В странах Центральной Азии осуждается большее число исламистов на более длительные сроки
Материал подготовлен сотрудниками редакции
2009-12-31, centralasiaonline.com
Кыргызский солдат охраняет исправительную колонию ? 8 в селе Петровка, 45 км от Бишкека. Фото из архива 2005 г. По результатам проведенного исследования, страны Центральной Азии осуждают большее число исламистов на более длительные сроки заключения. В тюрьме, они находят новых рекрутов. [Вячеслав Оселедько / AFP / Getty Images]
БИШКЕК - правительства стран Центральной Азии не различают между умеренными, ненасильственными исламскими религиозными движениями и радикальными. Это приводит к большему разрыву между светским правительством и верующими, говорится в новом докладе Международной группы по предотвращению кризисов (МКГ).
Так же как и революционеры-коммунисты сто лет назад, которые воспринимали тюрьмы как «университеты революции», Центрально-Азиатского радикальные исламисты, возможно, используют тюрьмы для вербовки и привлечения новых последователей.
Авторы доклада «Центральная Азия: исламисты в тюрьме», считают, что «проблемы в тюрьмах Центральной Азии просачиваются за тюремные стены, а распространение радикального исламистского мышления в тюрьмах может иметь серьезные последствия». МКГ - это международная неправительственная организация, деятельность которой посвящена предотвращению конфликтов. Доклад был опубликован 15 декабря.
В докладе отмечается, что политики Казахстана и Кыргызстана очень хорошо понимают, что решение социально-экономических проблем и борьба с коррупцией являются наилучшими способами победы над экстремизмом.
Но слишком часто, сталкиваясь с риском возобновления исламских мятежей, правительства стран Центральной Азии преследуют радикальных исламистов и отправляют их в тюрьму на длительные сроки.
Такие жесткие меры «создают видимость эффективной политики, но вероятно способствуют распространению исламистов», - говорится в докладе. Многие исламисты рассматривают тюрьмы, как одно из мест своей политической борьбы, а также считают это местом вербовки новых сторонников. Кроме этого, исламисты, попадающие в тюрьму, начали бросать вызов «общаку», организации, созданной уголовниками, которая традиционно обладает властью внутри центрально-азиатских тюрем.
«Руководство тюрем зачастую является лишь наблюдателем борьбы за власть в своих собственных учреждениях»,- говорится в докладе. Авторы утверждают, что исламисты скоро будут обладать большей властью в тюрьмах, чем криминальные структуры. А эта власть не ограничивается тюремными стенами, так как из-за коррупции и низкой зарплаты, сотрудники часто бегают на побегушках и выполняют поручения заключенных за пределами тюрьмы.
Имея доступ к заключенным и сотрудникам тюрем в Кыргызстане, и к тюремным чиновникам в Казахстане, авторы исследования смогли получить представление о системах наказаний в этих странах. Считается, что условия в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане еще хуже, а число заключенных исламистов гораздо выше, но этой информации недостаточно и практически нет возможности узнать о жизни заключенных в этих странах.
В тюрьмах Узбекистана содержится около 34 тыс. человек, причем считается, что подавляющее большинство из 4 400 политических заключенных - исламисты.
В докладе не предоставлены данные по другим странам Центральной Азии. Авторы доклада говорят о том, что исламисты используют свой срок в тюрьме, как «еще один из элементов политической стратегии, направленной на создание исламского государства в масштабах всего региона».