Аркадий Дубнов, обозреватель «Время новостей», специально для «Новой» - Казахстан»
28.01.2010 г., Новая газета - Казахстан
Нет никаких оснований думать, что Астана станет агентом влияния Запада, пытающимся встать между ним и Москвой
Лавры пока у Лаврова
В Карабахе ждут Саудабаева, а в Афганистане - 50 миллионов долларов на учебу в Казахстане
Сегодня в Лондоне у госсекретаря-министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева состоится премьера. Впервые в качестве действующего председателя ОБСЕ он будет представлять эту Организацию на значительном международном мероприятии. В Ланкастер-хаусе проходит международная конференция высокого уровня по Афганистану с участием генсека ООН Пан Ги Муна, британского премьера Гордона Брауна и президента Афганистана Хамида Карзая. В ней принимают участие главы внешнеполитических ведомств 60 стран и представители 8 организаций.
А вчера г-н Саудабаев в лондонском отеле «Ройал Гарден» встречался с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Это была их первая встреча после вступления главы казахстанского МИД в должность председателя ОБСЕ. Их 40-минутная беседа закончилась поздно вечером по казахстанскому времени, поэтому о ее содержании мы не успеваем сообщить читателям «Новой» - Казахстан». Однако с большой долей уверенности можно предположить, что коллеги «сверяли часы», обсуждая совместные действия по модернизации ОБСЕ в нынешнем году.
Вряд ли г-н Саудабаев готов действовать в направлении, указанном ему, например, бывшим послом США в Казахстане Уильямом Кортни в опубликованной им на днях статье в газете «Нью-Йорк Таймс». «Казахстан смог бы использовать в своих интересах свои близкие отношения с Россией, чтобы прекратить ее попытки, направленные на подрыв деятельности ОБСЕ», - считает бывший американский посол. Нет никаких оснований думать, что Астана станет агентом влияния Запада, пытающимся встать между ним и Москвой. Гораздо более вероятным сегодня кажется другое: Астана в тандеме с Москвой попытается приспособить ОБСЕ к своим нуждам. В конце концов, раздражение по поводу гуманитарной составляющей в деятельности Организации сближает ныне Москву и Астану гораздо больше, чем Запад хотел бы это видеть.
Иллюзии в отношении возможной эффективности деятельности Казахстана в роли председательствующего в ОБСЕ хорошо иллюстрируются надеждами того же посла Уильяма Кортни, уповающего на то, что Астана «могла бы использовать свои отношения с южными соседями, чтобы способствовать их более глубокому диалогу с ОБСЕ». Ведь, говорит американский дипломат, «в пограничных государствах - в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане существует взрывоопасная смесь репрессивных режимов и межэтнических проблем».
Очень бы хотелось ошибаться и, напротив, надеяться на обоснованность надежд бывшего посла, но опыт последних полутора десятка лет показывает, что никакая страна в Центральной Азии при существующих ныне там властных режимах не может служить для остальных ни примером для подражания, ни посредником в диалоге. Разве что только инвестором, как это выглядит в случае Казахстана, располагающего для этого возможностями, а главное, соответствующими амбициями.
Между прочим, это хорошо видно по предложениям Астаны по афганскому урегулированию. На состоявшихся 25 января в Москве региональных консультациях стран-членов ШОС и наблюдателей при этой структуре на уровне заместителей министра иностранных дел представитель Казахстана озвучил предложение своей страны: выделить 50 миллионов долларов на подготовку и обучение гражданским специальностям полутора тысяч афганцев. По сравнению с тем, что готовы предложить остальные страны региона, это выглядит дорогим восточным подарком. Правда, не совсем бескорыстным...
Астана в ответ хотела бы получить право провести у себя конференцию по социально-гуманитарным аспектам афганского урегулирования.
Пока в Лондоне будут разрабатывать план того, как мировое сообщество будет готовить Афганистан к выводу иностранных войск, и следить за тем, как правительство президента Хамида Карзая примиряется с умеренными талибами, - иногда они возвращаются, Казахстан готовится стать посредником урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Это ж тоже один из приоритетов казахстанского председательства в ОБСЕ.
Однако тут Астане вряд ли удастся сыскать лавров. Министр (извините за игру имен и слов) Лавров, возможно, вчера дал понять это коллеге Саудабаеву. Главе российского МИД, вернувшемуся только что из Сочи, где 25 января в очередной, чуть ли не десятый раз за последние два года встречались президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев, было что рассказать коллеге об этом процессе, обреченном на долгую заморозку...
Не думаю, впрочем, что этой теме министры уделили серьезное внимание. Канату Саудабаеву, по его просьбе, о прелестях карабахского «мирного процесса» рассказали в Алма-Ате приехавшие туда в конце прошлой недели главные специалисты по этой проблеме, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Карабаху от России, Франции и США Юрий Мерзляков, Бернар Фасье и Роберт Брандтке. По сведениям «Новой» -Казахстан», казахстанских дипломатов дипломатично настроили на то, что не следует ожидать быстрых результатов на этом треке...
Но попытка не пытка. И специальный представитель действующего председателя ОБСЕ по карабахскому урегулированию Болат Нургалиев, только что сдавший свой пост генсека ШОС, отправляется в эти дни в первую рекогносцировку на Южный Кавказ. А в феврале туда отправится и сам г-н Саудабаев.
Ни пуха ему, ни пера!..