CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

СПИД - Лоле не игрушка - UzNews.net

3 декабря 2009

Международный символ борьбы со СПИДом

03.12.09 16:15, UzNews.net

СПИД - Лоле не игрушка

Uznews.net - Младшая дочь президента Ислама Каримова Лола взяла в свои руки знамя борьбы со СПИДом в Узбекистане. 1 декабря она провела круглый стол в Ташкенте, а вечером устроила концерт с участием звезд рэпа "Busta Rhymes" и "Quest Pistols" под девизом: "Мы против СПИДа и наркотиков".

Две самые популярные группы молодого поколения, неподражаемые рэпперы из американской "Busta Rhymes" и ураганные украинцы из "Quest Pistols" зажигали 1 декабря - во Всемирный день борьбы со СПИДом - на концертной площадке Теннисного корта "Юнус-Абад" в Ташкенте, чтобы пробудить в узбекистанской молодежи твердое "нет" - СПИДу и наркотикам.

Идея и организация концерта, как и других мероприятий, посвященных борьбе со СПИДом, прошедших в этот день в Ташкенте, стали заслугой младшей дочери президента Узбекистана Лолы Каримовой-Тилляевой, являющейся руководителем фонда "Ты - не одинок" и послом страны в ЮНЕСКО.

Рэпперы - символы неформальной молодежи, которым чужда слащавость и поклонение перед эстеблишментом, поющие четким речитативом о жестких вещах из жизни простой и часто проблемной молодежи, могли бы лучше всего апеллировать к молодым людям, находящимся в группе риска.

Но в случае с Узбекистаном, по мнению людей, знающих, что такое СПИД не понаслышке, эта идея не сработала. Больные или носители ВИЧ-инфекции в Узбекистане находятся в такой зоне отчуждения, что до них, как бы не старались звездные рэпперы, их голоса не донесутся.

По данным республиканского "СПИД-центра", что в районе Чиланзар в Ташкенте, ежегодно около 900 человек узнают здесь о страшном диагнозе, что они являются носителями ВИЧ-инфекции или уже больны СПИДом. Эта статистика, по словам специалистов, красноречиво говорит о росте заболеваемости.

Как рассказал на условиях анонимности работник "СПИД-центра", согласно официальным данным, в Узбекистане около 12 тысяч ВИЧ-инфицированных, но это весьма заниженные цифры. Реальное число больных этим заболеванием - это информация, относящаяся к категории государственных секретов. Да и сама тема в стране табуированная.

По неофициальным же данным, в Узбекистане примерно 38-40 тысяч больных вирусом иммунодефицита человека. По словам анонимного источника из "СПИД-центра", рост числа больных связан не только с наличием в стране людей, относящихся к категории так называемой группы риска, но и с возрастающим количеством тех, кто заразился при переливании крови.

"Большой процент заболевших в последние годы приобрели ВИЧ в результате попадания в организм компонентов зараженной крови. Стерильность медицинского инструментария остается одной из основных проблем распространения инфекции. Но, открыто говорить об этом запрещено", - рассказывает собеседник "Uznews.net".

Начиная с 2003 года, в Узбекистане действует Страновой координационный комитет, возглавляемый заместителем премьер-министра. Именно им была утверждена "Стратегическая программа противодействия распространению эпидемии Вич-инфекции в Республике Узбекистан".

Но все принимаемые в стране программы направлены лишь на профилактику заболевания, поясняют специалисты. Практически нигде не прописано, какие меры государство должно принимать по отношению к лицам, чей диагноз подтвердился.

Недостоверность официальной статистики в отношении количества ВИЧ -позитивных людей в Узбекистане показывает и специальный доклад Управления ООН по борьбе с наркотиками (UNODC).

По данным UNODC, если в 2001 году в Узбекистане было зарегистрировано 770 случаев ВИЧ, то уже, к примеру, в 2005 году эта цифра возросла до 7 810 случаев.

Хотя, по оценкам ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу), к 2005 году их реальное число достигало 31 тысячу человек.

По информации Управления ООН по борьбе с наркотиками, основными путями передачи инфекции в стране являются парентеральные или внутривенные, включая инъекционное потребление наркотиков, что составляют 60% от общего количества заражений, в то время как 14% заражений происходили половым путем.

Наибольшее число зарегистрированных случаев ВИЧ по стране наблюдается в Ташкенте. А согласно данным эпидемиологического надзора, Термез и Бухара являются двумя дополнительными городами с высоким уровнем распространения ВИЧ.

Одной из самых скрываемых в отношении распространения инфекции информацией является количество врачебных ошибок, в результате которых человек приобрел ВИЧ-позитивный статус.

Правда один случай властям скрыть так и не удалось. Так в ноябре 2008 года в городе Намангане вирусом были заражены 43 ребенка. Причиной послужило многократное использование нестерильных шприцев. Тогда властям удалось замять этот скандал.

Но о большинстве случаев заражения инфекцией именно из-за халатности медперсонала общественность так и не узнает. Распространять какую-либо информацию об этом запрещено.

Как рассказал инкогнито один из волонтеров, задействованных в программе Глобального фонда по борьбе со СПИДом, на территории Узбекистана огромное количество больных вынуждены терпеть постоянную дискриминацию по отношению к ним из-за их положительного статуса.

"Эти люди становятся в стране изгоями. Они практически не получают необходимого лечения, наша организация пытается что-то сделать, помогает им, но в условиях Узбекистана это сложно. К тому же, многие люди, которые узнают, что имеют ВИЧ-позитивный статус стараются никак это не афишировать, пока болезнь не приобретает самые страшные формы. Основная причина страха - это давления окружающих и милиции, которая морально унижает больных вирусом иммунодефицита человека", - рассказывает волонтер.

Пройти проверку на ВИЧ в Узбекистане можно и на условиях анонимности, но, как правило, не успевает человек получивший "положительные" новости выйти из кабинета врача, как его родственников ставят в известность о диагнозе.

Хотя анонимность - это одно из основных условий во всем цивилизованном мире. Сам человек принимает решение рассказывать или нет окружающим и близким о своем статусе, но только не в Узбекистане. Здесь на себя эту функцию берут сердобольные врачи.

Вот что рассказывает о тяжелой жизни ВИЧ-инфицированного в стране один из заразившихся Алишер Батыралиев.

"Не всегда ВИЧ - это болезнь людей из так называемой группы риска, сейчас очень много больных приобретают положительный статус в результате ошибок врачей, как в моем случае. Но всем это безразлично. Среди населения не проводится никакая разъяснительная работа, чтобы снизить степень агрессивности по отношению к ВИЧ-инфицированным", - рассказывает Батыралиев.

Дискриминация на каждом шагу. От врача, который должен бы тебе помогать, до постоянных визитов милиционеров, которые угрожают, что если не заплатишь деньги, то соседи узнают, что у тебя СПИД. Люди настолько невежественны в этом вопросе, что даже не могут сделать различий между вирусом и синдромом.

"Это невыносимо, - продолжает он. Ведь одно из главных условий для продления жизни больного ВИЧ - это хорошее психологическое состояние, а кругом давление. Я просто хочу побыстрее умереть, я устал от этих унижений".

Но даже после смерти между умершими от СПИДа и другими покойниками, оказывается, делают различие.

"Как я узнал, тех, кто умирает от СПИДа, в Узбекистане хоронят на самом отшибе кладбища, вдали от других покойников", - не скрывая слез, закончил свой рассказ Батыралиев.

Во многих странах мира ВИЧ уже давно приобрел статус рядового заболевания, и при помощи высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) люди живут очень долго. Если самой инфекции 24 года, то сегодня есть заболевшие, которые все эти годы имеют ВИЧ статус, и болезнь у них не переходит в стадию СПИД.

В Узбекистане такие возможности имеют только состоятельные, а большинство умирает. Очень многие, видя безразличие к их судьбе, принимают решение о суициде, говорит 27-летняя Ирина, которая живет с ВИЧ четыре года.

Отсутствие специальных препаратов, способных блокировать распространение вируса один из самых болезненных вопросов. Посильную помощь Узбекистану в этом вопросе оказывает Глобальный фонд борьбы со СПИДом и ряд гуманитарных проектов ПРООН. Но само государство не спешит закупать такие препараты, чтобы продлевать жизнь своим гражданам.

При обращении "Uznews.net" в Министерство здравоохранения с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг распространения ВИЧ, ответили, что вся информация по этому поводу подлежит только к категории "для личного пользования".

Что же пытается скрыть Минздрав. А именно реальное положение ВИЧ-инфицированных в стране и полное безразличие к их судьбе. Сотни людей умирает ежегодно, просто потому что власти игнорируют проблему СПИДа.

Однако, эта тема часто фигурирует в сводках из узбекских тюрем. Количество заражений в них значительное. Но, зачастую, смерть от СПИДа становится формальным предлогом, чтобы скрыть масштабы издевательств и пыток. Затем смерти людей списывают на страшное заболевание.

Один из таких случаев приводит и глава неправительственной некоммерческой организации "Матери против смертной казни и пыток" Тамара Чикунова.

Она до сих пор занимается независимым расследованием смерти 27-летнего Шавкатжона Мадумарова, умершего в ташкентской тюрьме от ВИЧ четвертой стадии. Под арестом он находился чуть меньше семи месяцев. Как отмечает Чикунова, прошло уже четыре года, но так и не удалось доказать факт доведения до смерти молодого человека.

Шавкатжон был осужден по сфабрикованному делу, как религиозный фанатик. Он стал еще одной жертвой Андижанского расстрела 13 мая 2005 года, после которого в Узбекистане начались массовые гонения на людей с религиозными убеждениями. Не будучи фанатиком, а просто искренне верующим человеком, Мадумаров оказался в списке врагов режима Ислама Каримова.

Молодой человек, который до попадания в тюрьму вел абсолютно здоровый образ жизни, и не имел никаких хронических заболеваний, умер в Таштюрьме через семь месяцев от СПИДа, что невозможно априори. Болезнь приводит к летальному исходу минимум через пять-шесть лет.

Как отмечает в своем докладе о пытках в Узбекистане Тамара Чикунова, Мадумарова истязали. В зал суда его приносили на носилках, смотреть на него было страшно, даже родная мать тогда не узнала сына и спросила у судьи: "Где мой сын?".

Когда парень, умер, якобы, от СПИДа, то тело отдали "под расписку", с требованием не вскрывать гроб.

ВИЧ - это сложное, но далеко не самое страшное заболевание. Это подтверждают исследования во всем мире. По последним данным, с инфекцией при наличии терапии можно в среднем прожить до 30 лет. К тому же, ученые близки к разработке новых более эффективных препаратов, способных продлить жизнь человека и на более длительный срок. Не исключено, что будет создан препарат, полностью блокирующий вирус, и позволяющий вернуть человека в здоровое состояние.

Но, такие радужные перспективы видятся там за горизонтом. А в Узбекистане для многих диагноз ВИЧ становится приговором. И больше всего люди страдают от моральных, нежели физических мучений.

Сколько препаратов и лекарств можно было бы купить на деньги, которые Лола Каримова-Тилляева потратила на концерт звездных рэпперов? - думают сегодня многие больные ВИЧ и СПИД в Узбекистане.

Но раздай Лола деньги в помощь реально нуждающимся людям из "зоны отчуждения" - это не было бы так круто и показушно, как концерт настоящих рэпперов в ташкентском концертом зале.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяЭто не блеф : IRAN.RU
Следующая статьяНезамеченный опыт Британского Содружества - Фергана.Ру