А.Саитов: Фемида на курьих ножках. О мнимых и реальных болезнях з/к Джакишева
23:56 02.11.2009, ЦентрАзия
Фемида на курьих ножках
Известный афоризм гласит: законы - это костыли для морали. В самом деле, придумав законы, человек научился виртуозно их обходить, и трактовать исключительно в своих личных интересах. Правосудие перестали уважать даже его служители, общаясь с Фемидой даже не на равных, а "сверху вниз": слышь, Фемида, хорош уже кочевряжиться, давай-ка, повернись к лесу задом, ко мне передом.
Порой действительно кажется, что приговоры бесстрастного правосудия слишком жестоки. Но закон и справедливость не всегда могут ужиться рядом. Тем более, что законы все-таки изначально писались для того, чтобы их соблюдать, а не для того, чтобы человечество изощрялось в поисках обходных путей. Закон суров, но это закон. Но все чаще не только о законах, но и об этике и морали, забывают не только преступившие черту, но и те, кто вызвался служить закону.
О не слишком чистых на руку полицейских и следователях, о судьях, приветствующих "договорные отношения" в процессах, к сожалению, известно всем. В какое-то время даже бытовала грустная шутка, что лишь адвокаты честны в своих взаимоотношениях с законом и клиентом: абсолютно честно получая свой гонорар, они ищут те самые обходные пути и лазейки в законах, чтобы отработать деньги клиента. И все это - совершенно легально, а главное - законно.
Но, увы, и эти времена, похоже, начинают уходить в историю. Все чаще "в игре" оказываются адвокаты, не считающиеся в своей деятельности ни с чем, даже со своим клиентом и с законом.
Похоже, что именно такой адвокат достался бывшему президенту национальной компании "Казатомпром" Мухтару Джакишеву. С августа Джакишев находится под арестом в СИЗО КНБ. Его адвокат Нурлан Бейсекеев, супруга Джакишева - Жамиля все это время активно разворачивают кампанию по защите экс-топ-менеджера. В частности, жена "мотается по заграницам", встречаясь то с депутатами парламента Великобритании, то выступая на заседании БДИПЧ/ОБСЕ, то с европейской ассоциацией Красного креста общается, рассказывая о том, в каком страшном положении оказался ее супруг. Адвокат Бейсекеев в это время "активничает" на родине: выступает перед прессой уже с ежедневными отчетами, в деталях пересказывая свой рабочий день едва ли не по часам, с четким перечислением всех нарушений, допущенных следователями КНБ в его отношении. Заметим: именно его, адвоката, а никак не подзащитного.
Обвинения в нарушении законов сыплются из адвоката, как из рога изобилия. Следователи КНБ, прокуратура, коллеги-адвокаты, и даже врачи. Последние в список "виноватых" попали буквально на днях. Как оказалось, нехорошие эскулапы отказались показать адвокату Бейсекееву и жене Джакишева историю болезни Мухтара, из-за которой он был госпитализирован в Республиканскую клиническую больницу.
- Мы хотели получить меддокументы Мухтара Еркыновича, чтобы обратиться к врачам, которым доверяем, - докладывал журналистам по телефону адвокат Бейсекеев. - Они могли бы сказать, правильно ли было назначено лечение, полное ли диагностирование, обследование проведено: Мы продолжаем думать, что от нас утаивают истинное состояние Мухтара Еркыновича.
Историю болезни, по его данным, изъяли из клиники следователи КНБ. Что, кстати, вполне логично: Джакишев продолжает находиться под арестом, он возвращен в СИЗО, и врачам, работающим в СИЗО, придется продолжать вести контроль за состоянием его здоровья. Которое, если верить все той же парочке "адвокат-супруга", очень тяжелое. Хотя врачи Республиканской клинической больницы, судя по заявлениям Бейсекеева и Джакишевой, этого подтвердить на все 100 процентов не смогли. Прессе, правда, пытались рассказать все ужасные диагнозы, выявленные врачами, но: достаточно заглянуть в медицинскую энциклопедию, чтобы понять: "болячки" у Джакишева, как и всех людей, конечно, есть, возможно, даже прогрессирующие, но не настолько, чтобы он находился почти на грани жизни и смерти, о чем упорно твердит его защита.
Кстати, перечисляя все заболевания и диагнозы, которыми страдает Джакишев, адвокат тем самым нарушает его права. Да и врачи, отказавшиеся рассказывать о диагнозе и демонстрировать историю болезни, были абсолютно в своем праве: врачебную этику и медицинскую тайну еще никто не отменял. Свой диагноз вправе знать лишь пациент, и лишь он сам, если, конечно, захочет, может рассказать о своих заболеваниях родным, близким, всему миру.
Лучше бы, конечно, адвокат, вместо того, чтобы вникать в медицинские нюансы, и подробно оглашать их на всю страну, занялся бы выстраиванием линии защиты Джакишева. Однако за все это время активной публичной деятельности ни одного слова от адвоката так и не прозвучало о сути предъявляемых его клиенту обвинений и об их необоснованности. Хотя именно это, казалось бы, и должно стать главной задачей адвоката. И невольно напрашивается лишь один вывод: значит, следствие располагает неопровержимыми доказательствами вины Джакишева, и оправдание уже попросту невозможно. Поэтому-то адвокат и выбрал тактику защиты "сирых и убогих" - в расчете на то, что благодаря давлению общественности, всегда любившей защищать "несчастных страдальцев", Фемида повернется к следствию задом, и пожалеет больного всеми известными заболеваниями Джакишева, даже несмотря на то, что он будет виновен.
Ануар Саитов
Источник - ЦентрАзия