Про ЭТО
? 18 (134) Сентябрь 2010, Интернет-журнал "Оазис"
Зарина Ахматова (Бишкек)
Из всех кризисных тенденций - самая пагубная - молчание власти. Именно в этот информационный вакуум всасывается весь «мусор» народных домыслов и политических спекуляций.
Два года назад, в самый разгар экономического кризиса, когда рынки обваливались, стройки стопорились и привычный мирок так называемого «среднего класса» превращался в руины, глава Казахстана многозначительно заверял всех: все спокойно. Тогда, почти хрестоматийно, почти по-булгаковски прозвучало историческое президентское: «кризис не в экономике, кризис в головах».
После этого все паркетные и не совсем журналисты, особенно в столице, бросились к словарям синонимов. Отрицать происходящее было, по меньшей мере, странно. Пик инфляции пришелся на 2008-й и составил 20,1%. К 2009-му общий убыток казахстанских банков достиг 17 млрд. долларов, внешний долг страны перевалил за более, чем 108 млрд. долларов США. Кризис в строительной отрасли привел к появлению недовольства среди дольщиков, массовым голодовкам и попыткам публичного членовредительства - с целью привлечь внимание к проблемам простых людей.
Правительство надеется, что накопленные валютные резервы средства Нацфонда, составляющие на тот момент 39 млрд. долларов, а также благоприятные условия на сырьевом рынке позволят республике избежать негативных последствий. Но ничего не помогает. Кризис есть. И даже антикризисный план, против якобы несуществующего кризиса, правительство разрабатывает в рекордные сроки.
Табу на кризис
Но говорить про это, то есть про кризис - стали с опаской. Официально никаких санкций не было, но установка прозвучала - в стране кризиса нет. Поэтому в подсознание обывателя начали внедрять новые понятия, а по-простому - пудрили мозги.
Изощрялись долго, и, кажется, даже успешно. Однако только на тех, кто «сам обманываться рад». Остальные уже тогда почувствовали «нулевую точку».
Отрицая экономический кризис, высокопробные пиарщики, не учли одного - они раскрутили другой кризис - кризис доверия к действующему политическому строю.
Ровно до тех пор, пока Нурсултан Абишевич не сказал во всеуслышание, что никто не должен верить глазам своим и кошелькам, многие верили. «Прямые линии» не были прямыми в прямом смысле этого слова. Вопросы модерируются, отбираются, но, тем не менее, задаются. И президент, теперь уже лидер нации, отвечает на все. Но сказанное «кризис у вас в головах», становится Рубиконом, который не нужно было переходить.
После этого, все происходящее в стране не замалчивается, а попросту игнорируется. Как будто властный истеблишмент и простой люд живут в разных измерениях, не пересекаясь.
Беда без срока давности
В ночь с 11 на 12 марта 2010 года в Алматинской области прорвало дамбу в селе Кызыл-Агаш. На мирно спящих людей обрушились тонны воды, грязи и горя. Стремительный поток, вырвавшийся из ущелья, безжалостно сметал все на своем пути, особенно безжалостно - человеческие жизни. 8 километров, разделявшие плотину от поселка, водный смерч преодолел за 16 минут. Еще через пару минут улицы поселка были погребены под слоем ила, глины и песка. Только официальные данные говорят о 45 погибших. Журналисты, оказавшиеся на месте трагедии сразу после местных мчсников, свежих могил на местном кладбище уже в первые два дня насчитали больше официальной статистики. Однако национального траура в стране никто не объявил, виновники не наказаны за халатность.Семьям погибших выплатили по 800 долларов.
Единственными, кто бил в набат, опять были СМИ. Высокой политической реакции ждали и общественность, и жители Кызыл-Агаша. Они ждали пять месяцев.
13 августа в село приехал президент, посмотреть наспех отстроенные дома, тогда-то, наконец, и выразил соболезнования семьям погибших.
«Во всем мире бушуют стихии. Эта трагедия коснулась и нас. Тысячи людей остались без крова. Такая ситуация сложилась и в Восточно-Казахстанской области. Несмотря на то, что люди находились под защитой государства, в этой трагедии погибли 45 человек. Пусть земля им будет пухом. Выражаю соболезнования всем родным и близким погибших», - отметил президент. Это произошло через 5 месяцев после трагедии, через месяц после неформального слета глав внешнеполитических ведомств стран-участниц ОБСЕ, прошедшем под Алматы, и через месяц с лишним, после грандиозных празднований дня города и президентского юбилея в столице.
16 и 17 июля глава государства лично посетил СМИД. Цель высокого собрания только одна - апогеем казахстанского председательства в ОБСЕ должен стать саммит глав государств, не проводившийся организацией уже 11 лет. Этой идее подчинены практически все политические торги в последние месяцы. И выторговали-таки. Радостный глава МИД Канат Саудабаев довольно сообщил, что саммит состоится в Астане до конца текущего года: 1-2 декабря 2010 года.
Нурсултан Назарбаев записывает обращение ко всем казахстанцам: «Проведение Саммита ОБСЕ - первого международного форума такого масштаба на всем постсоветском пространстве - это не только высокая честь, но и большая ответственность. Теперь важно обеспечить его подготовку и проведение на высочайшем организационном уровне».
Потом и состоялась эта рабочая поездка по Алматинской области с запоздалым выражением сочувствия. Видимо, глава государства думает, что у беды не бывает срока давности. Но почему-то очень затратный и имиджевый проект - проведение саммита - занимает больше газетных полос, статей в бюджете и президентского внимания, нежели судьба отдельно взятого населенного пункта.
Обычно в таких случаях не хватает только приписки «...и в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо».