Номер 4 (04.02.2010)
Андрей Правов 4 февраля 2010 г., russianews.ru
Сможет ли Запад договориться с талибами?
Все новое в политике по сути дела есть хорошо забытое старое. Именно эта старинная мудрость прежде всего приходит в голову, когда читаешь информацию, поступившую в последние дни из Лондона, где в конце января прошла Международная конференция по Афганистану. В сообщениях международных агентств из британской столицы снова замелькали такие выражения, как "вмешательство извне", "политика национального примирения", "умеренные силы вооруженной оппозиции" и так далее
Повторение пройденного
Все эти идеи преподносятся сейчас устроителями конференции, прошедшей в лондонском отеле "Ланкастер-хаус", как нечто новое, рожденное в колоссальных муках и раздумьях. Но порой все же кажется, что они взяты из корреспонденций советских журналистов, публикуемых во второй половине 80-х годов в газетах "Правда", "Известия" или "Советская Россия".
То есть все то, о чем с пылом говорили выступавшие на международной конференции ораторы, Афганистан в той или иной мере уже проходил. Так, советские генералы, как сейчас американские, двадцать с лишним лет назад уже ратовали за распространение военных действий против врага на территорию соседнего Пакистана, поскольку именно оттуда происходит то самое знаменитое "вмешательство извне". То есть после завершения боевых операций противник - тогда это были моджахеды, а сейчас талибы - уходит на свои пакистанские базы, чтобы стать неуязвимым для операций возмездия.
К чести тогдашнего советского руководства, следует сказать, что оно на авантюру не пошло и наносить, как того просили военные, бомбоштурмовые удары по приграничным пакистанским населенным пунктам в "зоне свободных пуштунских племен" воздержалось. Американское же командование в Афганистане уже несколько месяцев проводит подобные боевые операции, по общему мнению, еще более усугубляя сложившуюся ситуацию. Возмущение пуштунов в связи со ставшими уже регулярными бомбардировками самолетами ВВС США, которые влекут за собой в том числе и гибель мирных жителей, бьет через край как в Афганистане, так и в Пакистане.
Об этом, в частности, говорил в Лондоне избранный недавно на новый срок президент Афганистана Хамид Карзай. Он подчеркнул, что без прекращения бомбардировок афганских, а также пакистанских населенных пунктов американской авиацией путь к миру в регионе будет очень длинным.
В целом же Карзай выглядел на конференции "почти счастливым", "как новый доллар". Еще бы, говорили многие наблюдатели, ведь ему удалось доказать западным союзником, что его кандидатура на пост президента Афганистана если и не единственно возможная, то уж во всяком случае самая подходящая. И это, дескать, показали прошедшие выборы.
По многим оценкам, "сиял" во время конференции и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Ведь в Лондон съехался "бомонд мировой дипломатии", посланцы 70 стран мира, многие из которых министры иностранных дел.
Поэтому, вполне вероятно, Браун полагал, что организация в его стране столь представительного мирового форума поможет лейбористам добиться лучших результатов на весенних выборах в британский парламент. Ведь прежде всего на конференции обозначались пути, как прекратить вооруженное противостояние в Афганистане. Общественность Великобритании, как и других стран, входящих в "антитеррористическую коалицию" в Афганистане, в последнее время все более приходит к выводу, что военного решения проблемы, существующие в этом далеком исламском государстве, все равно не имеют. А значит, следует искать пути к миру. Чем, дескать, и занялась лондонская конференция. Таким образом получается, что премьер-министр Гордон Браун, а вместе с ним и весь лейбористский кабинет предпринимают усилия для того, чтобы в страну перестали прилетать самолеты с цинковыми гробами погибших британских солдат.
Зона ответственности британских военных в Афганистане - южная провинция Гельменд. И частично провинция Кандагар. Это вотчина талибов. Именно здесь зарождались первые отряды движения "Талибан". Отсюда родом мулла Омар и многие видные полевые командиры талибов. Поэтому британцам достается в Афганистане, вероятно, больше других. Сопротивление их присутствию в Гельменде и Кандагаре огромно.
Переговоры как путь к победе
Как уже несколько раз сообщалось, британское командование поняло уже давно всю бесперспективность продолжения военных действий там, где "не может быть победы", и пошло на контакты с некоторыми командирами талибов. Первоначально такие действия британцев, после того как информация об их контактах с талибами подтвердилась, получили резко отрицательную оценку со стороны американских военных и кабульских властей. Однако сейчас, как это наглядно продемонстрировала конференция в Лондоне, речь о возможных переговорах с "умеренными талибами" не просто идет, но эти переговоры уже проходят всерьез и на широком уровне.
Вопрос о том, какие меры предпринять, чтобы побудить талибов перейти на сторону правительства, стал одним из центральных на конференции. Никакому сомнению и тем более критике такой подход уже не подвергался. Неясно было другое - каковы сроки и сколько денег следует вложить в программу "национального примирения". Звучала идея о программе, рассчитанной на пять лет, в которую необходимо вложить $500 млн. Причем самыми крупными донорами согласны стать Германия и Япония.
Здесь опять же напрашивается сравнение с временами конца 80-х годов, когда выражение "национальное примирение", тогда между режимом Наджибуллы и группировками моджахедов, не сходило со страниц советских газет. Москва, кажется, на идею мирного прекращения афганского конфликта также денег не жалела. И переговоры с группировками моджахедов пошли полным ходом по всему Афганистану - от Кандагара до Кундуза и от Герата до Джелалабада. В пакистанский город Пешавар, где располагались штаб-квартиры группировок моджахедов, зачастили высокопоставленные советские дипломаты. Сначала тайно, затем уже и открыто.
И действительно, ряд полевых командиров тогда соглашались "перейти на сторону народной власти". Появилось даже любопытное определение "дружественное бандформирование". Так своих "новых союзников" сразу же окрестили советские военные. Сначала та или иная группировка именовалась ими просто как "бандформирование", но после того как с ней командованием был подписан соответствующий договор, к этому слову уже добавлялась приставка "дружественное".
Работа на "большой дороге"
Тем не менее из всей этой затеи тогда получалось мало толку. В частности, были нередки случаи, когда отряды моджахедов "уходили от войны" исключительно на осенне-зимний период, когда горные перевалы засыпал снег и передвижение по стране становилось затруднительным. С первыми же лучами весеннего солнца они снова покидали свои "зимние квартиры", где им удавалось отсидеться без потерь, и приобщались к любимому для афганцев делу - войне.
Трудно сказать, как поведут себя на этот раз командиры группировок талибов, которые, а такие все же могут оказаться, все же решат "воткнуть штыки в землю". Во всяком случае согласно информации на этот раз в связи с программой "национального примирения" в Лондоне звучала мысль - деньги из программы по "национальному примирению" не должны пойти в карманы полевых командиров, а будут затрачены для обеспечения новых рабочих мест, приобщения молодых афганцев к получению образования и так далее.
Идея, безусловно, правильная. Только не совсем ясно, пойдут ли на такой вариант "вознаграждения" сами командиры. Ведь в свое время среди советских военных в Афганистане была распространена ироническая фраза: "Афганский моджахед воюет за идею, и его нельзя купить, а можно только перекупить".
Афганистан - одна из самых коррумпированных стран в мире. И почти ни один афганский полевой командир вооруженной оппозиции ничего не станет делать без "бакшиша". Ведь он четко воспринимает добытое им в суровом противостоянии с другими боевиками положение в том числе как возможность заработка. И еще большой вопрос: согласится ли такой командир что-то менять в своем положении в ответ на возможность получить работу или для того, чтобы его дети сели за парты? "Работу" он и без того имеет - на "большой дороге", с автоматом Калашникова в руках. И именно такую профессию он собирается завещать своим детям. Или еще один вид "работы" - выращивание опийного мака. Гораздо менее трудоемко, чем, например, растить хлеб или овощи, не требует серьезного орошения, зато дает неплохой доход. Вот если ему заплатят, тогда можно и задуматься о том, чтобы признать кабульские власти. Точнее, если ему будут постоянно платить.
Тем не менее на конференции в Лондоне была определена основная задача "антитеррористической коалиции" на данном этапе - "передать ответственность за страну в руки самих афганцев". Эту фразу в "Ланкастер-хаусе" произнес не кто иной, как сам Гордон Браун. "Постепенно, - сказал он, - весь Афганистан, провинция за провинцией, перейдет под контроль правительства".
Как сообщается, при этом слушавший выступление британского премьера президент Хамид Карзай, соглашаясь со сказанным, уверенно кивал головой. Правда, довольно быстро выяснилось, что в понятие "постепенно" главы стран - членов "антитеррористической коалиции" и афганцы вкладывают совершенно разные сроки. Так, согласно известным словам президента США Барака Обамы американские войска начнут выводиться из Афганистана уже в середине 2011 года. Карзай же заявил на лондонской конференции, что для того чтобы программа "национального примирения" прошла успешно, иностранным военным придется оставаться в стране еще 15 лет!
Подобные сроки согласно информации ввели почти в шоковое состояние многих западных дипломатов. Ведь они отлично понимают, что еще 15 лет никто западным военным оставаться в Афганистане не позволит. Слишком сильно сопротивление недовольных, слишком сильный козырь получает в руки оппозиция.
В остальном же противоречий между устроителями конференции и афганцами не было. Например, согласно информации из Лондона Карзай весь светился от удовольствия, слушая слова Брауна о том, что к октябрю 2011 года афганские силы безопасности предстоит нарастить до 300 тысяч человек. А международная коалиция в Афганистане увеличит свои контингенты до 130 тысяч военнослужащих.
"Тем не менее, - сказал в заключение Карзай, - медленно, но уверенно наша страна идет к успеху. Афганский народ должен стать хозяином своей страны:"
Красивые слова. Но реальностью они могут стать только после того, как афганцы действительно договорятся между собой. Но до этого еще дистанция огромного размера. Пока, похоже, талибы искать пути к миру не спешат, явно рассчитывая через пару-тройку лет, когда на Западе окончательно устанут от бесперспективной войны, снова заполучить власть в Кабуле. А нынешний кабульский режим рассчитывает на то, что "иностранцы ему помогут". Поскольку они не захотят оставлять на самотек ситуацию в столь взрывоопасном регионе. Так что война в Афганистане продолжается. И конца ей не видно.