CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

nv.kz

Новый Вестник » Каменный президент на горе темиртау

22 сентября 2010

Каменный президент на горе темиртау

?36 (536) 15 Сентябрь, 2010 |

«Это интересно, креативно и красиво!»

Высечь барельеф Нурсултана Назарбаева на каменистом склоне одной из местных гор предлагает властям карагандинский предприниматель Андрей Витик.

- Президента у нас реально любят и уважают, - аргументирует свое предложение бизнесмен. - А какая достопримечательность могла бы получиться!

:В беседе с корреспондентом «НВ» Андрей Зеновьевич вспоминает подробности последнего визита Нурсултана Назарбаева в Темиртау. Президент тогда приезжал на празднование, посвященное 50-летию Магнитки. Встретился с рабочими, поделился трудовыми воспоминаниями и даже выслушал предложение переименовать город металлургов в свою честь. Тогда же и отказался: «Темиртау - это исторически!».

Президент уехал, а мысль увековечить его, видимо, осталась. И посетила теперь уже карагандинского бизнесмена Андрея Витика, когда он в очередной раз проезжал мимо Темиртау. А точнее, мимо местной горы, в окрестностях которой раскинулись дачи. Андрей Зеновьевич уточняет, что вдохновил его главным образом пример США, где еще в прошлом веке на горе Рашмор были высечены из гранита портреты четырех американских президентов (см. «Справку»).

Своим предложением Андрей Витик поделился с акимом области. «Учитывая его (президента Назарбаева - авт.) огромную популярность у нас, есть предложение высечь его барельеф из скалы в районе дач лыжной базы Темиртау, - говорится в письме, размещенном на сайте акима. - Считаю, это положило бы прекрасную традицию и принесло бы дополнительный колорит нашему городу».

- Это интересно, креативно и красиво. И в Казахстане таких прецедентов еще не было! - убеждает предприниматель. - Думаю, не одного президента можно было бы увековечить, но и другие личности, которые немало сделали для Казахстана. Аблай-хана, например. Конечно, найдутся те, кто будут за эту идею критиковать. Оппозиция, например. Но это нормально. Люди имеют право на собственное мнение. Лично я ни на какие политические или экономические дивиденды не рассчитываю. Я не чиновник и не олигарх. Мое дело - предложить.

Обращение предпринимателя без реакции не осталось. «Безусловно, эта идея вызывает интерес, - говорится в ответном письме, размещенном также на сайте акима. - Благодарим Вас за активную гражданскую позицию».

Непосредственно с бизнесменом-инициатором идеи местные власти пока не связывались. Тем временем в акимате города Темиртау корреспонденту «НВ» сообщили, что не располагают никакой информацией о предполагаемом размещении президентского барельефа на местной горе. Руководитель пресс-службы акима области Асет Нуркенов пояснил, что «вопрос пока остается открытым». Поскольку решать его следует не в Караганде, а на другом, «более высоком уровне».

- Да, думаю, процедура какая-то должна быть, - соглашается и Андрей Витик. - Это же так просто не делается. Если бы депутаты одобрили: Если бы архитекторы внесли свою лепту: Финансовые источники? Думаю, без проблем можно было бы открыть какой-нибудь общественный фонд. И люди, и предприятия поучаствовали бы в таком деле. - А вы сами выступили бы в качестве спонсора? - Без проблем!

Справка

«ХРАМ ДЕМОКРАТИИ» КАК ПРИМАНКА ДЛЯ ТУРИСТОВ

Изображения лиц четырех президентов США - Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна - высотой в 60 футов (18,6 метра) высечены в граните горы Рашмор в Блэк-Хиллз, горном районе на юго-западе Южной Дакоты и северо-востоке Вайоминга.

Впервые идея подобного памятника пришла в голову местному историку и публицисту Доану Робинсону. Реализовать сенсационный проект он намеревался для того, чтобы и в Блэк-Хиллз появилась своя достопримечательность для туристов. В 1924 году ему удалось заинтересовать этим проектом скульптора Гатсона Борглема. Первоначальный замысел был гораздо шире, нежели просто гигантские каменные портреты. Автор планировал высечь в граните все фигуры до пояса. Далее собирался проложить вдоль склона горы широкую лестницу, которая вела бы в гигантский зал, расположенный за скульптурами. В нем предполагалось хранить копию Декларации независимости, подлинники других исторических реликвий, связанных с образованием США.

Однако этим планам не суждено было сбыться. Проект монумента так и не был осуществлен полностью. В 1930 году была завершена голова Вашингтона, в 1936 году был открыт Джефферсон. В 1937 году - Линкольн и, наконец, в 1939 году была готова голова Рузвельта. Всего на создание «Храма демократии» было затрачено 989995 долларов 52 цента, из которых львиную долю выделило федеральное правительство.

Ежегодно к Черным горам приезжают около двух миллионов туристов. (Информация с сайта www.100velikih.ru)

Опрос «Нового Вестника»

А КОГО ЕЩЁ ВЫ БЫ ПРЕДЛОЖИЛИ УВЕКОВЕЧИТЬ В СКАЛЕ?

Поскольку подобный президентский мемориал уже существует в США, невольно сравниваешь отечественный замысел с американским. Там на горе Рашмор высечены гигантские скульптурные портреты четырех президентов - Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна. Напрашивается вопрос: «А кто мог бы и нашему главе государства составить компанию на скале?»

Президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов: - Наша история изобилует знаменитыми личностями, которые объединили, к примеру, родовые племена. Но я думаю, что надо разграничить историю следующим образом: древняя история досоветских времен, затем первые секретари ЦК Компартии Казахстана, за исключением Колбина, конечно: А что? Может, не на этой скале, но о секретарях забывать не следует. У нас ведь советский период тоже был. Ну, может, не рядом с президентом их ваять, а на обратной стороне скалы. А память первого президента можно увековечить специализированно. То есть там, на этой скале, будут только президенты в своей последовательности: номер один, два и так далее. Тогда будет преемственность. Если вы помните, когда я работал заместителем акима Караганды, я предложил сделать галерею портретов руководителей города. На лестницах в акимате сейчас висят портреты акимов. Так вот и в кабинетах у заместителей тоже должны висеть портретики всех тех, кто когда-то исполнял эти должности. Чтобы человек понимал, что в этом кабинете работали великие личности. И не опускался до мелочей: если все его предшественники были честными людьми, то и ему как-то воровать негоже. Потому что его портретик тоже там когда-нибудь появится. И потом скажут: «А! Этого знаем. Взяточник!».

Секретарь Карагандинского обкома восстановленной Коммунистической партии Советского Союза Александр Бондаренко: - Во-первых, я бы ни за что Назарбаева там не высек. Вместо президента я бы порекомендовал туда Кунаева. Потому что при Кунаеве Казахстан процветал. Экономика развивалась, образование, здравоохранение, сельское хозяйство относительно нормально функционировали. А больше таких особенно заслуженных работников я не знаю: Ну Абдильдина я бы точно туда не поставил. Может быть, какого-нибудь героя соцтруда. Комбайнера, например. Там их много у нас было. Еще поставил бы Игоря Лободу, который, спасая своего товарища, погиб на шахте. И, пожалуй, все. Больше никто не имеет морального права быть восхваляемым.

Заведующий издательским отделом областного центра ЗОЖ Владимир Огарков: - Президент у нас один-единственный. Одному ему там и быть. Потому что если это появится, то навечно. Вечный памятник человеку, который заслужил это: он своим трудом, всей своей жизнью, своей прозорливостью и проницательностью заслуживает остаться в памяти потомков. Это мое личное мнение.

Общественник Павел Шумкин: - Идея высечь монумент действующего президента на склонах области не вызывает у меня вдохновения. И вот почему. Во-первых, у нас пока не появилось демократической культуры принятия решений по значимым для общества поводам. Мы пока все делаем «с наскоком», рывками. Потому никогда не будет ясно, сколько граждан было за памятник, а сколько против. Во-вторых, увековечивание облика человека при жизни - плохая примета. Наш президент еще довольно энергичен. И, в-третьих, уже сама тяга к «увековечиваниям» общественных и политических деятелей, к переименованиям городов и улиц давно вызывает у меня отторжение. Деятелей много - родных сопок единицы. Думаю, оценка деятельности любой персоны нашей страны должна быть отлита временем. Мне было приятно, что моя страна долго не копировала легковесные, льстивые инициативы наших соседей. Вроде золотого памятника в Ашхабаде, который поворачивался за солнцем. В народе его сразу нарекли «мангалом». Насколько я помню, наш президент уже не раз пресекал подобные инициативы с монументами. Они нас не красят, если честно.

Директор департамента по защите прав детей Ирина Киселева: - Я бы на скалу Сару Алпысовну, конечно, не помещала бы. Но если говорить о том, кого бы я хотела увековечить, то, конечно, нашу первую леди. За тот большой вклад, который она делает в защиту и поддержку детства. Она признана и на мировом уровне, и в странах СНГ. Благодаря ей созданы такие шикарные проекты, как дома юношества, детские дома семейного типа, дома надежды, киндер-деревни, которые сегодня защищают сирот. Но я против того, чтобы высекать ее на скале. Потому что я не представляю, как мы это будем содержать в порядке с нашими снегами-буранами. А если портрет окажется под заносом? Получится просто неэтично. И второй момент: согласился бы сам президент, чтобы его изобразили на скале? Я почему-то думаю, что он бы отказался. Помню, много лет назад в одной из статей президент говорил о том, что везде висят его портреты. Он сказал, что это вообще неправильно. Я считаю, что портрет президента должен висеть в официальном кабинете. Или, если для какого-то человека он является наставником, лидером, вдохновителем, можно портрет поставить на рабочем столе. Или дома повесить. Почему бы и нет?

Композитор Людмила Мельникова: - Я не вижу кого-то еще. При всем уважении ко всем остальным, я считаю, что время покажет. И пусть это будет где-то на других скалах. А первым должен быть только президент. Если кого-то поставить рядом - это будет не просто политической ошибкой, это будет не совсем корректно. Нет такого человека, который по масштабам мог бы находиться рядом. И надо быть особенно осторожным. Если уж делать, то очень высокохудожественно, узнаваемо, монументально, грандиозно, чтобы действительно получился шедевр. На уровне египетских пирамид. Вот так я считаю, я член партии «Нур Отан». И не только поэтому. Я к этой личности отношусь с тонким трепетом.

Популярность: 4%

Метки:Президент

Марина Фунтикова, Анастасия Машнина, фото Веры Тропыниной

nv.kz

Предыдущая статьяУзбекистан: Внедрению передового проекта мешают безразличие госчиновников и несостоятельность фермеров - Фергана.Ру
Следующая статьяИзвестия.Ру: Афганский наркотрафик дестабилизирует ситуацию в Средней Азии