Вежливый отказ?
Амиржан Косанов, генеральный секретарь ОСДП «АЗАТ», специально для «Новой» - Казахстан»
10.06.2010 г., novgaz.com
Президент хоть и отказался подписывать этот одиозный закон, но не наложил, как полагается, на него свое вето. А это значит, что через месяц закон сам по себе вступит в силу
Закон «О лидере нации» может вступить в силу даже помимо воли президента
Итак, свершилось то, о чем говорили немногие аналитики, сведущие в тайных помыслах и явных делах Ак-Орды. А именно: президент не стал подписывать ставший в одночасье одиозным проект, прозванный в народе Законом «О лидере нации». Парламент, как у нас водится, согласился с мнением президента. Хотя буквально вчера депутаты пели либретто совсем по другому тексту.
Конечно, многие, не вдаваясь в юридические тонкости, сразу же восприняли такой шаг президента как «несомненный успех демократии» и «свидетельство стремления главы государства искоренить все возрастающий культ собственной личности». Звучало вполне убедительно.
Но, признаемся, сам текст «отказного» заявления президента довольно противоречив.
Например, он говорит: «Все вы знаете, что я всегда решительно прекращаю все славословия в мой адрес, все предложения о том, чтобы особо отметить роль моей личности. Я, как действующий президент, был всегда против портретов на денежных знаках, званий и прочей суеты вокруг этого вопроса. Я всегда стараюсь быть выше всяческого тщеславия». Похвально и достойно всяческой поддержки!
Но в то же время он заявляет: «Я положительно и с пониманием воспринимаю решение парламента о законодательном закреплении статуса "Елбасы" (лидер нации), поскольку это уже утвердилось в общественном сознании». То есть президент публично не приструнил горе-подхалимов, дискредитирующих и себя, и его, и страну в целом. И это важный момент - и политический, и моральный!
В какой части одного текста искренен наш президент? Хочется надеяться, что первая самокритична.
Совершенно прав глава государства относительно членов своей семьи: «Они, как и другие граждане, имеют право работать по избранной специальности либо находиться на общественно-политической работе, заниматься бизнесом. Но так же, как и все другие казахстанцы, не должны нарушать закон, перед которым все граждане равны».
Но, сказав «А», надо сказать и «Б»! То есть члены семьи действующего президента, как одна известная родственница Цезаря, своим поведением и делами должны быть вне подозрений: общества, независимых СМИ и критиков! А это значит, что в первую очередь надо дать обстоятельные и достоверные ответы относительно некоторых их деяний, описываемых некоторыми СМИ. Признаюсь, для меня стало откровением то, что, пожалуй, первый раз президент так открыто и по-человечески высказался по поводу своего старшего зятя:
Все понимают, что президент по рядовому поводу и без конкретного замысла не будет выступать с таким широким и всеобъемлющим заявлением.
Оказалось, что собака зарыта совсем в другом месте. И этого места нет в тексте заявления главы государства.
Многие аналитики на неделе уже писали об этом. Потому не хочу повторяться. Лишь отмечу кратко: президент хоть и отказался подписывать этот одиозный закон, но не наложил, как полагается, на него свое вето. А это значит, что через месяц закон сам по себе вступит в силу. Даже без подписи президента. Эдакое недо:вето!
Ход со стороны Ак-Орды, конечно, простой. И гениальный.
С одной стороны, не подписывая не соответствующий элементарным нормам демократии закон (об исторической справедливости и моральной стороне я пока промолчу), президент не подставляется. Наоборот, как бы являет миру свое цивилизованное лицо.
С другой стороны, цель-то достигается, ибо закон принимается. И лидер нации сыт, и депутаты целы?
Во всей этой ситуации мне не нравится одна вещь. Она, скорее всего, не политического, а морального порядка.
Суть ее в следующем. Кто вовлекает президента в такие простые и легко просчитываемые игры?
Например, желает президент в душе, чтобы такого рода закон был принят, пусть так и скажет своим согражданам! Ведь и раньше принимались законы под президента. Меняли даже Конституцию за 17 минут. И ничего, сошло же с рук.
Почему на 20-м году правления президенту приходится принимать участие в таких политических балаганах?
И почему он на это идет? А может, это его личная инициатива?
Вот, пожалуй, главный вопрос текущего состояния одного отдельно взятого законопроекта.
Да и всего текущего момента тоже.