И это все о нём
? 5 (145) МАРТ 2011, Интернет-журнал "Оазис"
Меред Рашидов (Ашгабад)
Любое событие, обсуждаемое обществом в Туркменистане, почти сразу находит объяснение. И имя ему - президент Бердымухамедов. Еще бы! По степени заполнения собою всего информационного пространства - от СМИ до повседневной жизни он давно встал вровень Туркменбаши Великому, а подробности его поведения, циркулирующие в обществе, не снились никакому WikiLeaks'у. В стране нет и не может быть большего ньсмейкера. Он стремился к этому, он этого и добился!
Упоминание имени президента всуе особенно часто можно услышать в огромных автомобильных пробках, когда для его проезда до нескольких часов может быть перекрыт центр Ашхабада, - в обычные дни, или любое другое место, куда он направился с визитом или инспекцией. Совсем беда для жителей Ашхабада настает во время визитов иностранных делегаций, которые заселяют в шестизвездочный отель «Огузкент» - любовь и гордость президента. Вот тогда сразу в нескольких прилегающих районах города вводится комендантский час, проехать на машине туда невозможно, пройти пешком по центральным улицам тоже, сидя в домах запрещено подходить к окнам, а также держать кошек и собак, громко включать музыку, устраивать семейные торжества и оставлять возле дома собственный автомобиль. О любви президента к собственной безопасности уже складываются легенды. Иногда улицы, по которым может следовать его кортеж, перекрываются практически на целый день, особенно во время его визитов в другие районы страны. Только он отбыл в аэропорт, но поскольку никто не знает, когда он вернется, вот охрану и не снимают.
Не менее «ласковые» слова в адрес президента можно услышать и во время принудительных встреч и проводов самого президента и иностранных делегаций, открытий новых объектов, демонстраций и восхождений в гору по «Тропе здоровья». Тысячи школьников, студентов и госслужащих, прибывают к месту торжеств за несколько часов, изображают радость и потом за свой счет добираются домой по улицам, увешанным портретами, понятно кого.
Казалось бы, после начала событий на Ближнем Востоке Бердымухамедову стоило бы стать поскромнее и показать заботу о простом народе, дабы избежать ненужных (и опасных) ассоциаций.
Может быть, он даже и захотел это сделать, совершив блиц-визиты в удаленные районы и устроив разнос местному начальству и депутатскому корпусу за плачевное состояние дел. Потом (о, ужас!), он сказал то, о чем давно все знают, но любого другого за такие слова посадили бы в зиндан: «В селах и поселках нет даже самого необходимого, в том числе приличных дорог... В школах, библиотеках, домах культуры не создано надлежащих условий для нормальной работы и отдыха людей. И поэтому возникает вопрос: чем же в таком случае занимаются хякимы, их заместители, многочисленные руководители управлений и отделов хякимликов?». При этом он отметил, что «... такое положение одинаково везде, я сам убедился...». То, что убедился, это, конечно, радует. Но как ловко он назначил «стрелочников», которые во всем оказались виноваты! И тут же определил новые ориентиры, к которым он поведет свой народ: «Наша основная задача - обеспечить туркменскому народу уровень жизни, отвечающий стандартам развитых европейских стран». Конечно, в контексте последних событий, ссылка на богатые арабские страны уже неуместна, и это очень хорошо подметили люди. Ранее Ниязов, да и сам Бердымухамедов, держали другой ориентир - именно на эти самые благополучные и богатые сатрапии Ближнего Востока.
Тут же мысль о европейском векторе развития подхватили записные идеологи. Один из сотрудников Госкомстата заявил, что «...инновационная политика как составная часть общегосударственной социально-экономической и научно-технической политики Туркмении призвана обеспечить реализацию нововведений в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, финансах, образовании, культуре и управлении...». А за пример и ориентир решили выбрать Финляндию. «В этом отношении особый интерес для Туркмении представляет опыт Финляндии», - определил чиновник. Дальше были слова про инновации, конкурентоспособную экономику, но забыли сказать самое главное. Финляндия стала Финляндией только потому, что это свободная страна с демократическими институтами и традициями, со свободной экономикой. По сути, туркменский агитатор призвал к изменению политического режима! Но при этом он забыл упомянуть, что в этой самой Финляндии на законодательном уровне каждому гражданину страны гарантировано право на доступ к высокоскоростному Интернету, в любой точке страны - в городе или тундре. И о каких инновациях и нововведениях в «...образовании, культуре и управлении...» можно говорить, если в Туркменистане интернет: а) цензурирован, б) чрезмерно дорог, в) технологически слабо развит даже в городах и уж конечно не гарантирован законом. А уж после вклада Facebook и Twitter в ближневосточные события, о свободном Интернете в Туркменистане можно только мечтать. Недаром Бердымухамедов призвал сотрудников силовых ведомств бороться с «клеветниками», воводящими напраслину на демократический Туркменистан. И лгут они в Интернете. Так, что финский ориентир будет не совсем финским и даже не финским вообще.
Уровень жизни по «европейским стандартам» подразумевает много чего еще, кроме кажущейся простоты использования технологий и материального достатка. Европейские «страсти» вокруг похождений Берлускони, семейной жизни Саркози или любое проявление личных чувств, подробностей семейной жизни для туркменских реалий просто немыслимо. Если Ниязов открыто писал, что «добровольно и ради народа отказался от семейной жизни», то Бердымухамедов не позволяет никаких утечек о своей семье. Чем и плодит в народе легенды о сыновьях и дочери, о жене заграницей, «русской» любовнице и их совместном ребенке.
Тщательно отполированный образ президента не дает никаких ответов, что же за личность правит страной.
В одной из биографических книг о Бердымухамедове есть упоминание о его отце и матери и их фотографии. Но о детях и жене - ни слова. Понятно, что если он и отец, то только всего народа. Но откуда тогда слухи о том, что родственники президента обладают громадными счетами за границей и прибирают к рукам весь частный и государственный бизнес в стране? А об этом пишут не только записные диссиденты и оппозиционеры на «клеветнических» сайтах и дипломаты, специально для WikiLeaks, об этом говорят на любом базаре и в любой парикмахерской. Как и о других качествах и делах президента: его богатствах, любви к роскоши, в том числе и к дорогим авто, (обычным людям их иметь запрещено), к светлой одежде - рецидив врачебной профессии, о насаждаемом культе доминантного самца - подчиненным запрещено смотреть в глаза и казаться выше него ростом, о его маниакальной боязни покушения, о том, как он долго выбирал себе тутул-звание-обращение, остановился на прозвище «Аркадаг». Так что народный образ президента отличается от желаемого. Знает ли он об этом?
Конечно, можно посоветовать приклеить бороду и пойти в народ, как это делал Ниязов, послушать, что говорят не доклады спецслужб, лизоблюды и диссидентские сайты, а простые люди. Может быть, это заставит его более тщательно скрывать свои мании и фобии?
Кстати, о WikiLeaks. Спасиб о ему большое! Все, что там сообщалось о делах в Туркменистане и о личности президента, основано не на фантазиях дипломатов, а на изучении информации об общественном мнении граждан страны. Пусть хоть так узнает, что на самом деле думает о нем народ.