Бухарские власти отняли у рабочих предприятие
26.01.10 14:47, UzNews.net
Uznews.net - Предприятие "Таминотчи" в Бухарской области скоро будет выставлено на торги. Семилетняя борьба рабочих за отнятое у них властями предприятие, похоже, заканчивается не в их пользу. Или еще есть порох в пороховницах?
Считается, что приватизация предприятий в Узбекистане оздоровила экономику, дала ей новый толчок к развитию. В то же время, как выясняется, в республике любое, даже самое успешное предприятие можно деприватизировать и отнять у владельцев по самому вздорному поводу.
Об этом наглядно свидетельствует история Бухарского многопрофильного ЗАО «Таминотчи» («Обеспечивающий»).
История эта началась еще в девяностых годах прошлого века. База-хранилище стройматериалов при Управлении капитального строительства (УКС) Бухарской области приносила одни убытки, и в 1994 году, чтобы исправить положение, ее вместе с помещением УКС решено было приватизировать.
Новым владельцем базы стал весь работающий здесь коллектив, организовавший ЗАО «Таминотчи». Приватизация была осуществлена органами Госкомимущества строго по закону и со своевременной выплатой коллективом установленной государством суммы за приватизацию.
Приватизированное коллективное предприятие после этого успешно работало и не менее успешно развивалось в течение восьми лет.
Ему удалось не только качественно и в срок выполнять все свои договорные обязательства перед государством, но и создать пусконаладочный, монтажно-заготовительный, электромонтажный и деревообрабатывающий участки.
Был освоен выпуск торшеров и других электроприборов, пользующихся спросом у населения. Коллектив начал производить электрощиты, которые были большим дефицитом, потому что до этого их в область приходилось завозить из России.
«Таминотчи» стал пользоваться таким авторитетом, что заказы на выполнение работ ему поступали из других областей Узбекистана.
Предприятие, подтверждая правильность приватизации, стремительно развивалось. Были заключены договора с российским Новосибирском о поставке для «Таминотчи» двух миницехов по производству высококачественных лакокрасочных изделий, шли переговоры о покупке в России в лизинг оборудования для цеха по производству сухофруктов.
«Никаких претензий ни по поводу факта приватизации, ни по поводу производственной деятельности нашего предприятия ни у кого не возникало, - рассказывает директор «Таминотчи» Зариф Ходжиев. - Проблемы начались, когда УКС возглавил новый начальник - мой однофамилец Кахрамон Ходжиев. Он повел себя крайне вызывающе - перестал платить деньги за аренду помещений, стал требовать «откат» в виде десяти процентов наличными от суммы заказов».
Коллектив, насчитывавший тогда 52 человека, единодушно решил взяток не давать, а на Кахрамона Ходжиева подать иск в хозяйственный суд за неуплату аренды. Таких судов по искам «Таминотчи» в 2002 году состоялось два, и оба коллектив выиграл.
В отместку Кахрамон Ходжиев подал на «Таминотчи» иск в областной хозяйственный суд с требованием отменить итоги приватизации. Аргументы начальника УКС были вздорными, поэтому областной хозяйственный суд в декабре 2002 года и апелляционная инстанция облсуда в феврале 2003 года категорически отказали ему во всех его исковых требованиях.
Однако Кахрамон Ходжиев не успокоился и подал иск в Высший хозяйственный суд. В дополнение к иску прилагалось письмо Бухарского областного хокимията с просьбой помочь «хорошему человеку».
Оно и решило все дело: 23-го апреля 2003 года коллегия Высшего хозяйственного суда, честно выполняя заказ, вынесла постановление о признании итогов приватизации недействительными.
«Постановление коллегии Высшего хозяйственного суда основано на мелочных придирках и передергивании фактов, - говорит директор «Таминотчи» Зариф Ходжиев. - Например, нам вменяют в вину, что областное управление Госкомимущества выдало нам ордер на госсобственность на несколько дней раньше, чем мы оплатили первый взнос за приватизацию. Какое этот факт имеет принципиальное значение?»
Коллегия Высшего хозяйственного суда прикрыла свое постановление соблюдением государственных интересов. Но в итоге это решение нанесло государству прямой вред - деятельность «Таминотчи» прекратилась, а взамен его ничего так и не было создано.
В 2005 году после публикации на сайте «Центразия.Ру» статьи «Бухарский гамбит», рассказывающей о сложившейся ситуации, деятельностью начальника УКС заинтересовалось СНБ, и Кахрамон Ходжиев был осужден на 9 лет лишения свободы.
Однако, никаких правовых последствий для «Таминотчи» за этим не последовало. Постановление коллегии Высшего хозяйственного суда так и осталось в силе.
«Куда бы мы ни обращались, наши жалобы неизменно переправлялись в Высший хозяйственный суд, - продолжает свой рассказ Зариф Ходжиев. - А там нам неизменно отвечали, что повода для пересмотра решения нет».
Летом 2009 года на сайте «Фергана.Ру» вышла статья «Черное рейдерство» по-узбекистански», в которой рассказывалось об истории «Таминотчи». Коллектив предприятия в начале августа отправил ксерокопию этой статьи с соответствующим письмом в Президентский аппарат, Кабинет Министров, СНБ и Генеральную прокуратуру. Но заниматься проблемами разоренного предприятия нигде не захотели.
«В декабре 2009 года по поручению коллектива я приехал в Ташкент, чтобы узнать о принятых по нашим жалобам мерах, - рассказывает Кахрамон Хожиев. - Результаты меня просто ошеломили. Выяснилось, что и президентский аппарат, и Кабинет министров, и СНБ переправили нашу жалобу в Высший хозяйственный суд, на который мы и жаловались».
Конкретно коллективу ответила только Генеральная прокуратура. Советник юстиции по фамилии Самуков написал в ответе, что, в соответствии Разоренные и брошенные склады предприятия
с пунктом 4 статьи 192 Хозяйственного процессуального кодекса, срок опротестования судебного решения составляет три года, и он на данный момент уже истек.
«Генеральная прокуратура явно слукавила. Дело в том, вскоре после вынесения коллегией Высшего хозяйственного суда своего постановления в начале ноября 2003 года в республиканской газете «Частная собственность» была опубликована большая статья под названием «Здравому смыслу вопреки», - вспоминает бывший директор «Экономико-правового центра» Бухарской области Бахтияр Ахмедов.
- В этой статье подвергались острой критике действия начальника УКС Бухарской области и коллегии Высшего хозяйственного суда. Генеральная прокуратура не только имеет право, но и обязана принимать по критическим статьям меры, вплоть до открытия уголовного дела. Но организация, призванная блюсти законность, статью демонстративно проигнорировала, а теперь пишет о сроке давности. Это просто насмешка над законом».
По последнему сообщению из Бухары, местные власти в текущем месяце начали подыскивать простаивающему предприятию нового хозяина - в областном управлении Госкомимущества начато оформление документов для выставления имущества предприятия на торги.
А до абсурдной и явно незаконной ситуации с коллективом «Таминотчи», которому, кстати, так и не вернули деньги, выплаченные за приватизацию, по-прежнему никому дела нет.
Uznews.net