CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Новая газета - Казахстан - Потомки Чингисхана глазами Макиавелли-3

28 января 2010

Амантай ДАНДЫГУЛОВ, главный редактор «Новой» - Казахстан»

28.01.2010 г., Новая газета - Казахстан

«Лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость, - утверждал в своем трактате «Государь» флорентийский политик Николо Макиавелли. - Ибо в случае победы сильного союзника ты у него в руках, государи же должны остерегаться попадать в зависимость к другим государям».

Потомки Чингисхана глазами Макиавелли-3

Таможенный союз: игра с джокером

Попробуем сегодня понять, чем стал Таможенный союз (ТС) для рядовых казахстанцев в первую очередь и для казахстанского политического истэблишмента?

Тест на... осень

Для начала, в качестве подслащенной пилюли, нам пообещали экономическое чудо: беспошлинную внутреннюю торговлю (с 1 января 2010 г.), отмену таможенного оформления (с 1 июля 2010 г.) и всех видов контроля (с 1 июля 2011 г.). Громадный рынок сбыта размером почти в шестую часть суши принесет, мол, всем трем странам завидный рост ВВП - целых 15%. Правда, через 5 лет.

Самый привлекательный выигрыш, конечно же, у российского автопрома. Его, мягко говоря, не идеальная по качеству продукция теперь будет давить ценой не только в России, но и еще в двух странах СНГ. Пошлины на иномарки взлетели в Казахстане и Белоруссии на российский уровень, который помогает местным автопромышленникам бороться с конкурентами.

Эта новость воодушевила даже осторожного Михаила Прохорова. Компания российского миллиардера «Онэксим» планирует запустить в производство доступный городской автомобиль. Хотя до сих пор никогда не была замечена в автомобильном бизнесе.

А что же до рядовых граждан СНГ, там далеко не все выглядит так радужно, как у поклонника Куршавеля. Первым предзнаменованием грядущих перемен, подобно каркающим воронам, стали как раз эти стремительно взбунтовавшиеся пошлины на иномарки. Срочно затянув пояса, владельцы заморских авто перед новым годом опустошили все СВХ и выкупили «железных коней».

Бюджет, по оценке самих стражей границ, не досчитается 75 миллиардов тенге таможенных сборов и пошлин. Ведь северный сосед - наш основной торговый партнер, который дает две трети объема внешней торговли.

Судьба малого и среднего бизнеса (а МСБ приносит порой до 60% в местный бюджет) также под вопросом. Те, кто в этом еще сомневается, может поинтересоваться «Профилем рисков на обувь, импортируемую в Россию». Этим внутренним документом руководствуются теперь российские таможенники, роясь в баулах «челноков». Пара кожаной обуви из Китая теперь не может быть оценена дешевле $21, европейские и американские бренды не могут стоить дешевле $30 за пару. Пошлина - 10%. Хотя в Российском союзе кожевников и обувщиков уверяют, что средняя закупочная цена недорогой обуви - лишь $5-15.

Скопирует ли казахстанская таможня эти внутренние документы своих российских коллег? Похоже, она сделает это быстрее, чем рядовой страж границ выкурит сигарету. Судите сами: в РФ курительные травяные смеси приравняли к наркотику, запретили ввоз, а 21 января нынешнего года постановление правительства России вступило в законную силу. В Казахстане и.о. главсанврача подписал соответствующее постановление 20 января 2010 года. В обоих случаях речь идет об одних и тех же дурманящих миксах вроде широко известного «Spice». Заключения врачей по ним почти идентичны. Механизм заработал: на внешних границах власти двух государств сработали синхронно.

А вот в российско-белорусские отношения Таможенный союз такой слаженности не принес. Минск безуспешно апеллировал к Соглашению о ТС, объясняя Москве, что Россия не вправе облагать экспортной пошлиной поставки нефти. Александр Лукашенко подсчитал, что это обанкротит нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а ВВП потеряет сразу десятую свою часть. Москва же подчеркивала, что из дешевой российской нефти делают дорогой белорусский бензин и на нем очень неплохо зарабатывают (4-5 миллиардов долларов в год). Диалога не получилось, и по недоброй новогодней традиции россияне вновь закрутили вентиль. Белорусские НПЗ оставались без российских углеводородов недолго. Минск пригрозил отключить Калининграду электроэнергию (ее гонят в анклав транзитом через Белоруссию). И все вернулось на свои места.

Бензиновые войны совсем недавно ударили и по казахстанцам. Минувшей осенью в длинных очередях к заправкам нам вновь рассказывали про то, что казахстанским трейдерам невыгодно поставлять бензин на внутренний рынок. Вот потому-то, мол, и российские поставщики, которые обеспечивают сырьем Павлодарский НПЗ, посадили его на сухой паек.

Россия и Белоруссия давно окрестили себя «союзными государствами», заключили ворох соответствующих соглашений, даже пытались создать единую валюту, но все равно перессорились на третий день после вступления в силу Соглашения по единому таможенному тарифу. (Материал на эту тему см. на стр. 17.)

Почему же нам, казахстанцам, стоит ожидать от многострадального манифеста таможенного братства трех стран только манны небесной? Цыплят по осени считают, - с ее наступлением и будет ясно, смогут ли страны-члены Таможенного союза гарантировать спокойствие на рынке бензина в горячую пору уборки урожая. Пока конкретного механизма, гарантирующего круглый год стабильные цены на АЗС, нет.

Как нет, впрочем, и единой ставки НДС для Казахстана и России. У нас она составляет 12, в России - только 10%.

И, наконец, всем троим участникам ТС пришлось отодвинуть в неясное будущее переговоры по вступлению в ВТО. В штаб-квартире этой организации кандидатам намекнули, что переговорный процесс придется теперь начинать практически с нуля.

У кого же в рукаве остался джокер? Кто выиграл от этого мезальянса? Вопросы, не требующие ответа.

Драматургия Таможенного союза. Что за занавесом?

Впрочем, искушенные аналитики не спешат заявлять о скоропалительности решения трех президентов. Наверняка той декабрьской встрече без галстуков предшествовала серьезная подготовка в течение 1,5-2 предыдущих лет. В мире сегодня только 5-6 глобальных игроков определяют реальный расклад сил на мировой арене. И, похоже, с одним уже была достигнута в общих чертах договоренность по будущей политической конфигурации Евразии в обозримое неспокойное время.

Скорее всего, душу Казахстана получит Россия, а его физическую сущность - США. То есть, оставаясь в сфере влияния, в зоне интересов северного соседа и по-прежнему выстраивая с ним стратегические партнерские отношения, Казахстан твердо гарантирует выполнение уже заключенных с Западом соглашений о разделе продукции на Каспии. Россия же при такой многовекторности традиционно демонстрирует показную отстраненность.

Американцам нет нужды создавать новый очаг напряженности при нынешних условиях. Пример грузинско-российского конфликта в Южной Осетии и Абхазии показал, что на постсоветском пространстве амбициозные планы вашингтонских «ястребов» очень непросто реализовать. Слишком глубоко увязла Америка в Ираке и Афганистане. Украина с разгромом Ющенко на выборах перестала быть форпостом Вашингтона в пику Москве, а под боком не дает покоя еще и «неразумная» Колумбия. Беспрецедентная в истории мира спасательная операция на Гаити после произошедшего там разрушительного землетрясения также потребует огромных ресурсов - и материальных, и человеческих.

В виртуальных объятиях дремлющего дракона

Китай явно запаздывает участвовать в геополитических играх в Евразии. В отличие от России и США Поднебесная империя не успела сформировать группы влияния в политическом истэблишменте Казахстана и пока практически не влияет на политические и экономические процессы. Наши созерцательные соседи пока вынуждены изображать дракона, лениво сидящего на берегу реки. Течение «мировых процессов» - лишь повод для внимательного мониторинга. Дракон нарочито сонно следит за линией горизонта, ожидая увидеть в бурлящих мутных водах геополитики трупы своих соперников.

Вялость китайского дракона в Центральноазиатском регионе объясняется сегодня еще и массой проблем в собственном «подбрюшье». На Тайвань США грозятся поставить в ближайшее время новейшее вооружение. Это сковывает Пекин в его краткосрочных амбициях и заставляет, подобно шахматным фигурам, переставлять акценты, временами держа мастерскую паузу... «по Станиславскому».

Впрочем, Китай и Казахстан уже намертво связаны друг с другом нефтяными и газовыми магистралями. Они опутывают нашу республику, словно змеи в одной древнегреческой легенде. Разгневанные боги наслали на Лаокоона и сыновей гигантских рептилий, и они задушили в своих кольцах несчастных. Этой скульптуре более 2000 лет, она украшает сегодня Ватиканский музей, символизируя отчаянность последней схватки за жизнь ввиду неминуемой гибели.

Восточный сосед уже контролирует порядка трети казахстанской нефти, и не намерен останавливаться в завоевании сырьевых рынков. По нефтепроводу Атасу-Алашанькоу в Поднебесную поступают углеводороды. По транзитной трубе из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан китайцы получают голубое топливо. Эти нефтегазопроводы чем-то напоминают мне будущие тектонические разломы политического ландшафта. Они гипотетически лет через пять - десять грозят резко изменить привычный многим порядок вещей. По ним могут пройти опасные трещины при развитии определенных геополитических сценариев.

2012. Два в уме

Заключенные экономические договоренности, унифицирование таможенных пошлин и обещание именно экономического эффекта для всех трех стран-участниц ТС - это лишь верхняя часть айсберга. Под водой до поры до времени скрыта его главная часть - закулисные политические договоренности, достигнутые накануне. Они должны сохранить существующее статус-кво на Евразийском континенте в обозримом, но неспокойном будущем. ТС - лишь часть большой игры, связанной с уступками и преференциями. Экономическими - в обмен на политические, и наоборот. Такая вот элитная эквилибристика.

Выскажу небесспорное предположение, что в преддверии 2012 года мы пошли на очевидные экономические уступки взамен на твердые гарантии модернизации и сохранения политической структуры нынешней власти. Как бы эксклюзивно и необычно эта структура ни сложилась к 2012 году. Надо помнить, что эта дата - 2012 - вдохновила не только Роланда Эммериха на его неоднозначный фильм. На этом графическое сходство заканчивается. В отличие от фильма, нас ждет, надеюсь, великолепная режессура, ладно скроенный сюжет, последовательная фабула. Ведь не только в Казахстане ждут президентских выборов к этой дате. Но и в России тоже в 2012 году может смениться президент. Эта дата - ключ к разгадке многих понятных и непонятных процессов на постсоветском пространстве. Эдакий 2012-й «в квадрате». Магией этих цифр будет объясняться драматургия многих судьбоносных решений.

Политика вновь чрезвычайно тесно переплелась с экономикой, на этот раз - в качестве очевидной доминанты.

Политика как бизнес

Люксембуржец Жан-Клод Юнкер в свое время возглавлял Евросоюз в должности премьер-министра. В своем представлении о роли государства он исходил из того, что политика должна доминировать над чисто экономическими процессами. В Казахстане же наоборот: экономические реформы всегда идут впереди политических. Постоянно выбирать между экономикой и политикой приходится и лидерам Евросоюза. Об этом писал экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер в своих мемуарах. Выходец из бедной рабочей семьи, он с октября 1998-го по ноябрь 2005 года стоял у руля Германии. Напомню, Германия и Франция - два главных инициатора и двигателя европейской интеграции. Оценивая их усилия по созданию ЕС, многие эксперты отметили, что в выигрыше остались именно финансово-промышленные корпорации и международные синдикаты, а рядовым немцам и французам единство европейцев здорово ударило по карману.

«Ситуация осложняется наличием двух принципиально различных мнений о целях европейского единства. На одном полюсе, представленном в первую очередь Германией и Францией, действуют те, кто видит будущий Евросоюз непременно как союз политический (выделено мною. - А. Д.). Политический союз полагает своей целью передачу основных государственных функций объединившихся стран - в сферах экономики и финансов, внутренней политики и права и, обязательно, во внешней политике и в обеспечении безопасности - на наднациональный, общеевропейский уровень, - пишет в книге «Решения. Моя жизнь в политике» Герхард Шредер. - На противоположном полюсе представлен взгляд на Европу прежде всего как на общий рынок (выделено мною. - А. Д.). Участникам общего рынка нужны лишь общие правила экономического регулирования, тогда как политические функции в значительной мере должны и в дальнейшем оставаться в ведении отдельных национальных государств».

Как видим, выбор не такой уж и большой. Пойдем ли мы по проторенному старой Синьорой дорогой или выберем свой путь, где за европейским прикидом будет скрываться вечно недоверчивый прищур Чингисхана и иезуитский ум иных потрясателей Вселенной?..

Бесприданница

Впрочем, сейчас постепенно вырисовывается и политический ландшафт закрепленных экономических соглашений трех президентов. У нашей республики, словно у сосватанной невесты, приданого оказалось не так уж и много, как бы того хотелось. Прорехи на границах - главный повод для беспокойства. Они стали головной болью для Каната Бозумбаева, бывшего главы «КЕГОК», а теперь акима Жамбылской области. Если у него и были иллюзии по поводу прочности замка на границе, то они развеялись во время его недавней поездки по своей новой вотчине.

Прозрачность казахстанских рубежей. Контрафакт от соседей. Не говоря уже о похищенных в Казахстане детях и угнанных внедорожниках, что легко пересекают казахстанско-киргизскую границу. Эти в принципе очевидные и совсем не эксклюзивные «вести с полей» зазвучали после подписания договоренностей совсем в новой угрожающей тональности. Они и легли в основу доклада главы региона премьер-министру. Прикрыть рубежи у Казахстана желания хоть отбавляй, но нет, похоже, ни сил, ни возможностей.

Следующим шагом, позволю себе предположить, не станет усиление границ собственными силами нашей республики. Охранять почти 14 тысяч километров только сухопутных рубежей - задача не из легких. Весьма реалистичным кажется привлечение российских пограничников на совместную охрану границ «мягкого подбрюшья» Таможенного союза. Так, как это уже произошло в Таджикистане.

Опыт Евросоюза также доказал успешность функционирования подобных совместных воинских подразделений. Оказалось, что для европейцев с разных краев континента совсем несложно тянуть солдатскую лямку плечом к плечу с иностранцем, - если всех их осеняет единый флаг Евросоюза. Это воинское братство оказалось куда более прагматичным примером интеграции государств, чем показное пыхтение бронетехники на учебном Отарском полигоне под биноклями глав государств.

«...В своей политике Европа не может обойтись без собственных нормально функционирующих вооруженных сил. Я убежден, что, создав европейские силы быстрого реагирования и введя транспортную авиацию, Европа пошла по правильному пути. Это объединяющий путь. Тем самым мы, шаг за шагом, приближаем создание Европейского оборонительного союза», - пишет бывший глава Германии в своей книге.

Надо думать, что и у казахстанско-российских вооруженных сил, если такие в итоге все же появятся, тоже будет весьма широкий круг задач. Тут и охрана периметра общих границ Таможенного союза, и борьба с наркотрафиком, экстремизмом и контрабандой, и совместное разворачивание масштабной спасательной операции после катастрофического ЧС. Ведь, помнится, наши спасатели уже моделировали землетрясение в Алма-Ате. И назвали цифру в 300 тысяч погибших.

Вместе, но порознь

В своих предыдущих публикациях я уже высказывал тревогу за целостность нашей страны. И мне этот вопрос кажется далеко не таким уж безобидным, как многие его пытаются преподнести.

Присутствие же российского модератора по внешнему периметру остужало бы горячие головы участников межклановых «разборок» и сохранило бы неприкосновенность границ и целостность страны.

Скандал вокруг 1 миллиона гектаров казахстанской земли показывает аппетиты наших соседей. Это вчера за каждый клочок пахотной земли бились и кетменями, и целыми армиями. Неужели сегодня можно вообразить, что когда-нибудь нам попытаются объяснить размещение целой инфраструктурной сети нашего китайского соседа просто некими «достигнутыми политическими договоренностями». Если такие договоренности, конечно, появятся.

Посмотрите, как возникновение чайнатаунов меняет жизнь страны проживания китайских мигрантов. Это - своеобразный дремлющий вулкан, постепенно накапливающий потенциальную энергию, чтобы завтра при необходимости трансформировать ее в кинетическую энергию взрыва. И удаленность от исторической родины не ослабляет связи с ней. Помнится, задержание турецкими спецслужбами аж в Африке лидера непризнанного Курдистана Абдуллы Оджалана смогло дестабилизировать ситуацию во многих точках мира, где компактно проживали курды.

А значит, ситуация в кажущейся разоб-щенной всемирной диаспоре курдов оказалась легко управляемой. То же наверняка можно сказать и о китайской диаспоре, но эффект может оказаться во сто крат разрушительней.

Бережно хранимый суверенитет, долгожданная независимость Казахстана от кого бы то ни было - это один из краеугольных камней и залог воспроизводства национального самосознания народа. Выдвини власть политическую составляющую на первый план, обнажи истинную сущность Таможенного союза - и дискуссия вокруг межгосударственного объединения разгорелась бы чрезвычайно острая. По накалу дискуссии эти споры не уступили бы скандалу вокруг Доктрины национального единства и пресловутого 1 млн га казахстанских земель.

Кстати, не звенья ли все это одной цепи? Выводы делать опасно... Опасно, несмотря на то, что эта статья лишь в качестве гипотезы предложена пытливо-недоверчивой читательской аудитории.

В публикации использованы выдержки из книги Герхарда Шредера «Решения. Моя жизнь в политике» (Издательство Европа, 2007) с предисловием Дмитрия Медведева, нынешнего президента РФ. Рецензент на тот момент занимал должность первого зампредседателя правительства РФ.

novgaz.com

Предыдущая статьяCA-NEWS : Наркокурьеры осваивают новые маршруты
Следующая статьяВаше время пришло, депутаты » Uzmetronom.com