Душанбе старается сотрудничать с Тегераном, не раздражая Запад и Россию
13 июля 2010, 11:59, CA-NEWS (TJ)
CA-NEWS (TJ) - Таджикистан старается сотрудничать с Ираном, при этом постоянно оглядывается на Запад и Россию.
Назарали Пирназаров, CA-News, Душанбе
Широкий круг сотрудничества обсуждены на встрече президента Таджикистана Эмомали Рахмона и госсоветника, главы аппарата президента Ирана Исфандиёра Рахим Машои в Душанбе в понедельник.
Как сообщает пресс-служба Рахмона, в центре внимания сторон были вопросы реализации ранее достигнутых договоренностей о сотрудничестве между «двумя дружественными странами, имеющие общий язык», в сферах энергетики, транспортной инфраструктуры, транзитных грузоперевозок и промышленности.
«Особое внимание было уделено вопросам укрепления военно-технического и научно-культурного сотрудничества, - отметили в пресс-службе главы государства. - Стороны также обменялись мнениями по некоторым вопросам регионального и международного характера, а также по развитию трёхстороннего сотрудничества между Таджикистаном, Ираном и Афганистаном».
Диапазон сотрудничества расширяется
По словам Машои, в ходе беседы с Рахмоном было отмечено, что стороны не задействовали потенциал взаимодействия для расширения сотрудничества между двумя странами.
«Мы обсудили вопросы вывода отношений Ирана и Таджикистана на новый уровень», - заявил он журналистам после встречи с Рахмоном.
В МИД Таджикистана заявляют, что общность исторических корней, близость языка, культур, религии, нравов и традиций создали социально-психологическую базу для развития сотрудничества. «Расширяется диапазон сотрудничества в различных областях, - отмечают в МИД. - Контакты в торгово-экономической, культурной и социальной сферах наполнились новым содержанием». В министерстве уверены, что «сотрудничество двух стран нацелено на долгосрочную перспективу».
Сдать ГЭС в намеченные сроки!
Иран - шестой по объему торговый партнер Таджикистана. По итогам 2009 года, товарооборот между двумя странами упал на 41% до 127,5 млн. долларов США.
Исламская Республика также является одним из крупных инвесторов экономики Таджикистана в сфере энергетики, транспортной инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства. На сегодняшний день в Таджикистане действуют порядка 150 предприятий с участием иранского капитала.
В настоящее время на реке Вахш при участии иранского капитала реализуется проект по вводу в эксплуатацию ГЭС «Сангтуда-2», с ходом строительства которой, Машои ознакомился во время своего начавшегося в субботу визита в Таджикистан. По его словам, задержка железнодорожных вагонов со стройматериалами в Узбекистане стали причиной переноса срока сдачи в эксплуатации завершения строительства первой очереди этой станции на полгода. В то же время, он отметил, что строители ускорят темпы реализации проекта.
«Строители ускорят темпы работ и сделают все возможное, чтобы сдать объект в эксплуатацию в намеченные сроки», - сказал Машои. Первую очередь станции планируется запустить к концу года.
Установочная мощность станции, на которой будут установлены два агрегата, составит 220 МВт. Вклад иранской стороны в проект составит 180 миллионов долларов США, таджикской стороны - 40 миллионов долларов.
Стройплощадки Сангтудинской ГЭС-2 расположены в 120 километрах юго-восточнее Душанбе. Проектируемая высота плотины 31 метр. Строительство объекта началось в феврале 2006 года. В соответствии с подписанным соглашением, в течение 12,5 лет после сдачи в эксплуатацию ГЭС «Сангтуда-2» будет эксплуатировать Иран, и все доходы будут принадлежать иранской стороне, после чего ГЭС перейдет в полную собственность Таджикистана.
В январе этого года иранская сторона выразила заинтересованность в строительстве ГЭС «Айни», мощностью 150 МВт на севере республики, Шурабской ГЭС на реке Вахш, мощностью 870 МВт, и малой гидроэлектростанции на реке Искандардарье, мощностью 21 МВт.
Воссоединить Хорасан
В рамках своего визита в Таджикистан, который завершается во вторник, Машои принял участие в церемонии закладки первого камня в фундамент «Хонаи Эрон» («Иранского дома») в Душанбе, раскинувшегося на площади в 25 тыс. квадратных метров. Он призван ознакомить многонациональный народ Таджикистана с историей, культурой и традициями Ирана.
Это первый такой центр за пределами Исламской Республики, который будет состоять из нескольких помещений для выставок и культурных мероприятий, а также библиотеки и аудиторий по изучению языков. «Ожидается, что часть объектов этого комплекса будет сдана в эксплуатацию до конца текущего года», - добавил глава аппарата президента Ирана.
Машои, также заложил первый камень в строительство спортивного комплекса по Зурхане, который будет вторым таким комплексом в столице Таджикистана, построенным иранской стороной. Он также принял участие в церемонии открытия международных соревнований по Зурхане на Кубок Фирдавси, в которых приняли участие спортсмены из восьми стран.
Эксперты считают, что как в Таджикистане, так и в Иране присутствует идея воссоединения Великого Хорасана, однако она не может быть реализована под воздействием третьих стран, в первую очередь, России и стран Запада.
В то же время, в Душанбе опасаются иранизации таджикистанцев. Ярким тому примером является затягивание вопроса открытия персоязычного телеканала. Официальные лица Таджикистана не раз заявляли, что открытие телеканала затягивается по техническим причинам, однако в кулуарах правительства считают, что данный телеканал ввиду слабого развития телеиндустрии в Таджикистане может стать рупором иранской идеологии.
Мост общения с Западом
Эксперты едины во мнении, что Таджикистан становится все более заметным игроком в региональной и мировой геополитике, становясь своеобразным мостом между Западом и Ираном.
По словам главного редактора газеты «Факты&Комментарии» Зафара Абдуллаева, Таджикистан является единственным светским государством в персоязычной тройке и это преимущество для Ирана и Афганистана. «Мы являемся неким культурно-политическим мостом между этими исламскими странами и западным сообществом, многие элементы которого мы имеем в своей системе», - писал он в своей статье «Мост геополитического масштаба» в марте прошлого года.
Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров считает, что Исламская Республика в своей политике в Центральной Азии всегда учитывала не только свои национальные, но и законные интересы России. По его словам, внешнеполитический подход Ирана к Таджикистану «всегда был очень корректным, чтобы не раздражать своего российского партнера».
«Но, после того, как Россия примкнула к антииранскому альянсу и проголосовала за санкции против Ирана и после того, как с подачи России дорога в ШОС для Ирана была закрыта, Исламская Республика начала корректировать свою политику, исходя из учета собственных интересов, уже без оглядки на Россию. Этим объясняется набирающая темп активизация Ирана в Центральной Азии и на Кавказе. В частности, особенно наглядными являются новые военно-политические и торгово-экономические контакты высшего руководства Ирана с Таджикистаном», - пишет он в своей статье «Узбекистану придется прислушиваться к предостережениям Ирана» (газета «Вечерний Душанбе» от 1 июля 2010 года). Он считает, что «Иран отныне будет действовать сугубо по своему усмотрению».
Официальный Душанбе «довольно четко» определился со своими геополитическими интересами и в этой иерархии занимает заметное место Тегеран, который, в свою очередь, реализует тщательно разработанную внешнеполитическую концепцию в региональной политике. Таджикистан же, в свою очередь, старается контактировать с Ираном как с авторитетной региональной державой, но не в ущерб в налаживании полноценного диалога с Западом и Россией.