересы». Мамадазимов считает, что Россия, имея кучу проблем, не захочет приобрести «еще один проблемный район», только уже в Центральной Азии.
Заместитель директора Центра стратегических исследований Таджикистана Сайфулло Сафров считает, что решение вопроса об оплате за пребывание базы является долгим процессом. По его мнению, 300 миллионов долларов, является слишком завышенной суммой за базу. «Я считаю, что пока наш президент не сказал, сколько надо платить, все остальное это просто сказка», - добавил Сафаров.
Обозреватель Нурали Давлат утверждает, что в Москве «очень хорошо всегда знали, что 201-я база никогда из Таджикистана не уйдет». «Я думаю, что все-таки слишком многое связывает Таджикистан с Россией. Поэтому она, может быть, не будет платить 300 миллионов долларов, но исходя из современных реалий, я думаю, что Россия пойдет на платный договор с Таджикистаном. Какова будет эта сумма еще неизвестно, но ей не выгодно уйти из Таджикистана, потому как говорят русские: «свято место пусто не бывает». Как только уйдет Россия, придут другие», - считает он.
В свою очередь, политолог Парвиз Муллоджонов считает, что в российской политике в настоящее время доминируют имперские амбиции. «Мы знаем, каким методом она осуществляет свою политику, когда ей это нужно, например, как в Грузии, - говорит он. - Мы должны быть просто реалистами, здесь не место эмоциям. У них свои интересы, у нас свои». По его словам, у обеих сторон есть аргументы, которые можно использовать в переговорном процессе, «но реализовать их нельзя».
По мнению политолога Искандара Асадуллаева, Россию игнорировать нельзя, так как она «вносит свой вклад в стабильность в этом регионе». «В любом отношении Россия наш союзник и она помогает нам в наших интересах, - считает он. - Россия обязательно будет участвовать в наших процессах, хотите вы этого или не хотите». Асадуллаев добавляет, что страны как Таджикистан «не могут жить без взаимодействия с великими державами».