CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Гундогар :: Мышь под веником

26 апреля 2010

Мышь под веником

26.04.2010, Гундогар

Нургозель Байрамова

Туркменские граждане в Киргизии были брошены на произвол судьбы

Президент Белоруссии, в отличие от президента Туркменистана, посчитал для себя невозможным оказаться «мышью под веником». А может ли быть для главы государства более унизительное положение?!

Уже более двух недель центральноазиатский регион находится в зоне повышенной политической активности. События этих дней в Киргизии - от массовых народных волнений до капитуляции президента Бакиева и его бегства из страны - заполняли теле- и радиоэфир, а также электронные и «бумажные» СМИ, без преувеличения, всего мира. В процесс урегулирования непростой ситуации в этой маленькой стране были втянуты главы многих государств и международных организаций, политические деятели, правозащитники, юристы. Одни предлагали свою поддержку и помощь свергнутому президенту Курманбеку Бакиеву, другие - временному правительству страны во главе с авторитетным в международных кругах политиком Розой Отунбаевой.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, только что завершивший свой вояж в государства Центральной Азии, направил в Киргизию своего заместителя - исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН Яна Кубиша.

Находясь в Киргизии буквально за два дня до известных событий, генсек ООН получил несколько тревожных сигналов. Представители оппозиции, правозащитных организаций и СМИ провели демонстрацию у входа в здание представительства ООН в Бишкеке. Демонстранты требовали призвать власти неуклонно соблюдать права человека и обеспечить выполнение обязательств, принятых в рамках международных договоров. Кроме того, накануне визита Пан Ги Муна в Бишкек лидеры оппозиции выступили с совместным обращением и призвали мировое сообщество больше не выделять средств режиму Курманбека Бакиева, «так как деньги оседают в карманах семьи президента и приближенных к нему госчиновников». Генсек отреагировал на сигналы и в беседе с Бакиевым высказал пожелание «соблюдать политику демократических завоеваний, независимых СМИ и свободы прессы». Однако, как оказалось, было уже поздно:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также направила в Киргизию своего спецпосланника - вице-спикера казахского парламента Жаныбека Карибжанова. Ему в поддержку в Бишкек вылетел директор расположенного в Вене Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов Херберт Зальбер.

Нурсултан Назарбаев: «Надо сначала накормить народ»

Следует отметить, что Казахстан вообще проявил особое отношение к событиям в Киргизии. Будучи не только соседним государством, имеющим протяженную - более тысячи километров - границу с Киргизией, но и приняв на себя в нынешнем году функции председателя ОБСЕ, Казахстан активно включился в разрешение конфликта. Уже буквально на второй день «тюльпановой революции-II» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал заявление, в котором подчеркнул, что он «с большим сожалением» смотрит на это событие: «Мне просто жаль очень близкий нам братский киргизский народ, который перманентно входит в такую пучину: Не политикой надо заниматься, не баррикадами. Надо заниматься тем, чтобы сначала накормить народ, дать ему работу», - заявил он в интервью телеканалу «Евроньюс».

15 апреля Курманбек Бакиев покинул свою страну и объявился на территории северного соседа - Казахстана. «Выезд Курманбека Бакиева из Кыргызстана исключил возможность гражданской войны», - заявил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев, выступая на брифинге в Бишкеке, куда он прибыл несколькими днями позже, чтобы договориться об оказании гуманитарной помощи населению Киргизии. «В этот трудный час мы рядом с вами. Мы сейчас определяем ваши самые острые потребности - это и ГСМ, и удобрения, и семена. Все, что нужно для этого, Казахстан в меру своих возможностей в скорейшее время, буквально в эти дни, будет поставлять», - пообещал глава МИД Казахстана. Кроме того, К. Саудбаев подчеркнул необходимость обеспечения временным правительством Киргизии правопорядка и верховенства закон, чтобы иметь возможность на основе этих мер заниматься насущными экономическими проблемами.

Некоторые наблюдатели склонны считать, что именно под влиянием Нурсултана Назарбаева Бакиев подписал свое заявление об отставке и направил его в Бишкек. Не обошлось тут и без вмешательства России, занявшей довольно жесткую позицию, выраженную словами « в Москве больше не рассматривают Бакиева как президента Киргизии». Киргизские события заставили президента России Дмитрия Медведева сделать неутешительный вывод: никто не застрахован от сценариев, подобных киргизскому, «если люди недовольны властью, если власть не предпринимает необходимых усилий для того, чтобы поддержать людей, решить их наиболее важные проблемы: когда власть теряет контакт с народом».

Об этом стоило призадуматься и Исламу Каримову, президенту страны, где контакт власти с народом потерян уже давно и даже гораздо раньше, чем прозвучали в 2005 году выстрелы в Андижане. 19 апреля Каримов прибыл с рабочим визитом в Москву, причем, чтобы сразу расставить точки над i, заявил, что его визит «не носит спонтанный характер» и не связан с событиями в Киргизии, как могут предположить некоторые журналисты и политологи. В Москву он приехал вовсе не для того, чтобы исключить в Узбекистане киргизский сценарий, и не для того, чтобы искать защиты лично для себя.

Ислам Каримов: «В Узбекистане с восторгом за Киргизией не следят»

Ислам Каримов недаром считается одним из наиболее рьяных борцов со свободой слова, прессой и журналистами. Полностью контролируя узбекские источники информации и не допуская «вольностей» в оценке событий в Киргизии, он счел нужным выразить свое отношение к российским СМИ: «Комсомолка» пишет, что руководство соседних с Киргизией республик с ужасом взирает на события в этой стране. А народы этих стран, наоборот, с восторгом. Так вот я вас уверяю, что никто в Узбекистане с восторгом за Киргизией не следит. Если есть желающие, приезжайте и посмотрите сами».

Ранее МИД Узбекистана сделал заявление, подчеркнув в нем, что «события, происходящие в Кыргызстане, - это, в первую очередь, дело Киргизской Республики», а также сообщив о принятии временных мер по ужесточению пограничного режима на границе Узбекистана и Киргизии «в целях недопущения дестабилизирующего воздействия этих событий» на соседние районы Узбекистана.

Ислам Каримов очень внимательно отслеживает все, что происходит в Кыргызстане, отметил на пресс-конференции в Москве бывший - с 2005 по 2007 г. - премьер-министр Киргизии, председатель оппозиционной партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов, отметив при этом, что реакция Каримова «адекватная».

Также адекватной можно назвать реакцию другого соседа Киргизии - Таджикистана: представитель МИД этой страны уже 8 апреля выступил с заявлением, отметив, что МИД Таджикистана внимательно следит за развитием ситуации в Киргизии, а таджикские дипломаты - за тем, чтобы граждане Таджикистана на территории Киргизии не пострадали. Кроме того, МИД Таджикистана обратился к противоборствующим сторонам с настоятельным призывом «воздержаться от применения насилия, чтобы избежать кровопролития».

Курбанкули Бердымухаммедов: «Сitius, altius, fortius!»

Если оценивать с точки зрения адекватности поступки и реакцию глав центральноазиатских государств на события в Киргизии, следует сделать однозначный вывод: президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов явно неадекватен. В дни, когда на улицах Таласа и Бишкека лилась кровь, толпы недовольных громили магазины и избивали милиционеров, из окон президентского дворца велся огонь «на поражение», а Бакиев метался по стране в поисках укрытия, СМИ, внешнеполитическое ведомство и сам президент Туркменистана о событиях в Киргизии хранили гробовое молчание. Впрочем, им было явно недосуг: телевидение и газеты были мобилизованы на освещение общенациональной спартакиады, а также посещения Бердымухаммедовым Военной академии, где «воодушевленные физической закалкой и морально-волевыми качествами президента» туркменские воины могли наблюдать как он вместе с министрами, генералами, вице-премьерами и депутатами парламента, окруженный многочисленной охраной, весело гоняет футбольный мяч.

МИДу же было не до веселья: буквально накануне международная гуманитарная организация «Врачи без границ» объявила о предстоящей презентации своего доклада «Туркменистан: непрозрачная система здравоохранения». От этого доклада туркменские власти, учитывая его название, а также скандальный уход организации из Туркменистана, не ожидали ничего хорошего, ибо составители доклада пообещали предать гласности некоторые ключевые вопросы системы здравоохранения Туркменистана и выразить озабоченность по поводу той неприглядной роли, которую играют в Туркменистане международные организации. «Священной корове» туркменского президента - здравоохранению, а также его статусу вселенского миротворца грозила опасность, и МИД готовился к ответным действиям.

Туркменские граждане в Киргизии были брошены на произвол судьбы

Представить себе, как волновались родители студентов, вопреки указанию минобразования продолжавших обучение в вузах Бишкека, даже не берусь. При том, что многие в Туркменистане имеют, помимо официальных, некоторые иные источники информации, а следовательно, могут воочию увидеть толпы вооруженных демонстрантов и услышать звуки стрельбы, об обращении за помощью в какие-либо инстанции не могло быть и речи. Самое большее, на что могли рассчитывать бедные родители, лишенные в эти дни связи со своими детьми, это услышать злорадное: «А мы вас предупреждали: Теперь пеняйте на себя».

Остается лишь гадать, чем был вызван отказ Туркменистана отправлять своих студентов в Киргизию: простым капризом, боязнью заражения туркменской молодежи бациллами киргизской фронды либо чем-то еще. Маловероятно, что в Ашхабаде предполагали, что в Киргизии готовится «вторая тюльпановая». Кроме того, туркменская сторона не торопилась и с открытием посольства в Бишкеке, хотя этот вопрос, наряду с развитием контактов в гуманитарной сфере, в том числе в области образования и здравоохранения, а также расширением нормативно-правовой базы между Киргизией и Туркменистаном, обсуждался во время встречи Бердымухаммедова с министром иностранных дел Киргизии Эднаном Карабаевым еще в середине 2007 года.

Не пришлось и Курманбеку Бакиеву, будучи президентом Киргизии, посетить Ашхабад. В августе 2007 года, находясь в Бишкеке в качестве почетного гостя 7-го саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что явилось своего рода интригой мероприятия, Курбанкули Бердымухаммедов приглашал президента Бакиева посетить с официальным визитом Туркменистан.

В сентябре 2008 года в Ашхабад прибыл министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики Сапарбек Балкибеков. Повод для визита был достаточно весомым: Киргизии нужен был туркменский газ, по крайней мере, 1 млрд кубометров в год, о чем и шла речь во время встречи министра с президентом Туркменистана. Собеседники обсуждали возможности и условия поставок газа, одним из которых, в соответствии с неоднократно озвученной позицией туркменской стороны, являлась продажа газа на своей границе с дальнейшим транзитом через территорию Узбекистана.

Но не так уж далеко от Туркменистана Киргизия и не так прохладны отношения между ее главами, чтобы напрочь забыть о высказанной некогда Бердымухаммедовым «приверженности узам братства двух народов, объединенных сегодня общей целью сохранить и приумножить традиции сотрудничества в новую историческую эпоху». Узы братства оказались настолько непрочными, что не позволили Туркменистану не только принять участие в судьбе киргизского народа и высказать соболезнование в связи с гибелью людей, но даже позаботиться о туркменских гражданах, оказавшихся в эти дни на территории Киргизии.

Когда горит дом соседа

Вместо этого президент в сопровождении многочисленных гостей отправился на каспийское побережье, где участвовал в торжествах по случаю открытия новых объектов Национальной туристической зоны «Аваза». Разумеется, президента по сложившейся со времен Ниязова традиции сопровождали главы аккредитованных в Туркменистане дипломатических миссий. Вполне вероятно, что среди них был и посол Киргизии Борубек Аширов, к слову сказать, уроженец Таласского района, ставшего в эти дни эпицентром массовых волнений. Песни, танцы, слова восхваления в адрес хозяина праздника, вероятно, болью отзывались в сердце киргизского посла: на его родине пролилась кровь, а здесь - веселье, музыка, фейерверки, карнавал ...

Что касается простых туркменских граждан, информация о массовых волнениях в Киргизии, свержении президента и возможных перспективах развития событий, конечно же, обсуждались и обсуждаются, даже несмотря на угрозы попасть на заметку многочисленных сотрудников правоохранительных органов. И неизбежно возникают вопросы: почему же наш президент молчит, почему не дает оценку происходящему, не успокаивает тех, у кого в Киргизии есть родные и близкие?

Неожиданно для всех ответ на этот вопрос дал президент Белоруссии Александр Лукашенко, предоставивший убежище опальному Курманбеку Бакиеву после того, как он покинул Казахстан. Выступая в белорусском парламенте, Лукашенко сказал: «Наверное, не очень было бы вам приятно, если бы я сидел как мышь под веником и не реагировал на то, что происходит в дружественной нам стране. В конце концов, ты президент или не президент?» Он подтвердил, что принял решение о приезде Бакиева в Минск в одиночку («Это мое личное решение как президента и как человека») и готов обеспечить ему безопасность, медицинскую помощь, а возможно и предоставить работу («Президент я или нет?!»).

Еще много о чем порассказал Лукашенко депутатам: и о том, как вывезли Бакиева из Джалал-Абада, и о том, что в Казахстане его насильно заставили написать заявление об отставке: «Его [Бакиева] просто оттуда вывезли, запугивая, нагнетая обстановку вокруг, и жестко заставили написать это заявление. Если оно еще написано: Я этого не знаю. Он, по крайней мере, об этом не говорил. Но даже если написано, я представляю, в каких условиях это сделано». Говорил о семье бывшего президента: «На грудь наступили коленом, дети малые, семья рядом, и давят со всех сторон: если ты не согласишься: будет война. Тут стреляют, канонада: Вы понимаете его положение? Не дай бог кому-то оказаться в этой ситуации».

Прав белорусский батька или нет, защищая Бакиева - сейчас вопрос не в этом. Вопрос в том, что президент Белоруссии, в отличие от президента Туркменистана, посчитал для себя невозможным оказаться «мышью под веником». А может ли быть для главы государства более унизительное положение?!

... Стабильность, нейтралитет, Золотой век, эпоха нового Возрождения - пустые слова в государстве, где президент боится сказать правду своему народу.

Недавно известный российский публицист Виктор Шендерович так комментировал события «второй тюльпановой революции»: «Я был в Киргизии летом, ничего не предвещало [этих событий]: Стабильность, стабильность, стабильность, а потом - сразу «талас»!» И еще он отметил сугубо «азиатскую» закономерность: чем глубже нищета, тем больше размер портрета президента. И тем их больше, добавим мы.

В заключении хочется привести весьма поучительное высказывание Горация - поэта римского «золотого века», чье творчество пришлось на эпоху гражданских войн конца Римской республики: «Когда горит дом соседа, ваше собственное имущество подвергается риску».

Специально для «Гундогара»

gundogar.org

Предыдущая статьяCA-NEWS : Uzmetronom: Курманбек Бакиев явно не интеллигент
Следующая статьяВЕДОМОСТИ - «В Лондоне долго не задержусь», - Мухтар Аблязов, председатель совета директоров «АМТ банка»