О Казахстане, каковой он есть... Часть I.
09.11.10 11:59, Zamandash press "Daily Mail":
Диктатор с королевской гарантией: Почему принц Эндрю посетил Казахстан 6 раз за 7 лет? Часть I
Потерянная среди пустынных площадок для отвалов среди азиатской степи, следующая по очереди Северная Корея медленно появляется среди зимних снежных бурь и летней, словно из доменой печи, жары одного из наиболее неприветливых климатов в мире. На сей раз потерявший рассудок режим возникает без атрибутов марксизма и является благословленным - или проклятым - богатством, которое обеспечивается нефтью и газом.
Страна также обладает странного рода британским Королевским ручательством - принц Эндрю является частым и почитаемым посетителем, хотя причины его многих поездок в это отдаленное место остаются неизвестными.
И он также продал свой бывший семейный дом казахскому бизнесмену за неожиданно высокую цену.
Вы можете подумать, что Вы знаете о Казахстане из-за глупого сатирического фильма Борат. В действительности, правители этой противной и вызывающей беспокойство страны весьма предпочли бы, чтобы Вы полагали, что несведущая и фривольная пародия Саши Барона Коэна, в которой не содержится визитов на непосредственные места, была правдой. Поскольку действительность представляется намного худшей.
Лучшим местом для того, чтобы начать путешествие в реальный Казахстан является его удивительная новая столица Астана, плод мании величия, который напоминает о гигантском безумии Николае Чаушеску в Бухаресте и заброшенных, пустынных улицах и площадях Пхеньяна.
Она также напомнила мне о похожем на привидение бирманском запретном город Найпидау, построенном, как и Астана, в середине никуда, вследствие чего правители могут быть в максимально возможной степени удалены от тех, кем они правят. Власть народа никогда не сможет добраться досюда. Она по пути умрет от голода.
Слово 'Астана' означает 'Столица'. Это, как казахи иронически отмечают, выглядит, как если бы Вы называли Вашу собаку 'Собака' или Вашу жену 'Жена'.
Большинство людей думает, что название является временным и всесильный диктатор страны Нурсултан Назарбаев, медленно набирается храбрости для того, чтобы назвать место своим именем.
То, что мы знаем о президенте Назарбаеве, получено из двух совершенно противоречивых источников. Один является не совсем уж и критической биографией его роста от кочевника, проживавшего в бараках до дворца со шпилями, через коммунистическую партию, и написанный Джонатаном Айткеном, раскаявшимся и выжившим в коррумпированную эру Британии.
В этой работе лидер показан в качестве доброжелательного отца своей нации, популярного, чувствительного к критике, с солидным списком достижений, и т.д. и т.д.
Другая версия описывается в радостно злонамеренном и совершенно своекорыстном томе, написанном бывшим зятем Назарбаева Рахатом Алиевым, выброшенным из внутреннего круга босса после ссоры и теперь находящимся в бегах от мести его гнева. Именно в этой работе Вы прочитаете, что президент Назарбаев, как предполагают, имеет трех здравствующих жен. Первой является его 'официальная' жена, Сара Алпысовна, которая все еще поддерживает положение, но, как говорят, живет в Алма-Ате - в сотнях милях от своего мужа и его напряженной жизни.
Второй является бывшая стюардесса на борту президентского самолета. Третьей, как говорят, является бывшая мисс Казахстан. Многие образованные люди в Казахстане знают имена этих женщин, но ничего о них никогда не публикуется в опасающейся и преследуемой прессе, которой позволено иметь ограниченную свободу, если она никогда не будет критиковать непосредственно самого президента.
Клевета является уголовным преступлением - а не так, как в цивилизованных странах, гражданским вопросом. Одна критически настроенная газета, Respublika, пострадала особенно существенно. В 2002 году ее офисы загадочно сгорели дотла.
Те, кто совершили преступление, повесили обезглавленную мертвую собаку на развалины и оставили записку, где говорилось: 'Мы Вас больше не будем предупреждать'.
На настоящий момент прессы газеты были конфискованы и она появляется в газетных киосках в виде грубо скрепленной, напечатанной на компьютере версии.
Президент тщательно создает иллюзию того, что его страна является управляемой законом демократией, вместе с тем принимая меры к тому, чтобы в действительности этого не было. Демонстрации протеста позволено проводить, но только в отдаленных парках, до которых трудно добраться любым способом.
Но державы Европы со счастливым видом присоединяются к фантазии о том, что Казахстан является демократией Западного стиля, по мере того, как они не хотят оскорбить или вывести из себя человека, который контролирует значительную часть нефти и газа в мире. Как обычно коррупция и репрессии идут нога в ногу. Страна томится на 105 месте в сравнительной таблице по коррупции Transparency International, рядом с Аргентиной, Алжиром, Молдовой и Сенегалом. И она стоит на 162 месте по Индексу Свободы печати, изданном «Репортерами без границ».
Международные наблюдатели говорят о том, что полиция, как правило, подвергает пыткам подозреваемых. Борец за права человека, с которым я говорил в его доме в дальнем пригороде Алматы - но который должен остаться неназванным для его же собственной безопасности - рассказал тревожные истории о том, как он и другие были ложно обвинены в уголовных преступлениях и заключены в тюрьму, вследствие чего их преследование не могло быть официально зарегистрировано как политическое.
Он сказал, пожав плечами: 'В этой стране никто фактически не преследуется за его политические взгляды. Они всегда находят другой способ, чтобы достать Вас'.
Один из участников кампании, Евгений Жовтис, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и верховенству закона, был заключен в тюрьму в прошлом сентябре на четыре года после дорожного происшествия, в результате которого пешеход умер, но что, как кажется, не было по вине водителя.
Мать самого погибшего умоляла о смягчении наказания, но водитель все равно получил крайне суровый приговор.
Персональная критика президента теперь является в особенности незаконной, в соответствии со Статьей 318 казахского уголовного кодекса. Даже до того, как этот закон вступил в силу, написание истории для журнала о частном богатстве Президента обошлось моему осведомителю в угрожающий визит сотрудников КНБ, до той или иной степени преемника старого советского КГБ, но без очарования. Вскоре после этого он подвергся насильственному нападению в неосвещенном подъезде многоквартирного дома, где он проживает, со стороны здоровенных, грубых мужиков, которые предупредили его замолчать.
Подлинное оппозиционирование является трудным. Партии должны собрать огромное количество подписей для того, чтобы зарегистрироваться и власти обычно дисквалифицируют многие из подписей.
По сообщению Алиева, оппозиционные партии, которым разрешают действовать, являются подставными, поддерживаемыми просто для PR-целей. Настоящих противников ожидают неприятности в судьбе.
В ноябре 2005 года критик президента Заманбек Нуркадилов был обнаружен мертвым с оружием рядом с собой. В результате проведенного официального расследования было сказано, что он совершил самоубийство.
Но адвокат погибшего человека задавался вопросом о том, возможно ли, чтобы кто-либо мог бы совершить самоубийство, стреляя дважды в грудь прежде, чем выпустить третью пулю себе в голову.
Незадолго после этого другой видный противник режима, Алтынбек Сарсенбаев, был найден мертвым в горах около Алма-Аты, со своим водителем и телохранителем при очень подозрительных обстоятельствах.
Книга Алиева бросает тень серьезного сомнения в отношении официального судебного заседания обвиняемых в преступлении и делает сенсационные утверждения о том, кто заказал убийство.
Назарбаев любит выигрывать всеобщие выборы приблизительно с 91 % голосов, и обычно делает все возможное, чтобы поступить именно так, даже если это связано с обращением небольшого внимания на фактические избирательные бюллетени, или что-либо в этом роде, как утверждает его бывший зять Алиев.
Он одержал победу в 1991 году, продлил срок своего правления до 2000 года в 1995 году, был переизбран в 1999 году и снова в 2005 году. Кандидаты от оппозиции обычно понимают заранее, что они там находяся лишь для шоу.
Назарбаев - в отличие от кого-либо еще в Казахстане - может баллотироваться на выборы на высшие должности так часто, как ему это заблагорассудится. Другие ограничены двумя сроками.
Такого рода беззаконное разрешение является непередаваемым - кроме, возможно, будущего сына и наследника.
Продолжение следует.
Питер Хитченс, «Дейли Мейл», 7 ноября 2010 года, Перевод - Zpress.kg-UVU