«Economist»: Мир в Кыргызстане все еще остается зыбким
02.07.10 17:27, Zamandash press
Лучше, чем ожидали и опасались
Однако правительство все еще борется.
Пепел еще кружится над этим торговым центром Шелкового Пути, спустя лишь две недели после худшего насилия в постсоветской истории Центральной Азии. Несмотря на это, 27 июня разнообразные этнические группы Кыргызстана мирно проголосовали в референдуме по принятию новой Конституции. Проголосовало почти 70% избирателей, имеющих право голосовать. Примерно 90% из голосов были в поддержку референдума. Иностранные наблюдатели поздравили временное правительство страны с хорошо выполненной работой. Это было облегчение после хаоса, который охватил Кыргызстан с апреля, когда в результате уличных восстаний был свергнут бывший президент страны Курманбек Бакиев, а на его место пришло временное правительство по главе в Розой Отунбаевой. В начале июня столкновения на этнической почве разгорелись на юге страны, погибло тысячи людей. До 400 тысяч человек были вынуждены бежать из страны.
Правозащитные организации просили Отунбаеву отложить голосование, опасаясь низкой явки и насилия. Но все же, даже на юге, как говорят сотрудники избирательной комиссии, проголосовало 50% населения. Несмотря на некоторые явные нарушения, избиратели решительно поддержали новую Конституцию, которая устанавливает парламентскую республику и лишает президента существенных полномочий. Отунбаева будет оставаться президентом в течение 18 месяцев, но потом она не сможет баллотироваться на выборах в следующем году. «Люди поставили точку в эпохе авторитаризма и семейственного управления», - заявила она.
Президент России Дмитрий Медведев занял более пессимистичную позицию, предсказывая «крах государства». Однако Россия, несмотря на все притязания на сферу «привилегированных интересов», выглядела бессильной в Кыргызстане после отказа просьбе направить войска для прекращения насилия.
Избиратели расценивали референдум как выбор между парламентской демократией с номинальным президентом и дальнейшей нестабильностью и насилием. Большинство сказали, что они проголосовали за «мир и стабильность». «Я пришла проголосовать за лучшую жизнь», - сказала 70-летняя Кымбат Доомотбекова на избирательном участке в одной из бишкекских школ.
И всё же референдум может быть отвлекающим фактором. Новое правительство изо всех сил старается завоевать доверие на юге - особенно среди этнических узбеков, для кого обеспечить безопасность невозможно. Тысячи человек продолжают жить в палатках неподалеку от границы с Узбекистаном. Этнические кыргызы говорят, что зачинщиками насилия были узбеки, и что кыргызы также были убиты во время погромов. Всё же большинство домов, разрушенных в городе Ош, ставшим центром конфликта, находились в узбекских кварталах. Власти Кыргызстана арестовывают видных узбекских политических деятелей. Некоторые узбеки обсуждают вопрос о партизанском движении. В такой обстановке единственная надежда на урегулирование может заключаться в объективном расследовании, говорит ошский эксперт по разрешению конфликтов Назира Сатывалдиева. Однако правительство противится призывам о проведении независимого расследования. И если учитывать сообщения о том, что некоторые кыргызские солдаты встают на сторону «своих», а чиновники подвергают нападкам правозащитников, гармония является неуловимой. Парламентские выборы, назначенные на осень, кажутся столь далекими. И по «героиновой магистрали» от Афганистана в Европу, оружие найти не трудно.
«Economist», 1 июля 2010 года Перевод - «Zpress.kg»