В Москве - бузина, а в Ашхабаде - дядька
12.03.2010, Гундогар
Аркадий Дубнов,
Или кому нужна в Туркмении оппозиция
Центральная Азия - все еще загадка для Запада. А сам Запад одновременно и манит к себе и отвергается на этих огромных просторах. И Киплинг с его бессмертным «Восток есть Восток, Запад есть Запад и они никогда не сойдутся», всегда с нами.
Две новости прошлой недели в очередной раз напомнили об этом. Дело было так. Сначала президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов объявил, что он готов разрешить деятельность оппозиционных партий в стране. А на следующий день в Москву приехал с частным визитом бывший генсек НАТО Джордж Робертсон. Ну, и какая связь между этими событиями, скажете вы?
Действительно, достопочтенный лорд Робертсон Порт-Элленский, как принято его называть официально, был приглашен Высшей школой экономики, чтобы прочесть лекцию ее студентам, а в Туркмении тем временем заговорили о политической экзотике, другими словами, - в Москве «бузина», а в Ашхабаде - «дядька»:
Так ведь нет, везде бузина. Рассказываю. Сначала про лорда.
Попросили его рассказать, чем отличаются политики, избранные демократичным способом от прочих. Вопрос не застал врасплох бывшего натовского генсека. Привожу его ответ без купюр. «Президент Туркменистана [Сапармурат Ниязов- А.Д.] сам себя звал Туркменбаши, он сказал, что будет пожизненным президентом. Во всех компаниях у людей были его портреты, на каждом углу играл президентский марш. В центре Ашхабада была статуя из золота, которая крутилась вслед за солнцем [на днях ее начинают демонтировать - А.Д.]. Это паранойя, шизофрения, это сумасшедший человек. Я его описал президенту Таджикистана [Эмомали Рахмону - А.Д.] как смесь Сталина и Чарли Чаплина, а Рахмон мне сказал: вы неправы, это несправедливо по отношению к Сталину. Сталин немцев побил, а Туркменбаши вообще ничего не сделал.
Я встречался с ним в течение часа-полутора, - продолжал Робертсон, - но я говорил минут пять, мне даже не сказали: «Приветствую вас в Ашхабаде». Его первыми словами было: «Вы либо очень наивны, либо очень глупы». Прекрасная вступительная фраза, никогда такого не слышал. От этих людей невозможно было избавиться. Например, в центре города они уничтожили очень красивый рынок, куда люди ходили веками, а люди его восстановили - это было единственное восстание против них».
Ключевая фраза в этом пассаже - «от этих людей невозможно было избавиться». «Помните, - сказал бывший генсек НАТО, знавший многих мировых лидеров, - лучше уйти тогда, когда вы популярны. Шарль де Голль, Жан Кретьен - премьер-министр Канады, Жак Ширак, Леонид Брежнев, Гельмут Коль, практически все руководители Средней Азии сделали трагическую ошибку. Они верили своей пропаганде, думая, что они незаменимы и у них есть ответы на все вопросы, так не бывает - и слишком долго оставались у власти».
Сквозной нитью лекции лорда Робертсона под названием «Политическое лидерство: путь к успеху» был тезис, что политику для достижения этой цели должна сопутствовать удача, а главное, он должен вовремя уйти, на гребне успеха - умереть либо уйти в отставку. В качестве положительных примеров британский лорд назвал ушедших со сцены Рональда Рейгана, Маргарет Тэтчер, убитых Беназир Бхутто и Индиру Ганди, а также президента Линкольна, «недошедших до точки в своей карьере, когда они стали бы непопулярными». Неудачниками же, по Робертсону, оказались Ельцин, аргентинский президент Перон, Джимми Картер и даже Михаил Горбачев. «Мало памяти в сердцах людей о них осталось», - печально заметил высокопоставленный западный лектор.
Достопочтенный лорд не знал, что буквально накануне преемник это «сумасшедшего человека» из Ашхабада произнес, - как бы, между прочим, - после сообщения о том, что «повсюду в стране чувствуется массовый трудовой подъем и творческий энтузиазм», следующее:
«Заявляю, - сказал Гурбангулы Бердымухамедов, - если будут желающие выдвинуть инициативу создания какой-либо новой политической партии, то в соответствии с Конституцией нашей страны мы готовы эту новую партию зарегистрировать уже в этом году. Это может быть аграрная партия или еще какая-нибудь политическая партия».
«Таким образом, продолжал г-н Бердымухамедов, образование оппозиционных партий станет важным событием общественно-политической жизни нашей страны. Активно участвуя в происходящих в нашем государстве общественно-политических процессах, вновь созданные партии составят конкуренцию Демократической партии Туркменистана». Все это, по мнению президента, позволяет Туркмении «развиваться и совершенствоваться на принципах истинной демократии».
Мир вздрогнул. Услышать слово «оппозиция», пусть даже почему-то «аграрная», из уст туркменского президента в не бранном контексте почти то же самое, что узнать о проведении свободных выборов в Северной Корее. Узнать, как понимает оппозиционную деятельность глава государства, в секретных тюрьмах которого многие годы томятся, а правильнее сказать, пропали без вести десятки оппозиционеров, - ведь их никто не видел, не слышал и не имел от них никаких известий с конца 2002 года, когда они были осуждены по делу о так называемом покушении на Туркменбаши - невозможно.
Однако об этом можно догадаться, стоит только вспомнить историю возвращения на родину из эмиграции доверчивого туркменского оппозиционера Гулгельды Аннаниязова, поверившего обещаниям властей разрешить ему заниматься общественной деятельностью. Аннаниязов был арестован в тот же день, когда в Ашхабаде проходили переговоры между ЕС и Туркменистаном в рамках диалога по правам человека, и 7 октября 2008 года суд в Ашхабаде на закрытом заседании приговорил его к 11 годам лишения свободы. Кому охота записываться теперь в оппозиционеры, если только сам президент пальцем на них покажет да на государственный кошт поставит:
Но главное не это, не к поданным же своим обращался Бердымухамедов. Тут иная интрига, вовне адресованная. Он отыграл месседж, полученный им за пару недель до этого в Париже, где туркменский президент побывал с визитом и увиделся с президентом Франции Николя Саркози. Гостю из далекой, пустынной, но богатой углеводородами страны, внятно объяснили, что французским компаниям, работающим в Туркмении, трудно будет продолжать там свою работу и лоббировать туркменские интересы на Западе, если Ашхабад не заговорит о демократизации. Вот там и заговорили: А между тем, никаких законов о политических партиях, о свободе митингов, собраний и демонстраций в Туркмении нет и в помине. И нет никаких признаков того, что в обозримом будущем появятся:
Но и это не беда, вот назначили же в Узбекистане оппозиционной одну из созданных властями партий и велели ей отстаивать интересы трудящихся в борьбе за выполнение поставленных президентом страны задач. И пошел там процесс, как выразился г-н Бердымухамедов, «развиваться и совершенствоваться на принципах истинной демократии». И хорошо стало от этого европейцам, потому что помогло им убедить себя в правильности принятого ими решения - снять, наконец, последние санкции, введенные ЕС в отношении Узбекистана после андижанских событий.
Что же касается туркменской «демократизации», то еще одно свидетельство ее «производства на экспорт» появилось в конце прошлой недели, когда стало известно о предстоящей в апреле поездке в Ашхабад делегации в составе представителей консорциума по строительству газопровода «Набукко» и руководства Еврокомиссии. Им предстоит подписать с Туркменией соглашение о поставках по этой магистрали в Европу туркменского газа, без которого реализация «Набукко» не имеет смысла. Понятно, что «продать» общественному мнению в Европе такое соглашение, заключенное с преемником «сумасшедшего» Туркменбаши, будет легче в «пакете» с его обещанием дать подышать оппозиции.
Пройдут годы, и какой-нибудь очередной генсек НАТО, вспоминая о своих встречах в Ашхабаде или Ташкенте, Бишкеке или Душанбе снисходительно заметит, что тщетно призывал там лидеров не делать «трагических ошибок». Но при этом, как и лорд Робертсон, никогда не признается, что потакал им в этом, восхищаясь их мудростью и прозорливостью. Как сделал это пару недель назад в Астане спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук, заявивший, что «весь мир только восхищается такой мудрой внешней политикой, которую проводит Казахстан». Ну как после таких слов лидеру нации «вовремя уйти в отставку», как советовал лорд? Если только умереть, но это уж слишком:
Одним словом, Киплинг всегда с нами.
Специально для газеты «Слово Кыргызстана плюс».