Афганское наркопроизводство - вызов мировому сообществу
Наталья Харитонова, к.и.н., координатор JEEN, специально для «Новой» - Казахстан»
10.06.2010 г., novgaz.com
В Москве прошел Международный форум "Афганское наркопроизводство - вызов мировому сообществу", организованный РИА «Новости» и Федеральной службой по контролю за незаконным оборотом наркотиков (ФСКН). Накануне, в ходе видеомоста Москва - Вашингтон, российские и американские эксперты высказали мнение, что проблему афганского наркотрафика необходимо решать на международном уровне, разрабатывая для этого комплексный подход. Фактически констатируется факт, что все предпринимаемые до настоящего момента меры сколько-нибудь значимого результата не дали. Об этом свидетельствуют цифры - по разным данным, на территории Афганистана производится более 90% героина, потребляемого в мире.
Проблема афганского наркотрафика действительно приняла угрожающие масштабы. По данным ООН, Россия занимает первое место в мире по потреблению героина. Ежегодно здесь от афганских наркотиков погибает более 30 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем во время всей афганской войны.
Во-первых, предполагается, что основную ответственность за борьбу с афганским наркотрафиком должны взять на себя США. Причем не только потому, что они фактически руководят операцией "Несокрушимая свобода", но и потому, что с момента вторжения сил коалиции в Афганистан производство наркотиков неуклонно растает.
Известно, что талибы, придя к власти, в принципе были против производства наркотиков и использовали наркоторговлю только как временное финансирование в условиях партизанской войны.
В то же время ожидать от США каких-либо серьезных мер по борьбе с наркотрафиком бесперспективно. Наркотрафик для них - это своеобразный рычаг воздействия на ситуацию в Афганистане. Ведь производство и торговля наркотиками - это основной способ финансирования полевых командиров, и удар по наркотрафику многократно усилит активность этих групп против сил коалиции. Выходит, что наличие наркотрафика снимает остроту противостояния в этой стране. Заявления спецпредставителя по Афганистану и Пакистану Ричарда Холбрука относительно того, что США "не могут отвлекаться на борьбу с трафиком", так как на первом месте у них стоит борьба с главным врагом - Аль-Каидой, эту позицию подтверждают. Р. Холбрук летом 2009 г. признал также, что затраты на уничтожение посевов опиумного мака не принесли положительных результатов, и сообщил, что отныне стратегия будет основываться на мерах по пресечению наркопотоков и аресту наркобаронов, организующих каналы поставок. Кроме того, как опять же заявил Р. Холбрук, с учетом роста безработицы уничтожение маковых плантаций не только бесполезно и неэффективно, но и контрпродуктивно, поскольку афганские крестьяне могут перейти на сторону талибов. Позже сообщалось, что США не могут заставить афганских крестьян не выращивать мак, так как им пока нечего предложить взамен.
Во-вторых, внешние силы, осуществляя политику в Афганистане, всегда преследуют только собственные интересы, причем, как правило, без глубокого анализа ситуации внутри страны и уже тем более без учета афганских интересов. Это ущербная практика. Афганистан нельзя рассматривать как "азиатскую Колумбию" - где у власти пребывают исключительно наркобароны. В Афганистане имеется традиционно развитая политическая система.
Определяющую роль здесь могла бы сыграть Россия - как страна, в наибольшей степени страдающая от афганского наркотрафика.
Россия может найти союзников в лице ЕС (например, Германию, которая проводит самостоятельную политику в Афганистане), Ирана (эта страна принимает жесткие меры по противодействию афганскому наркотрафику) и Китая.
Особняком здесь стоит вопрос взаимодействия со странами Центральной Азии, потому что абсолютно ясно, что транзитным звеном между Россией и Афганистаном являются именно эти страны. Специалисты считают, что сейчас основной поток афганских наркотиков проходит через Таджикистан и Кыргызстан. Что касается Туркменистана, то при Ниязове трафик афганских наркотиков через территорию этой страны не поддавался учету и осуществлялся при непосредственной поддержке спецслужб. Сейчас, при Бердымухамедове, который в отличие от Ниязова предпочитает выстраивать отношения с официальным Кабулом, предпринимаются меры (пока декоративные) по противодействию наркотрафику. Тем не менее у России в Центральной Азии есть, по меньшей мере, два союзника - Казахстан и Узбекистан, руководство которого заинтересовано в устранении наркотрафика, так как, в частности, в Ферганской долине это способ финансирования исламистских структур, с которыми многие годы ведется активная борьба.