CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

j-een.com

Андрей Чеботарев: Казахстан вынужден выражать свою реакцию на события в Кыргызстане в смягченных тонах

15 апреля 2010

Андрей Чеботарев: Казахстан вынужден выражать свою реакцию на события в Кыргызстане в смягченных тонах

[15-04-2010], j-een

Политический кризис в Кыргызстане не мог не сказаться на соседях по региону. С вопросами относительно того, каким образом события в Кыргызской Республике отразились на председательствующем в этом году в ОБСЕ Казахстане, редакция JEEN обратилась к директору Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрею Чеботареву (Алматы).

JEEN : Андрей, как отражается политический кризис в соседнем Кыргызстане на Казахстане? Что Казахстан предпринимает внутри страны, чтобы избежать подобного развития ситуации?

А.Ч.: Безусловно, что, скажем так, вторая «тюльпановая революция» в соседнем Кыргызстане не оставила равнодушными значительную часть казахстанского общества и политической элиты.

Очень сильно по этому поводу озабочены, прежде всего, официальные круги. Во-первых, в очередной раз, с учетом первой «тюльпановой революции» 2005 года, меняется более-менее сложившийся и взаимоприемлемый формат отношений между Астаной и Бишкеком. При этом, пока в Кыргызстане не утвердится стабильная власть, сложно прогнозировать, что больше, плюсов или минусов, принесет Казахстану неожиданный исход событий в соседней республике.

Во-вторых, при отсутствии межгосударственных, коллективных механизмов реагирования на соответствующие прецеденты, в том числе в рамках ОДКБ, Казахстану остается в подобных случаях полагаться преимущественно на свой собственный политический и особенно дипломатический потенциал.

Вместе с тем руководству республики довольно сложно определиться с четкой позицией относительно очередной смены власти в Кыргызстане. Президент РК Нурсултан Назарбаев всего лишь выразил свою озабоченность по поводу проявления в данном процессе актов насилия и мародерства. Однако ни официального признания временного правительства КР, ни выступления в поддержку изгнанного президента Курманбека Бакиева Астана не сделала.

В-третьих, что самое важное, казахстанским властям пришлось принимать меры по недопущению негативного влияния второй «тюльпановой революции» на ситуацию в своей стране с рисками для политической стабильности и национальной безопасности. В связи с этим, в частности, была закрыта граница Казахстана с Кыргызстаном. Кроме того, подразделения органов внутренних дел переведены на службу в усиленном режиме. Причем данная мера была принята не только в приграничных с Кыргызстаном областях, а по всей республике. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в «Ак Орде» серьезно опасаются вероятных попыток повторения «киргизского сценария» в Казахстане.

Что касается оппозиционных сил, то они получили в свое распоряжение хороший повод для пропаганды против, как следует из заявления Общенациональной социал-демократической партии «Азат», «неустойчивости и общественной опасности, исходящей от авторитарного государства». Другое дело, что в силу разных факторов сами они пока не в состоянии предпринять что-то такое типа проведения многотысячных акций протеста по всей республике, чтобы заставить власть для начала считаться с ними.

JEEN : Какие уроки вынес Казахстан из событий в Кыргызстане?

А.Ч.: Если взять действующую власть, то объективности ради надо отметить, что кое-какие уроки для себя из событий в Кыргызстане, как 2005 года, так и нынешних, она все-таки извлекла. Тем более, что экономический кризис, протекающий с августа 2007 года, еще не прошел, и на этом фоне настроения значительной части населения все больше и больше приобретают характер социального недовольства и протеста.

В этих условиях власти в последнее время вынуждены проводить своего рода политику «умиротворения» оппозиции и протестно настроенных слоев населения. В результате путем переговоров им удалось, к примеру, добиться отказа представителей национал-патриотических кругов от проведения в декабре прошлого года голодовки протеста против принятия Доктрины национального единства Казахстана. А на днях они склонили представителей некоторых молодежных организаций к отказу от проведения митинга, который был запланирован на 11 апреля.

С другой стороны, назвать это однозначным плюсом для оппозиционных сил и общества в целом нельзя. Вместо системного политического диалога с оппозицией власти предпочитают точечное реагирование на ее отдельные выпады. Вместо же принятия кардинальных мер по улучшению социально-экономического положения республики и ее граждан они пытаются «заглушить» всплески социального недовольства единичными мерами в отдельно взятых локальных точках, как это недавно было в Жанаозене.

Что касается оппозиции, то, на мой взгляд, проведение теми же движением «Защита независимости» и молодежными организациями заявленных ими акций протеста вызвало бы намного больший эффект в обществе, чем их отмена. Конечно, доводить ситуацию до погромов и человеческих жертв ни в коем случае не следует. Но, с другой стороны, если уж и идти на уступки и компромиссы по отношению к властям, то только на существенные и принципиальные, способные внести заметный перелом в отношениях между ними и оппозицией. Пока же последняя ничего серьезного от властей не добилась, что дало им карт-бланш на принятие новых мер воздействия. В результате, к примеру, вслед за искусственным затягиванием с регистрацией Народной партии «Алга!» отказ в перерегистрации получила и ОСДП «Азат».

В целом же, казахстанской оппозиции нужно учиться у своих киргизских единомышленников навыкам работы с населением, особенно в регионах, способностям мобилизовать своих сторонников, решительно отстаивать свои законные права и интересы, в том числе путем проведения акций протеста, и брать на себя ответственность в сложных и критических ситуациях. Но еще большие уроки от событий в Кыргызстане должна извлечь для себя «Ак Орда». Прежде всего, правящей элите нужно четко понять, что никакая авторитарная власть не устойчива, а терпение народа - не вечно. Тем более, что далеко ходить за подобными уроками и не надо. Достаточно вспомнить события в алматинских микрорайонах «Бакай» и «Шанырак» в 2006 году.

JEEN : Пострадал ли казахстанский бизнес в Кыргызстане?

А.Ч.: Если среди магазинов, разграбленных мародерами в Бишкеке, были принадлежащие гражданам Казахстана, то да. Видимо, главным образом речь идет здесь о субъектах малого и среднего бизнеса. Тогда как из «дочерних» структур казахстанских банков тревожных сигналов пока не поступало. Но в целом какого-либо бегства казахстанских капиталов из соседней республики пока не наблюдается. Хотя, скорее всего, на определенный период времени объем казахстанских инвестиций в Кыргызстан снизится.

Многое будет также зависеть от взаимоотношений конкретных казахстанских предпринимателей с новыми киргизскими властями. Возможно, что кое-кто из них испытывал различные проблемы, подвергался всевозможному прессингу, был вынужден постоянно откупаться от чиновников и т.п., при прежней администрации. А теперь может вздохнуть спокойно. И, наоборот, могут пострадать те, кто пришел на рынок Кыргызстана и действует здесь с нарушениями местных законов и благодаря коррупционным отношениям.

Надо также сказать, что события в Кыргызстане в той или иной степени затронули интересы казахстанских предпринимателей и на территории своей страны. В частности, из-за закрытия границы заинтересованные лица не могут получать товар как из самого Кыргызстана, так и из других государств, следующих транзитом через него. Помимо этого с 8 и предварительно до 19 апреля приостановила воздушное сообщение с Кыргызстаном авиакомпания «Эйр Астана».

JEEN : Как Вы полагаете, что Казахстан может предпринять по отношению к Кыргызстану, будучи председателем ОБСЕ?

А.Ч.: Будучи председателем ОБСЕ, Казахстан вынужден выражать свою реакцию на события в Кыргызстане в несколько смягченных тонах. Именно это и проявилось в заявлении Каната Саудабаева в телефонном разговоре с министром иностранных дел КР Кадырбеком Сарбаевым. Выразив глубокую озабоченность в связи с беспорядками в Кыргызстане, председатель ОБСЕ вместе с тем сказал, что «ОБСЕ признает наличие глубоких долгосрочных политических, экономических и социальных проблем, лежащих в основе беспорядков, которые необходимо решать на основе широкого политического диалога, и организация готова содействовать такому диалогу».

От лица ОБСЕ Саудабаев также призвал «к спокойствию и сдержанности все стороны» и выразил надежду «что власть и оппозиция проявят политическую волю и мудрость в совместном разрешении противоречий в интересах народа Кыргызстана». Кроме того, он дал поручение направить в Кыргызстан директора Центра по предотвращению конфликтов Секретариата ОБСЕ Гербера Зильбера, а также назначил специальным представителем действующего председательства Казахстана в ОБСЕ по Кыргызстану вице-спикера Мажилиса Парламента Жаныбека Карибжанова.

Тем самым Казахстан пытается использовать имеющиеся в его распоряжении механизмы многосторонней дипломатии в рамках ОБСЕ в целях влияния на стабилизацию ситуации в соседнем Кыргызстане. Но, руководствуясь здесь, прежде всего, своими собственными интересами. В целом, взяв на себя в контексте председательства в ОБСЕ задачи по содействию в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе и в других «горячих точках», Казахстану теперь предстоит проявить свои соответствующие способности в родном Центрально-азиатском регионе. И от того, насколько он сумеет здесь подняться над своими национальными интересами и максимально мобилизовать инструментарий ОБСЕ для содействия стабилизации ситуации в Кыргызстане, будет зависеть рост его авторитета в глазах мирового сообщества.

Материал подготовил: Александр Поляков

При перепечатке ссылка на JEEN обязательна

j-een.com

Предыдущая статьяwww.24.kg - КЫРГЫЗСТАН » Временное правительство отправило в отставку руководство Генпрокуратуры и Судебного департамента Кыргызстана
Следующая статьяИ.Гук: Труба - не дура. Казахстан ужесточает ответственность за несанкционированное подключение к магистральным трубопроводам