CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

"Spiegel": Война в Таджикистане, пришедшая раньше ожидаемого срока :: Zamandash press

6 ноября 2010

"Spiegel": Война в Таджикистане, пришедшая раньше ожидаемого срока

06.11.10 13:38, Zamandash press

Исламистское восстание в Таджикистане

Международные наблюдатели рассматривают Таджикистан в качестве неудавшегося государство в середине национального кризиса. Растущее там протестное настроение приносит выгоду исламской оппозиции. Сотни новых мечетей открылись здесь с начала года и большее число женщин замечено носящими хиджаб на улицах Душанбе.

Кишлак Белги представляет собой место, до которого путешественники должны пытаться добраться только на внедорожнике. Деревня находится в предгорьях Памирских гор, приблизительно в 200 километрах (125 миль) к востоку от столицы Душанбе, в коридоре между кыргызской и афганской границами.

В Белги есть ресторан - чуть больше по размерам закусочной - находящийся в живописном местоположении на мосту через реку Сурхоб. У 51-летнего повара Мирзоходжи Ахмадова имеется белая борода и множество золотых зубов в его рту.

Ахмадову принадлежит дом в соседнем административном центре Гарм. У него есть семеро детей, кое-какой домашний скот и четверть гектара земли (приблизительно половина акра), где он выращивает картофель и помидоры. В советское время он проработал 20 лет в качестве бригадира в местном колхозе "Дружба" и позже стал мэром Белги. Наряду с этим, сельские жители называют его "командиром". У Ахмадова прозвище появилось с начала гражданской войны, которая началась в 1992 году и бушевала в течение пяти лет в Таджикистане. Самая отсталая из всех бывших советских республик контролировалась в то время бывшими коммунистами и региональными кланами, пока демократическая и в значительной степени исламская оппозиция не сформировалась против президента и бывшего первого секретаря коммунистической партии. Он создал национальную гвардию из фермеров и амнистировал уголовников, которые стали самым жестоким образом сводить счета с мусульманами. По крайней мере 50 тыс. человек были по сообщениям убиты. Много таджиков сбежали в Афганистан, где они были радикализированы.

Ахмадов, который был членом оппозиции, в то время отвечал за защиту Белги. Когда оказалось, что они были близки к тому, чтобы проиграть сражение, он увел 5 000 боевиков в горы и стал их командующим. "Мы боролись оттуда с режимом в течение трех лет, в то время как он преследовал нас с помощью вертолетов и танков," говорит он. В июне 1997 года новый президент Эмомали Рахмон и оппозиционная исламская партия возрождения объявили о "национальном примирении." Это дало в руки оппозиции часть власти в Таджикистане и привело к включению исламских боевиков в состав полиции и армии.

Возвращение из гор

Ахмадов вернулся из гор и стал начальником полиции и главой войскового подразделения ? 3974 в Гарме. Ему дали звание полковника и он позже стал руководителем отдела по борьбе с организованной преступностью. "Но скоро", говорит он, "Рахмон вынудил бывших членов оппозиции уйти со всех должностей. Сегодня большинство из них находится в изгнании, в тюрьме или умерли. Только трое или четверо из моих людей все еще занимают должности в Душанбе".

Любой, кто слушает как Ахмадов обсуждает будущее своей страны за чаем и бараниной в своем небольшом ресторане, вероятнее всего уйдет, чувствуя, что оно выглядит не так уж и хорошо.

Он говорит о том, как президент Рахмон переписал конституцию в Душанбе для того, чтобы продлить свое правление до 2020 года и как он разместил своих детей на высокопоставленных политических должностях. Он описывает, как Рахмон удостоверился в том, что правящая партия победила на выборах в конце февраля, но только согласился на предоставление 8 % голосов исламской партии возрождения, даже при том, что та получила, по крайней мере, 30 %. И он говорит, что Раштская долина, регион вокруг Гарма, имеет население в 270 тыс. человек, но больше уже не имеет ни одной работающей фабрики и получает электроэнергию лишь только в течение нескольких часов в день.

Он жалуется на то, что тем, кому удается найти работу, платят эквивалент лишь только 65 евро (92 доллара) в месяц и в то же время их заставляют покупать акции по проекту строящейся по соседству Рогунской гидроэлектростанции. По сообщению Ахмадова, студентам не разрешают сдать их экзамены и люди в вооруженных силах не получают продвижение по службе, если они отказываются купить акции. Испытывающее проблемы с наличными деньгами правительство уже удерживает половину зарплат учителей.

Наихудший удар по правительству с момента гражданской войны

Ситуация усложняется враждебностью с соседними, говорящими на турецком, узбеками, говорит Ахмадов. Их правитель, Ислам Каримов, установил мины на границе с Таджикистаном по словам Ахмадова, потому что он чувствует себя подвергающимся угрозе со стороны говорящих на персидском исламистов и боится за свой режим. Там также между этими двумя странами существуют нерешенные территориальные споры - разгорается война по воде, и Каримов заблокировал движение по железной дороге и не поставлял газ в течение многих недель. Оценки Ахмадова в значительной степени правильны. Даже международные наблюдатели рассматривают Таджикистан в качестве несостоявшегося государства в середине национального кризиса. Есть растущее настроение протеста, которое выгодно исламской оппозиции. Около 364 новых мечетей было открыто с начала года и в Душанбе все большее число женщин замечено носящими хиджаб публично. На севере страны три девочки даже угрожали совершить самоубийство, если им не позволят носить хиджаб в школу. "Руководство обещало бывшей оппозиции землю и ссуды, но мы ничего не получили," говорит Ахмадов. "Вместо этого за нами наблюдают круглосуточно. Они очевидно уже не доверяют нам вообще. Старые лагеря наших боевиков в горах заполняются опять. Вполне возможно, что вскоре вновь начнется гражданская война".

Не видим ли мы перед собой лишь только нейтрализованного критика режима, поигрывающего своими мускулами? Когда «Шпигель» говорил с Ахмадовым в Душанбе в конце августа, только что произошел поразительный инцидент. Двадцать пять критиков режима, которые были только что приговорены, сбежали из центральной тюрьмы агентства государственной безопасности и в ходе побега убили пятерых охранников. 3 сентября два полицейских были убиты и 28 человек были ранены в результате первой террористической атаки в Таджикистане. И 19 сентября 28 солдат погибло, когда военный конвой оказался заманенным в засаду около Белги.

Это стало сильнейшим ударом по правительству в Душанбе начиная с момента окончания гражданской войны. 22 сентября подразделения, лояльные правительству, заняли позицию перед домом Ахмадова в Гарме. Они выстрелили ракетами по ферме и затем пошли на нее штурмом.

Тем вечером контролируемая государством телевизионная станция сообщила, что разведывательная служба нашла шесть Калашниковых, три гранатомета и несколько тысяч гильз в доме. Станция утверждала о том, что "преступник Ахмадов" укрывал людей, которые стояли за кровавым нападением на военный конвой.

То, о чем не сообщала станция, было связано с фактом, что пятеро из людей Ахмадова были убиты чуть ранее, очевидно про-правительственными войсками.

Война, которую предсказывал Ахмадов, наступила гораздо быстрее ожидаемого. Президент Рахмон послал свои лучшие подразделения в область, где они прочесывали горы вокруг Гарма с 22 сентября.

Кампания уже была на стадии исполнения на протяжении более месяца, но вооруженные силы не сообщают ни о каких успехах. Исламисты используют афганскую тактику для того, чтобы бороться с вооруженными силами: применяя мины и внезапные нападения. Около 34 таджикских солдат погибли лишь только 6 и 7 октября, включая высокопоставленных бойцов из элитного подразделения Министерства государственной безопасности и Национальной гвардии. В Душанбе существует растущее ощущение ужаса, которое привело к разъединению всякого рода коммуникаций с восточной частью страны.

Фарангиз Наджибулла, радио-репортер и эксперт по Центральной Азии, выражает то, о чем думают в настоящее время многие: Раштская долина вполне может стать "рассадником исламского сопротивления", который дестабилизирует весь регион. Ахмадов, владелец ресторана, находится, вероятнее всего, снова где-нибудь в горах.

«Шпигель», 05 ноября 2010 года, Перевод - Zpress.kg-UVU

zpress.kg

Предыдущая статьяР.Омаров: Охотник за привидениями. В Астане появилась служба борьбы с полтергейстом
Следующая статьяВойна в Таджикистане - исламское восстание :: Zamandash press