CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Выборы не изменили расстановку сил в парламенте Узбекистана:: Казахстан. Деловая Неделя.

12 января 2010

Выборы не изменили расстановку сил в парламенте Узбекистана

7 января 2010г. ? 1 (879), Казахстан. Деловая Неделя.

Нигора ЮЛДАШЕВА, Ташкент

Центральная избирательная комиссия Узбекистана в понедельник, 4 января, зарегистрировала депутатов, избранных в законодательную палату олий мажлиса на выборах 27 декабря 2009 года. В пресс-службе ЦИК уточнили, что за один депутатский мандат в 99 избирательных округах боролись по четыре кандидата, а в 36 округах - по три кандидата. От Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеп) были избраны 33 депутата, от Демократической партии «Миллий тикланиш» - 25, от Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) - 22, от Социал-демократической партии «Адолат» - 16 депутатов. Также зарегистрированы депутаты от Экологического движения Узбекистана, согласно новому избирательному законодательству, получившие парламентскую квоту в 15 мест.

Критики уверены, что распределение мест между партиями в узбекском парламенте происходило не на избирательных участках

В выборах депутатов законодательной палаты и местных советов приняли участие 15 миллионов 108 тысяч 950 человек, или 87,8% от общего числа избирателей. В 39 избирательных округах ни один из кандидатов не смог набрать необходимого количества голосов, поэтому ЦИК принял решение о проведении 10 января 2010 года повторного голосования. Но уже можно видеть, что расстановка сил в законодательной палате нового созыва существенно не изменилась - большинство остается за Либерально-демократической партией, имевшей в старом парламенте подавляющее большинство - 41 место. На президентских выборах в 2007 году УзЛиДеп выдвигала кандидатом Ислама Каримова, избранного на третий срок до 2014 года. По-видимому, до этих пор либерал-демократам, позиционирующим себя как прогрессивное движение бизнесменов и деловых людей, предстоит играть роль «партии власти», оставаясь при этом правым крылом законодателей. Одновременно в олий мажлисе укрепляется центр. По мнению аналитиков, основное соперничество на втором туре выборов развернется между депутатами от Демократической партии «Миллий тикланиш» и депутатами от НДПУ - старейшей парламентской партией в Узбекистане, в настоящий момент объявившей себя левой парламентской оппозицией, защищающей интересы социально уязвимых слоев, но, несмотря на это, заметно теряющей поддержку электората.

Американские демократы учили узбекских активности

В середине минувшего года предстоящие парламентские выборы в Узбекистане заочно получили в народе негласное прозвище «тихих» или «скучных» - в основном, из-за предсказуемости их результатов, политической вялости парламентских партий, не рискующих хоть в чем-то противоречить исполнительной власти, и ответного равнодушия потенциальных избирателей. Мало связывающих реальные перемены в политической и экономической жизни страны с деятельностью парламентариев. И ожидающих кардинальных инициатив, как всегда, только от президента Ислама Каримова.

Между тем в 2008 году власть подготовила почву для очередного, спланированного ею этапа в развитии парламентаризма. Был подготовлен и утвержден сенатом целый ряд поправок в избирательное законодательство. В частности, был устранен институт выдвижения кандидатов от инициативных групп граждан. Официальные толкователи объяснили эту поправку желанием исключить возможность парламентского лоббирования интересов клановых, местнических и криминальных группировок «и прочих сомнительных лиц». На деле это означало и то, что выдвиженцам от оппозиционно настроенных кругов даже косвенный путь к депутатским мандатам в новом парламенте был надежно закрыт. Вместо этого президент потребовал от парламентских партий усиления политической активности. Вероятно, имея в виду как развитие собственных планов постепенной демократизации Узбекистана, так и вновь наметившееся сближение с США и Евросоюзом, перед которыми возобновленный партнер в регионе должен продемонстрировать политическую демократию уже вполне развитую.

Летом Американский национальный демократический институт провел для представителей официальных политических партий Узбекистана целую серию семинаров, посвященных стратегии и методам проведения предвыборных кампаний. Демократы из США, в частности, рассказали узбекским коллегам о методах составления партийных программ и лозунгов, эффективного использования СМИ, организации публичных выступлений кандидатов. Грубо говоря, в чем-то эти тренинги, возможно, и определили характер осенней предвыборной гонки, которую точнее можно назвать не марафоном, а спринтом. Если подготовка к парламентским выборам 2004 года, приведшим к большинству УзЛиДеп - недавно созданную Каримовым «партию власти», отличалась непривычной для парламентаризма в Узбекистане помпезностью и шумихой, то к этому приложили руку, по слухам, российские политтехнологи. Негласно пришедшие на помощь в разгар стратегического партнерства Ташкента с Москвой. Огромные яркие баннеры, ролики, шоу с участием звезд эстрады, привлечение к агитации деятелей культуры и знаменитых спортсменов, чемпионов мира по боксу и шахматам - все это в предвыборной кампании УзЛиДеп явно напоминало предвыборные приемы единороссов. Но избирательная кампания 2009 года почти до финала оставалась неброской и показательно серьезной. Партии не особенно разбрасывались выделенными им из бюджета скромными средствами - около $8,5 млн. - по $1,3 на депутата - на наглядную агитацию или публичные массовые акции. Зато ближе к выборам, с середины декабря, развернули показательно обостренную полемику в партийных и государственных СМИ. Как всегда, разумеется, ни словом не критикуя исполнительную власть, зато обрушиваясь с нею на оппонентов, а на избирателей изливая лозунги и предвыборные обещания.

«Кукла Барби родила гомосексуалиста»

Наибольшую активность в предвыборных прениях развила Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»). И, наверное, неспроста. В олий мажлисе созыва 2004 года эта интеллигентская партия, ратующая за поддержание национальных ценностей и традиций, имела всего 11 мест. Но в 2008 году в ее ряды выразила желание влиться в полном составе другая партия - «Фидакорлар» («Патриоты»), имевшая в Законодательной палате 18 мест, и от которой Ислам Каримов выдвигался на президентских выборах в 2000 году. Путем почти математического сложения националистов с патриотами получился довольно внушительный центр, по числу депутатов и авторитету лидеров почти не уступающий либерал-демократам. В таком качестве «Миллий тикланиш» намеревалась войти и в новый парламент. Еще летом партия заявила о своем намерении, как минимум, сохранить свои позиции, а как максимум - претендовать на большинство. И, соответственно, раньше других начала выдвигать свои лозунги. Например, по примеру президента Каримова, начала порицать распространенную в современном Узбекистане практику пышных свадеб и прочих торжеств, как «не соответствующую народным традициям и подрывающую имущественное благосостояние семей». Потом со страниц партийной прессы подвергла критике общее падение нравов среди молодежи, усмотрев в этом растлевающее влияние Запада. В одной из ноябрьских публикаций газета «Миллий Тикланиш» помянула недобрым словом даже 50-летие куклы Барби, от которой, по мнению национал- возрожденцев, родилось трое несчастливых детей: «старший - СПИД, средний - гомосексуалист, а младший - массовая культура». В борьбе с которыми лучшими средствами являются национальная литература и искусство... Вообще-то, на самом Западе партию с такими тезисами посчитали бы скорее консервативной, чем демократической и центристской. Но у узбекского парламентаризма свои особенности и колорит. Тем более что политическое определение центра ведь и на самом деле зависит прежде всего не от партийной риторики, а от отношения к политике исполнительной власти. А основной лозунг, выдвинутый «Миллий Тикланиш» - «Покупай товары национального производства» - как раз полностью совпадает с антикризисной стратегией правительства Каримова по усилению государственного протекционизма, поддержке отечественного производства и замещению импорта. Таким образом, парламентский центр готовится озвучивать от своего имени и проводить на голосование наиболее кардинальные законодательные инициативы главы государства, тогда как либерал-демократы в своей программе продолжают озвучивать необходимость интенсификации рыночных реформ.

Оппозиция не в большой моде, даже легальная...

Национально-демократическая партия Узбекистана (НДПУ), в свое время реорганизованная Исламом Каримовым из компартии Узбекской СССР, до 2000 года имела решающее большинство в олий мажлисе. Потом Каримов задумал демократизацию, и ее потеснили сначала «Фидакорлар», а после УзЛиДеп, выражающие новые политические тенденции. После выборов 2004 года НДПУ, еще имевшая в своем составе 580 тысяч членов - на порядок больше, чем у остальных парламентских партий страны вместе взятых, получила всего 28 депутатских кресел в законодательном собрании. И вскоре заявила о своем намерении выступать в олий мажлисе в качестве легальной, «конструктивной парламентской оппозиции». В 2009 году НДПУ, путем перерегистрации партийных билетов, провела также решительную «чистку» в своих рядах, освободившись сразу от 220 тысяч членов, «отошедших от партийной жизни». К новым выборам были обновлены ее левые лозунги, с обещаниями защищать интересы «наиболее уязвимых слоев общества», то есть наемных рабочих, мелких служащих, пенсионеров, добиваться создания новых рабочих мест, особенно для молодежи, увеличения социальных пособий. Но, по предварительным итогам голосования, на первом туре парламентских выборов депутатам от НДПУ удалось завоевать пока только 22 мандата. Скептики говорят, что таким выбором электорат, в том числе из социально уязвимых слоев, выражает свое отношение не к НДПУ именно, а скорее - к реальной эффективности социальной политики в Узбекистане, за которую «конструктивная оппозиция» косвенно как бы в ответе. Впрочем, второй тур выборов, назначенный на 10 января, наверное, еще оставляет шансы народным демократам отвоевать преимущества у либерал-демократов и национал- возрожденцев. Но примечательно, что еще одна левая партия в Узбекистане - социал-демократическая партия «Адолат», получившая в новом парламенте 16 мест, с НДПУ не блокируется...

Нежный оттенок узбекских «зеленых»

Одновременно с выборами в новый парламент 27 декабря в Ташкенте состоялась конференция Экологического движения Узбекистана (ЭДУ), определившая своих делегатов в парламент. Согласно новым поправкам в избирательное законодательство, ЭДУ без участия в выборах получает квоту в 15 мест в законодательной палате олий мажлиса. Правило инициировано президентом Исламом Каримовым и объясняется необходимостью усилить активность узбекских парламентариев в разрешении чрезвычайно острых экологических проблем - глобального потепления, дефицита водных ресурсов на фоне роста населения и обрабатываемых земель, опасения насчет экологической безопасности новых гидроэнергетических проектов в соседних странах - Таджикистане и Кыргызстане. При этом ЭДУ, созданное летом 2009 года, непосредственно накануне выборов, с момента своего учреждения, уже не раз заявляло, что вообще не собирается заниматься политикой, наподобие партий «зеленых» в парламентах европейских стран. А намерено решать проблемы исключительно охраны природы. Тут тоже, как видим, своя специфика и колорит. Например, в движении не оказалось «случайных лиц» - независимых активистов-экологов, а возглавил его бывший председатель Госкомприроды Узбекистана Борий Алиханов. Осенью ЭДУ организовало для граждан «горячую линию» по вопросам охраны окружающей среды, и немало мелких нарушений природоохранных норм с ее помощью было наглядно пресечено. Однако, по мнению обывателей, то, что эко- движение, еще вступив в парламент, фактически санкционировало произошедшую прямо накануне выборов, в ноябре, тотальную вырубку в центре Ташкента в ходе реконструкции целого сквера столетних чинар, ранее охранявшихся государством, популярности ему явно не добавило. Многие избиратели в столице Узбекистана прямо говорили, что очень рады, что им даже не предлагается голосовать за «таких зеленых»... Остальные надеятся, что, может быть, в парламенте узбекские экологи со временем наберутся хотя бы демонстративной гражданской активности.

Ташкент научил Запад политкорректности

Явка избирателей 27 декабря была в действительности необычно высокой для парламентских выборов в Узбекистане. Впрочем, день был на редкость погожий, почти по-весеннему теплый и ясный. Да и избирательные пункты во многих местах расположились совсем близко к жилым домам, чуть ли не во дворах, задействовав против обыкновения не только школы и участковые поликлиники, но и частные заведения - кафе, рестораны. Хотя никакого бесплатного плова в этот раз не было! Вообще наблюдатели, как зарубежные, так и от самих парламентских партий, не зафиксировали никаких случаев нарушений - агитации в день выборов, подкупа или давления на избирателей. В большинстве избирательных участков против обыкновения отказались даже от обычной практики - обходить вечером с урнами квартиры граждан, не пришедших голосовать днем. Трогательные слова произнесла одна бабушка, ковылявшая с клюкой на выборы: «Я все ждала, когда пионеры придут. Не дождалась и решила сама сходить, проголосовать».

Да, не все еще в узбекском парламентаризме выглядит идеально и даже достаточно достоверно. Но есть надежда на позитивные перемены, и, может быть, даже, что пионеры уже никогда не придут... Некоторые аналитики допускают предположение, что в «эволюционной модели» построения демократии и гражданского общества в Узбекистане может возникнуть момент, когда исполнительной власти потребуется даже совершить сдвиг от авторитарной вертикали к собственной форме парламентско-президентской республики. Хотя до 2014 года об этом, конечно, пророчествовать рановато. Процедуры прошедших парламентских выборов в Узбекистане уже однозначно одобрили представители более 250 организаций-наблюдателей, в первую очередь - от СНГ, ШОС, Организации исламской конференции. Западные наблюдатели, разумеется, про себя отметили, что в выборах не участвовали представители непосредственной оппозиции власти. Но вслух об этом говорить уже не стали, остановившись на констатации позитивных моментов. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИЧП) ОБСЕ, в частности, ограничило свое участие только оценкой общих рамок проведения выборов и правовой базы избирательного процесса. Но воздержалось от «систематического и всеобъемлющего наблюдения за процедурой голосования, подсчета голосов и суммирования результатов голосования».

В новых геополитических условиях, когда Ташкент, не разрывая стратегического партнерства с Россией, возобновил сближение с США и Евросоюзом по актуальным вопросам региональной политики - в энергетической сфере и по ситуации в Афганистане, западные эмиссары предпочитают дипломатичность и политкорректность критическим замечаниям.

dn.kz

Предыдущая статьяКыргызская оппозиция в глубоком ауте :: Казахстан. Деловая Неделя.
Следующая статьяИран: в воздухе пахнет грозой :: Echo