Слухи и прослушки
Арест сотрудника Генпрокуратуры породил разговоры о заговоре
3 сентября 2010г. ? 33 (911), Деловая Неделя, Казахстан
Арест подчиненного Кайрата Мами вызвал скандальный резонанс и слухи о заговоре
«ДН»
Арест сотрудниками спецслужб начальника департамента по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности Генеральной прокуратуры Мурата Мусабекова, последовавший вскоре вслед за назначением Нуртая Абыкаева на должность председателя КНБ, породил множество слухов, связывающих его с новым раундом борьбы за власть в Казахстане. Странное молчание Генпрокуратуры в первые дни после ареста, нежелание КНБ давать какую-либо информацию добавило правдоподобия анонимным посланиям, рассылаемым по СМИ и интернет-сайтам, в которых все происшедшее называется заговором против главы государства. Впрочем, это маловероятно, поскольку реакция Акорды на малейшее поползновение на верховную власть известно на примере Рахата Алиева, чья группа влияния была разгромлена за несколько недель в 2007 году.
Информацию об аресте Мусабекова со ссылкой на «источники в спецслужбах» дало агентство КазТАГ 31 августа, после чего несколько дней никто никак не комментировал эту новость. «Ему предъявлены обвинения в незаконном прослушивании телефонных разговоров высокопоставленных чиновников, а также ряд других обвинений», - цитирует агентство своего анонимного собеседника. Арест был санкционирован Сарыаркинским судом Астаны, также говорилось, что вместе с Мусабековым в СИЗО ДКНБ Астаны попали еще 2 сотрудника Генеральной прокуратуры. При этом пресс-служба КНБ предпочла сообщить, что ей обо всем этом ничего не известно.
На этом фоне в интернет-пространстве Казахстана появилось послание от некоей «группы сотрудников КНБ», которые раскрывали «подробности» и подоплеку ареста Мусабекова. Смысл этого «слива» сводится к тому, что арест сотрудника Генпрокуратуры связан с попыткой могущественного «клана южан» во главе с генеральным прокурором Кайратом Мами и завхозом президента Сарыбаем Калмурзаевым «завербовать» врача главы государства, чтобы... отравить Нурсултана Назарбаева. Впрочем, само послание было составлено таким образом, что никаких особенных доказательств в пользу этого заявления приведено не было. Зато оно «ложилось» в конспирологические версии столь внезапной смены руководства КНБ, обнажая продолжение информационных и полевых войн силовых ведомств между собой.
Лишь вчера, 2 сентября, во время брифинга его официального представителя Генпрокуратуры Нурдаулета Суиндикова было получено подтверждение информации КазТАГа. «По ситуации, связанной с Муратом Мусабековым: в последние дни появился ряд сообщений о том, что возбуждено уголовное дело. [Эту] информацию, в основном, подтверждаю, - сказал Суиндиков. - Мусабеков до последнего времени работал начальником департамента по надзору за законностью в оперативно-розыскной деятельности Генпрокуратуры. В отношении его была проведена служебная проверка, в ходе которой установлен факт разглашения служебной тайны. Мусабеков уволен с занимаемой должности».
«Прокуратурой поддержано ходатайство органов следствия об избрании в отношении Мусабекова меры пресечения в виде ареста. Судом района Сарыарка города Астаны санкционирован его арест, в настоящее время он находится под стражей, ведется следствие», - уточнил Суиндиков, подтвердив, что делом занимаются именно следователи Комитета национальной безопасности. При этом сам факт правонарушения, как выходит из заявления официального представителя Генпрокуратуры, был выявлен вовсе не вне ведомства, а «службой внутренней безопасности центрального аппарата Генеральной прокуратуры».
Также Суиндиков сказал, что «кроме Мусабекова проверка в отношении других сотрудников не проводилась, уголовные дела не возбуждались и никого, кроме Мусабекова, не задерживали». Уголовное дело в отношении задержанного, как заявили в Генпрокуратуре, было возбуждено по статьям 172 («незаконное получение, разглашение государственных секретов») и 308 («превышение власти или должностных полномочий») УК РК. По этим обвинениям ему грозит от 8 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Информацию об участии Мусабекова в заговоре Суиндиков также опроверг. «Материалы служебной проверки и уголовного дела не имеют никаких данных и сведений о заговоре. Теория или информация о существовании заговора не соответствует действительности», - сказал он.
Противостояние между силовиками из МВД, финансовой полицией и Комитетом национальной безопасности, широко освещаемое заинтересованными сторонами в прошедшие годы, похоже, продолжается. На эти аппаратные «игры» накладывается, что очевидно, также и клановое противостояние, столь традиционное для нашей страны на протяжении всех 19 лет ее новейшей истории. У этих войн за власть есть не только «герои» вроде Рахата Алиева, но и жертвы вроде генерала КНБ Жомарта Мажренова, похищенных банкиров Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова. То, что текущий политический сезон вновь начался с дележа власти, показывает, либо что столь желаемая стабильность политической системы Казахстана остается призрачной, либо что ставки в борьбе за власть возросли...