CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

Echo :: "Разведка боем"

19 февраля 2011

"Разведка боем"

19 Февраля 2011, Echo

Какие планы в действительности стояли за попыткой иранских военных кораблей пройти через Суэцкий канал?

А.ШАКУР

Ближний Восток переживает - а возможно, уже пережил - очередной политический кризис, который на сей раз логичнее всего было бы назвать "Суэцким". По своим масштабам и драматизму его невозможно даже сравнивать с "суэцкой войной", но вот за этим могут стоять не менее масштабные политические процессы.

Наиболее подробно предысторию кризиса излагает российский "Коммерсантъ". По сообщению израильских источников, две с половиной недели назад два иранских военных корабля двигались в направлении Сирии, где иранские моряки должны проходить годичную стажировку, обучаясь приемам защиты иранских грузовых судов и нефтяных танкеров от пиратов. Несколько дней суда провели на якоре в порту саудийской Джидды, получив предварительное разрешение от властей Саудовской Аравии. После этого, по данным израильского руководства, корабли двинулись дальше и должны были в ночь со среды на четверг пройти через Суэцкий канал и выйти в Средиземное море. При этом, по данным израильской газеты Yedioth Ahronoth, иранские корабли - это сторожевое судно MK-5 и судно снабжения - не могут представлять серьезной опасности для Израиля. Посол США в Израиле Джеймс Каннингхем также полагает, что преувеличивать опасность направляющихся в Средиземное море кораблей не стоит: "Я не думаю, что из этого события следует делать какие-то далеко идущие выводы. Иранские суда часто можно наблюдать в этом регионе, и если их действия будут угрожать миру и спокойствию, мы сможем с этим справиться".

Тем не менее в этой стране проявили понятную обеспокоенность. В том числе и потому, что отдавали себе отчет: военные корабли Ирана должны были пройти через Суэцкий канал впервые за последние 30 лет. А в январе 2011 года, напоминает ВВС, поступали сообщения о намерении иранского правительства отправить в Средиземное море "целый флот" сроком на год.

Так или иначе, власти Израиля обратились к США и ряду других государств с просьбой вмешаться и сделать Ирану предупреждение. "Это провокация, которая доказывает, что самоуверенность и наглость Ирана растут день ото дня",- заявил министр иностранных дел Израиля. Однако действий со стороны других государств не последовало, что вызвало критику со стороны господина Либермана. "Мы верный союзник США в регионе и единственный союзник, который разделяет их ценности. Мировое сообщество должно понимать, что Израиль не может вечно терпеть подобные провокации, цель которых обострение ситуации в регионе",- заявил он. "Иран использует протестную волну в арабском мире не для того, чтобы добиваться установления там демократии, а чтобы навязать этим странам радикальный исламистский режим правления, - заявил министр иностранных дел Израиля. - Иран преуспел в подобных делах. На северной границе Израиля господствует поддерживаемая Тегераном "Хезболлах", а на южной - ХАМАС. Мы должны предотвратить создание еще одной подобной базы на территории Иудеи и Самарии". Военно-морские силы Израиля были приведены в повышенную боевую готовность. Министр обороны Израиля Эхуд Барак провел консультации с зарубежными коллегами, ознакомив их с новой информацией о судах, и заявил, что Израиль "внимательно следит" за ними.

Однако на момент выхода в свет этого номера газеты "Эхо" иранские корабли в Суэцком канале так и не появились. Как сообщил в интервью агентству Reuters представитель совета, управляющего Суэцким каналом, Ахмед аль-Манахли, эти суда не внесены и в список судов, которые намереваются воспользоваться каналом в пятницу. По его словам, военные корабли любых стран должны за 48 часов получить разрешение от министерств обороны и иностранных дел Египта. От Ирана таких запросов пока не поступало. Другой источник в управлении канала, который не называется, сообщил агентству Reuters, что управление "было уведомлено сегодня об отмене запланированного прохода двух иранских военных кораблей, и новая дата не назначена".

Отказались ли иранцы от своей попытки пройти через Суэц сами или же получили отказ от новых властей Египта, по понятным причинам остается только гадать. Однако по меньшей мере не исключено, что "суэцкий поход" иранских судов на самом деле представлял собой не только и не столько попытку "проложить тропу" через Суэцкий канал и создать весьма важный для ИРИ прецедент. Судя по всему, этот поход представлял собой своеобразную "разведку боем", политическую проверку для новых властей Египта, которые вроде бы намекают на возможность снятия запрета с деятельности "братьев-мусульман". И эти сообщения, похоже, не на шутку воодушевили Тегеран. Где уже строят далеко идущие планы в связи с новой "волной нестабильности" в арабском мире.

Серия бунтов и революций действительно ставит перед мировым сообществом более чем непростые задачи. Прежде всего потому, что падение диктаторских и авторитарных режимов в Египте и Тунисе создает угрозу прихода к власти радикальных исламистов, как это уже было в Иране.

В самом деле, антиправительственные акции протеста в арабских странах приобретают все более массовый характер, указывает "Немецкая волна". В Ливии армия взяла под контроль ситуацию в Бенгази - втором по величине городе страны - после того, как в ночь на пятницу, 18 февраля, на улицы вышли тысячи людей, чтобы выразить возмущение по поводу жестокого подавления антиправительственных демонстраций, сообщает агентство Reuters.

По данным правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), в результате разгона акций протеста против руководителя Ливии полковника Муаммара Каддафи, правящего страной уже более 40 лет, погибли не менее 24 демонстрантов, а по данным социальных интернет-сетей - около 50. Наиболее ожесточенные столкновения имели место в Бенгази. Власти Ливии не сделали никаких заявлений по поводу насилия в стране.

Оппозиция, вдохновленная успехами народных революций в Тунисе и Египте, 17 февраля объявила в Ливии "Днем гнева" и вывела на улицы тысячи людей, чтобы потребовать реформ, соблюдения прав человека и обуздания коррупции. 18 февраля на улицы ливийских городов, однако, вышли многочисленные сторонники полковника Каддафи, утверждающего, что ливийцы живут в условиях подлинной демократии.

В столице Бахрейна Манаме сотни людей вышли на улицы, чтобы потребовать свержения короля шейха Хамада бен Исы аль Халифы и почтить память людей, погибших в ходе акций протеста последних дней. Агентство DAPD напоминает, что 17 февраля в результате разгона антиправительственной демонстрации в Манаме были убиты 5 человек и еще более 200 ранены. С тех пор ситуацию контролирует армия, на улицах находятся танки. В стране запрещены любые акции протеста. Госсекретарь США Хиллари Клинтон в телефонном разговоре с бахрейнским коллегой шейхом Халедом аль Халифой подвергла критике жесткие действия силовых структур королевства. В Йемене в результате новых акций протеста погиб как минимум один человек и еще более 30 были ранены. А йеменская оппозиция запланировала массовые демонстрации, надеясь вывести на улицы до миллиона человек, чтобы потребовать отставки авторитарного президента страны Али Абдаллы Салеха.

И при этом по многим направлениям "просматривается" риск роста влияния Ирана. В самом деле, в Йемене правительственные войска уже давно ведут вооруженную борьбу против шиитских боевиков, поддерживаемых Ираном. В Бахрейне, самой маленькой арабской стране, где расположена важнейшая база ВМФ США, на улицы вышла именно шиитская оппозиция, недовольная правлением суннитской королевской династии. Участники митингов требуют введения выборной власти. И если Запад, с одной стороны, не может не поддержать демократический порыв, то, с другой, приход к власти проиранских сил - тоже не лучший вариант.

Как теперь утверждают осведомленные источники, власти США заранее знали о нестабильности в арабском мире и предвидели волну революций, но хранили свою осведомленность в тайне, опасаясь, что в случае утечки информации союзники в регионе будут оказывать давление на Белый дом. Представители американской администрации сообщили об этом только сейчас, когда смена власти в результате массовых волнений уже произошла в Тунисе и Египте и может произойти еще в ряде стран.

Как теперь выяснилось, еще в августе прошлого года для Обамы был подготовлен секретный доклад, известный как Presidential Study Directive, пишет The New York Times. Документ выявлял возможные горячие точки, особенно в Египте, и требовал предложений о том, как администрация могла бы добиться изменений в странах с авторитарными правителями, которые являются ценными союзниками США. Белый дом проводил еженедельные встречи с экспертами Госдепартамента, ЦРУ и других ведомств. Процесс возглавляли Деннис Росс, советник президента по Ближнему Востоку, Саманта Пауэр, представитель руководства Совета национальной безопасности, занимающаяся вопросами прав человека, и Гайл Смит, директор по глобальному развитию в Совете национальной безопасности, перечисляет газета.

В статье для The Financial Times президент консалтинговой компании Eurasia Group Иэн Бреммер рассказывает о предложенной им в 2006 году концепции J-образной кривой применительно к политической турбулентности, охватившей в последнее время Ближний Восток и Северную Африку.

"Никто не мог предвидеть, что смерть торговца овощами из Туниса вызовет бунты по всему Ближнему Востоку и поставит под угрозу режимы от Ливии до Ирана. Но сколь бы хаотичной ни казалась эта ударная волна, она на самом деле является лишь очередным примером мощного политического феномена: J-образной кривой, или падения стабильности при переходе государств от закрытого общества к открытому. Некоторые правительства, как, например, в ЮАР после падения режима апартеида, выдерживают этот переходный период. Другие - Советский Союз, Иран при шахе и бывшая Югославия - не выдерживают", - пишет автор. Подробно изложив свою теорию, Бреммер делает вывод: "Если правительства таких стран, как Египет, ослабят хватку, дабы подстегнуть экономический рост, они рискуют получить резкие социально-политические потрясения. Но если они будут сохранять замкнутость, это резко ограничит их экономический потенциал в обеспечении благосостояния, от которого будет зависеть их политическая легитимность в долгосрочной перспективе. А это тоже создает нестабильность". Проще говоря, внятного сценария реагирования на новые революции в арабском мире у Запада так и не появилось, в том числе и потому, что ситуация сама по себе была более чем непростой. И на этом фоне Иран, судя по всему, пытается "тестировать поведение" новых правительств в регионе, чтобы понять, насколько оправдались прогнозы о "крахе влияния США" в Магрибе.

Плюс ко всему на фоне растущей нестабильности в самом Иране тегеранскому правительству нужна громкая внешнеполитическая победа, которая позволила бы укрепить свое внутриполитическое положение.

Но, судя по всему, результат "разведки боем" в Суэцком канале оказался совсем не таким, как на это рассчитывали в Тегеране.

echo-az.com

Предыдущая статьяВ Душанбе завершился первый раунд таджикско-российский переговоров по погранвопросам | ASIA-plus
Следующая статьяРоссийский газовый гамбит | Zerkalo.az