CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Умом Nabucco не понять :: Казахстан. Деловая Неделя

27 февраля 2010

Умом Nabucco не понять

26 февраля 2010г. ? 8 (886), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Но и веры в проект по доставке природного газа в Европу из Центральной Азии и Азербайджана остается все меньше и меньше

Превратившийся давно уже в некую навязчивую идею для руководства Евросоюза проект Nabucco по доставке природного газа из государств Центральной Азии и Азербайджана в Европу по-прежнему остается на стадии второстепенной бумажной документации и бесчисленных межгосударственных и межведомственных согласований. И хотя представители Казахстана, Туркменистана и Узбекистана в прошлом году дали понять руководству ЕС, что так называемая «каспийская энергетическая хартия» их не устраивает, «большая Европа» все-таки пока не отказывается от Nabucco и рассчитывает в этом году придать подобной затее новый импульс.

Пока европейцы разговаривают о Nabucco, китайцы уже построили себе газопровод до Туркменистана

Важно и то, что Россия, не желая даже обсуждать варианты «европейской энергетической хартии», предлагаемой Евросоюзом, планирует и в дальнейшем блокировать осуществление проекта Набукко, стремясь пробить свои собственные проекты по доставке центральноазиатского и российского газа в Европу по альтернативным транскаспийскому газопроводу маршрутам. И все же европейцы от проекта Nabucco по-прежнему не отказываются, надеясь на поставки газа в Европу по этому маршруту как из Азербайджана, так и Туркменистана. Правда, как считают американские эксперты и официальные лица в госдепартаменте США, Ашхабад уж слишком побаивается российского давления по газовым вопросам, да и сами европейцы никак не найдут реальных денег для запуска Nabucco на практике.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что с наступлением нового года целый ряд европейских стран развили повышенную дипломатическую активность как в Центральной Азии, так и районе Каспия. Они стремятся убедить руководство «государств-газоносителей» - прежде всего Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана - не отказываться от этого проекта. В то же время у центральноазиатских государств тем самым вновь появилась прекрасная возможность продолжить давний дипломатический торг с Евросоюзом, который по-прежнему столь нуждается в транскаспийском газе.

У Европы нет денег на Nabucco, и неизвестно, когда они появятся

Поначалу руководство ЕС придавало большое значение личной заинтересованности президентов стран Центральной Азии и Азербайджана в проталкивании энергетического маршрута, получившего название «газового Шелкового пути» в Европу. Однако, за исключением Азербайджана и отчасти Туркменистана, никто в «светлое будущее Набукко так и не поверил. А сами европейцы , столкнувшись с определенной апатией со стороны потенциальных газовых экспортеров, так и не нашли конкретных спонсоров, желавших вложить примерно 8-10 млрд. евро в этот проект.

Между тем стремление России заключить новые газовые соглашения с Турцией и Италией, а также желание Ирана вырваться из тисков международных санкций, навязанных Евросоюзу со стороны Соединенных Штатов, дает возможность тем же европейцам возобновить свое давление на страны Центральной Азии (особенно Туркменистан), а также попытаться уговорить Турцию сыграть в проекте Nabucco не просто роль транзитной страны, но и важнейшего «газораспределителя» всего Евразийского региона.

Важно отметить, что пока шел предварительный торг по проекту Nabucco между руководством ЕС с Азербайджаном и странами Центральной Азии, то европейцы регулярно координировали свою позицию с Соединенными Штатами. Но при этом не особо стремились взаимодействовать с самими государствами Каспийского региона. А энергетические интересы этих стран, в том числе - опасение ухудшить отношения с Россией и Ираном в случае прокладки транскаспийской газовой трубы Nabucco, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне особо во внимание не принимались.

Да, позицию Баку и Ашхабада в «большой Европе» учитывали, но ровно настолько, чтобы у руководства этих государств не создавалось обманчивого впечатления, будто их интересы при прокладке Nabucco на самом деле будут рассматриваться как приоритетные и хотя бы в чем-то не устраивающие интересы как американцев, так и европейцев.

Существенно мешает осуществлению проекта Nabucco и то, что до сих пор у «единой Европы» в отношении и Центральной Азии, и Большого Кавказа не выработано единой и четкой стратегии. Нет также у Брюсселя и осознанного понимания как своих собственных политических и экономических интересов в этих регионах, так и перспективного учета хотя бы элементарных интересов тех государств, которые в этом регионе расположены.

В прошлом году (пока Евросоюз возглавляла Германия) в Центральную Азию и на Каспий ощущался рост европейских инвестиций, а сами европейские политики (особенно президент Франции и премьер-министр Италии) стали гораздо теснее сотрудничать со всеми пятью центральноазиатскими «странами». А сейчас, по сушеству, поддерживает реальный интерес к Центральной Азии и ее энергетике лишь председательство Казахстана в ОБСЕ - да и то главным образом в политической, но отнюдь не в экономической плоскости.

Нет у европейцев для практического запуска Nabucco и больших свободных денег, хотя и ЕС, и Турция уверены в том, что транскаспийский проект - это не столько чисто экономическая выгода, сколько «большая европейская энергобезопасность», а альтернативные маршруты по доставке газа и нефти из Центральной Азии в Европу - это именно то, что нужно сегодня Европе для снижения ее зависимости от поставок из России.

Стоит также заметить, что одновременно с «сагой о Nabucco Турция плюс Италия практически полностью поддерживают проект под названием «Южный поток», который проталкивается Россией и который фактически проходит параллельно пока все еще виртуальной трубе Nabucco. К тому же и Nabucco, и «Южный поток» будут поставлять газ одним и тем же потребителям и в итоге подсадят всех их на такую же монопольную, как и пока российская, «туркменскую газовую иглу».

Также важно отметить, что на данном этапе в верхних эшелонах европейских структур никто пока не выразил желание взять на себя инициативу попытаться в этом году «политически протолкнуть» запуск Nabucco, используя при этом свои личные связи. Как и никто пока особо не загружает себя пониманием политических и экономических интересов стран, выходящих на Каспий, и каким образом можно мотивировать их поддержать маршрут для Nabucco под дном Каспийского моря.

Именно поэтому в нынешнем году Брюссель решил сделать ставку на начале работ по прокладке газопровода из Австрии в Турцию (а это 2 тысячи километров), и если этот участок будет уже в действии, то тогда еврочиновникам будет проще убеждать каждую конкретную страну-газоносителя и их руководство в выгодности важности Nabucco.

Ставка ЕС на Азербайджан и Туркменистан может не оправдаться

Как известно, изначально газовый проект Nabucco не просто подавался, но и активно проталкивался европейцами как политическая, нежели выгодная экономическая затея. Европейцы планировали развернуть Каспийские трубы по направлению к «старому континенту», но при этом непременно минуя российскую территорию. То, что через Россию центральноазиатский газ уже доставляется в Европу - и дешевле, чем по несуществующему пока Nabucco - в расчет особо не принималось, а «большая политика», как показывает не менее «большая практика», зачастую оказывается намного важнее и сильнее, чем самая выгодная по деньгам экономика.

К тому же среди самих европейцев во всех этих планах обнаружилось не столько единство взглядов, сколько серьезная нестыковка интересов относительно того, нужен ли вообще проект Nabucco и кто его станет в конечном итоге финансировать. Ставку по началу решено было делать на Азербайджан, тем более что крупнейшие западные компании там уже давно работали, получая немалые прибыли от экспорта азербайджанской нефти, а затем - от транзита нефти, поступающей из Казахстана. Но с газом все стало складываться совсем не так, как планировали изначально в Европе. Дело в том, что газовые контракты требуют очень высокого уровня доверия между партнерами (поставщиками, транзитными странами и потребителями), чего как раз в проекте Nabucco и не наблюдается. Азербайджан не намерен ничего вкладывать в этот проект, пока не будет четко понятно, кто же станет финансировать транскаспийскую трубу. А поскольку ни Евросоюз, ни Соединенные Штаты ничего вразумительного по деньгам для Nabucco не решили, Баку посчитал необходимым активизировать свое газовое сотрудничество с Россией.

Мешает в определенной степени проведению идеи Nabucco и желание Турции нормализовать свои отношения с Арменией без учета проблемы Нагорного Карабаха, что для Азербайджана является абсолютно неприемлемым. В этой связи Баку элементарно похоронит Nabucco еще до начала каких бы то ни было работ, если его интересы по Нагорному Карабаху не будут учтены (в том числе - Турцией).

На весну планируется провести в Баку встречу представителей пяти каспийских стран с участием министерств внутренних дел, энергетики и МИДов, на которой вроде бы есть желание обсуждать вопросы безопасности энергопоставок из этого региона. Но проект Nabucco и его дальнейшая судьба на этой встрече в повестке дня не фигурируют - то есть европейцы при всем своем желании могут оказаться вообще в стороне от каких бы то ни было новых решений по вопросу функционирования на ближайшую перспективу газовых маршрутов в этом регионе.

При этом стоит напомнить, что Европа является по-прежнему крупнейшим импортером газа в мире - Италия, к примеру, покупает 32 процента своих потребностей в газе, а такие страны, как Болгария, Румыния, Литва, Латвия и Финляндия - полностью зависят от внешних поставок голубого топлива.

Но пока все еще нет никакого обязывающего соглашения по поставкам газа, которое могло бы гарантировать европейцам получение определенного количества газа для стран ЕС из региона Каспия. Поэтому-то Азербайджан рассматривает сейчас возможности поставлять газ в Китай, а также расширяет поставки в Россию.

Согласно планам проекта Nabucco, по трубам из Центральной Азии природный газ должен будет поступать в Европу начиная с 2014 года, а за год до этого трубопровод под дном Каспия должен быть проложен опять-таки лишь согласно разработанной на данный момент проектной документации. Но здесь уже появляются чисто математические неувязки: тот же Азербайджан сможет при всем своем желании поставлять для Nabucco не более 8 млрд. кубометров газа, а откуда взять еще 23 млрд. кубометров, необходимых для рабочего функционирования трубы - до сих пор непонятно.

Расчет на Туркменистан в этом вопросе также далеко не гарантирован. Отношения между Туркменистаном и Азербайджаном очень даже непростые из-за споров вокруг ряда Каспийских энергетических месторождений, поэтому о какой-то координации действий Баку и Ашхабада в дипломатических контактах с ЕС по поводу Nabucco говорить просто не приходится. Теоретически Туркменистан вроде бы не отказался окончательно от участия в проекте Nabucco. Но туркменский президент Г. Бердымухамедов пока вовсе не горит желанием сохранять свою зависимость от России в плане газовых поставок в Европу и по-прежнему ожидает конкретных действий со стороны Брюсселя, надеясь на получение неплохих дивидендов и от ЕС, и от Китая, и от Ирана.

Именно в Ашхабад по-прежнему гарантированно будут наведываться европейские энергокомиссары, с которыми «под крышей Nabucco

«туркменское руководство планирует и дальше вести «газовый торг». И даже при условии, что ЕС по дипломатическим каналам удалось сдвинуть с мертвой точки проблему транзита каспийского газа через Турцию, ситуация вокруг будущего проекта Nabucco остается, как и прежде, во многом в подвешенном состоянии.

Безусловно, идея руководства Евросоюза по уменьшению зависимости от поставок энергоносителей из России в каких-то нюансах объяснима. Но на сегодня и Азербайджан, и Туркменистан прежде всего намерены отстаивать свои собственные, а отнюдь не европейские интересы в поисках газовых партнеров (Китай, Иран, Россия). Не хотят они и дожидаться до бесконечности, когда в Брюсселе им что-то смогут конкретное предложить относительно Nabucco и его «светлого будущего». Не стоит забывать и об альтернативных вариантах по доставке каспийских энергоносителей в Европу по «евроазиатскому коридору». Так, нефть Каспия должна пойти по трубопроводу Броды-Одесса, а поддерживают этот проект Польша, Украина и Литва. Растет интерес и к доставке в Европу газа из Центральной Азии и Азербайджана в сжиженном виде, который может транспортироваться со специальных терминалов, планируемых к постройке на побережье Черного моря. Постоянно муссируется идея и с поставками газа в Европу из района иракского Курдистана, хотя никто до сих пор не может дать никаких гарантий относительно безопасности этого маршрута, тем более если американские войска начнут в будущем году постепенный вывод из этого региона.

Nabucco почти не виден и маловероятен

В этом году вокруг «каспийской газовой эпопеи» наступает своего рода «момент истины»: ведь и Азербайджану, и странам Центральной Азии, заинтересованным в осуществлении проекта Nabucco, придется продолжить бесконечные переговоры не только с высокопоставленными европейскими «энергоходоками», но и представителями госдепартамента и министерства энергетики Соединенных Штатов, которые европейские идеи поддерживают и по возможности во время визитов в регион проталкивают. Для Соединенных Штатов осуществление проекта Nabucco - вопрос очень большой политики, долгосрочных региональных расчетов и возможность еще плотнее развивать сотрудничество с Азербайджаном и странами Центральной Азии для обеспечения дальнейших поставок нефти и газа в Европу.

Также продолжит противиться осуществлению проекта Nabucco и Россия, которая будет убеждать представителей и Азербайджана, и государств Центральной Азии в том, что «Южный поток» - более выгодная и перспективная для них затея (в том числе как в случае с Азербайджаном - путем заключения новых прямых контрактов на закупку природного газа для прокачки его через российскую территорию в Европу).

В принципе, для России теперь работать станет сложнее (хотя Москва и подписала соглашение с Турцией по «Южному потоку»), поскольку Туркменистан по-прежнему не хочет «завязываться» исключительно на газовое сотрудничестве с Москвой. Но при этом Ашхабад может использовать именно «российский рычаг» для продолжения дальнейшего «газового торга» с представителями Евросоюза и заодно разыгрывать с европейцами недавно появившуюся у них в «политической колоде» «газовую китайскую карту».

Что же касается будущего Nabucco, то в случае если «газового взаимопонимания» между Россией с Азербайджаном и Туркменистаном по какой-то причине не получится, Москва (как и Тегеран) всегда сможет похоронить любой транскаспийский проект с «европейской начинкой» с помощью самого эффективного рычага - сохраняющейся неурегулированности статуса Каспийского моря и его неразделенности.

В любом случае в этом году проекту Nabucco и его сторонникам в Брюсселе и Вашингтоне придется очень непросто: ведь увеличение как газовых, так и нефтяных поставок с берегов Каспия в Европу и на другие мировые рынки даст возможность и Азербайджану, и странам Центральной Азии сыграть еще не раз в «газовые игры», победителя в которых предсказать вряд ли кто-то с уверенностью сегодня возьмется.

dn.kz

Предыдущая статьяА.Джакуб: Союзом по кошельку. Ударит ли таможенный альянс по благосостоянию казахстанцев?
Следующая статья"Сирийский гамбит" :: Echo