Би-Би-Си: Почему Таджикистан возвращает учеников из арабских стран?
9 ноября 2010, 09:53, CA-NEWS (TJ)
CA-NEWS (TJ) - В Таджикистан из Египта возвращены около 200 таджикских студентов и школьников, проходивших обучение в религиозных учебных заведениях этой страны. В ближайшее время домой могут вернуться еще около 500 человек.
Почему Таджикистан возвращает учеников из арабских стран?
Русская служба Би-би-си,
Анора Саркорова, Душанбе, 8/11/10
Массовое возвращение таджикских студентов богословских учебных заведений началось после выступления президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который считает, что многие исламские центры имеют экстремистскую направленность.
"К сожалению, в большинстве случаев подростки, оставшись без контроля, обучаются не на мулл, а становятся на путь терроризма и религиозного экстремизма", - сказал Рахмон.
В последние годы интерес к религии в Таджикистане заметно вырос, поэтому изучать азы ислама отдают детей даже из нерелигиозных семей.
В известном исламском университете Египта "Аль-Азхар" обучается, по разным данным, от 500 до двух тысяч таджиков.
Возвращение
Таджикские студенты и школьники вернулись из Египта спецрейсом на самолете, который до этого доставил в Аравию таджикских паломников, совершающих хадж в Мекку и Медину.
Самолет с учащимися, среди которых много детей от четырех до десяти лет, приземлился в таджикском аэропорту ранним утром. Встречающим пришлось ждать родных почти пять часов.
Все это время с таджикскими студентами и школьниками общались сотрудники спецслужб.
Напуганные таким вниманием, многие из них отказывались от интервью, опасаясь в будущем преследования со стороны властей.
Некоторые откровенно признавались, что им было запрещено общаться с корреспондентами иностранных СМИ.
Во время беседы оперативных работников Государственного комитета национальной безопасности и депортированных студентов к ним были допущены лишь журналисты одного из государственных телеканалов.
Родные
"Я встречаю племянника, которого вернули в Таджикистан против его воли. Он в Египте учился и собирался остаться на время пожить в одной из арабских стран, - рассказал Ходжи Тухтабой Шарбатов. - Решение о возвращении на родину было принято таджикскими властями и поэтому оно будет выполнено в любом случае".Зарина - многодетная мать. Она отправила своего младшего сына Зарифа в одно из египетских медресе. Принять такое решение ее заставила безысходность. Вместе с мужем они воспитывают семерых детей и семье постоянно не хватает средств.
"Добрые люди помогли сына отправить в Египет. Он получает образование. Учит языки. Мне редко удается с ним поговорить. Я не знаю, в каком конкретном медресе он учится, и чему там обучают" - говорит Зарина.
Как и Зарина, многие родители, встречавшие утренний рейс из Египта, не знают, где и чему обучаются их дети.
Бесплатное образование
Главный аргумент в пользу получения детьми религиозного образования за рубежом - отсутствие платы.
При выезде из страны граждане Таджикистана оплачивают лишь стоимость визы и билета в один конец, а расходы на проживание и учебу берут на себя арабские власти либо неправительственные исламские организации.
Средняя заработная плата в Таджикистане составляет около 60 долларов.
Эксперт Фаррух Умаров считает одной из причин выезда из страны молодежи коррумпированность системы образования в Таджикистане.
"Большинство населения, особенно молодежь, не имеют доступа к системе образования. Чтобы поступить в вузы страны необходимо иметь минимум от 5 до 20 тысяч долларов. Поэтому многие едут учиться за границу нелегально, выбирая недорогие учебные заведения. Некоторые частные школы, по типу тех, в которых обучались афганские талибы, принимают студентов бесплатно, обеспечивая их жильем, одеждой и питанием, но в будущем их вербуют для своих целей", - поясняет Умаров.
Что предложит Таджикистан?
Теперь Таджикистан ведет переговоры о возвращении всех своих граждан, которые обучаются в религиозных школах за рубежом.
"У нас есть информация о том, кто и в каком учреждении обучается, и чему они там учатся, а по возвращении чем занимаются. Не посылайте!" - пригрозил таджикский лидер.
По словам Рахмона, сегодня получить религиозное образование можно, не выезжая за пределы Таджикистана.
В Душанбе действует Исламский университет, по всей республике открыты десятки богословских школ. Кроме того, граждане республики могут воспользоваться своим правом продолжить религиозное обучение в исламских вузах, однако сделать это можно лишь с разрешения государственных органов.
Власти страны заверяют, что помогут всем вернувшимся на родину ученикам богословских школ поступить в светские или религиозные учебные заведения страны.
Политолог Абдугани Мамадазимов, между тем, сомневается, что это возможно: "Интеграция этих детей в общество будет проходить с трудом. Возможно, большинство студентов смирятся со своей судьбой и будут как-то пытаться устроиться дома, найдут себе духовного наставника и продолжат получение религиозного образования".
"Оставшиеся несогласные попытаются выехать из страны под любым предлогом, в том числе устроиться на учебу в один из светских вузов за границей. Тут много причин, не только религиозных, - считает Мамадазимов. - Они уже могут сравнивать жизнь в Таджикистане и за его пределами и многие не хотят жить на родине. Они хотят жить и работать за границей. Исламские вузы - это практически бесплатная возможность добиться этого".
Кроме того, качество предлагаемого образования в теологических учебных заведениях Таджикистана уступает образованию, которое могут получить студенты в аналогичных вузах в странах мусульманского Востока.
В отличие от студентов таджикских медресе и университета, где как и в светских заведениях страны не хватает квалифицированных преподавателей, выпускники иностранных школ владеют несколькими иностранными языками и хорошо знакомы с современными компьютерными технологиями.
Опасения властей
Это уже не первый случай, когда таджикских студентов, обучающихся именно в исламских учебных центрах мусульманского Востока, насильно возвращают на родину. Несколько лет назад в Таджикистан в принудительном порядке было репатриировано более 700 таджиков, обучавшихся в Пакистане.
Ахлиддин Беков был одним из возвращенных на родину студентов. Сейчас по отношению к произошедшему он испытывает двоякие чувства.
"Я искренне считаю, что решение о почти принудительном нашем возвращении было правильным. Действительно, в Пакистане было немало попыток завербовать таджикских студентов, и кто знает, кем бы мы были и чем бы сейчас занимались, - рассказывает Ахлиддин. - Но с тех пор как я здесь, прошло несколько лет, а дорогу в жизни я так и не выбрал. Я на перепутье - не знаю, что мне делать и как жить".
Большинство таджикских талибов (а на пушту слово "талибан" означает "студенты"), как правило, дети этнических таджиков, бежавших сначалка в Афганистан, а затем в Пакистан. Ахлиддин вместе с родителями покинул Таджикистан сразу после начала гражданской войны в начале 1990-х годов.
Начать новую жизнь на родине после возвращения многим таджикским талибам так и не удалось.
Мало кто смог переучиться на кириллицу, так и оставшись без образования. Ахлиддин не научился читать таджикских газет. Он пользуется арабским шрифтом и считает себя чужим среди своих.
Кроме того, по словам бывших таджикских студентов-богословов, государственные структуры очень неохотно принимают таких молодых людей на работу, считая их политически неблагонадежными.
К тому же, считается, что неофициально все они до сих пор находятся в поле зрения спецслужб страны. Многие напуганы таким вниманием и ищут любую возможность покинуть Таджикистан навсегда.